«ОРГАНИЗАЦИЯ и ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Матюхова Л.В, учитель предшкольного класса, Иртышской СОШ№4



«ОРГАНИЗАЦИЯ и ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ»




Аннотация


В данном докладе предлагаются формы и методы работы с родителями .Они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Работа, проведенная, по данным направлениям позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

































Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

В последнее время всё чаще говорится о личностно-ориентированном подходе к детям к работе семьи, который опирается на знание особенностей воспитания каждого ребёнка. Замечательный педагог Ушинский К.Д. говорил, что « чтобы во всех отношениях воспитывать ребёнка, его надо во всех отношениях знать». Нам, педагогам, необходимо учитывать признаки обновления работы с семьей . Педагог всегда в поиске , чтобы родители желали сотрудничать со школой, посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу .Перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками воспитания и строить работу на доверии . А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если педагоги хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить ,гибкий, непрерывный и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы сообщать ,документировать информацию о ежедневных успехах воспитанниках так, чтобы менялись представления родителей о их взгляды на опыт, который приобретают дети. . Предлагаю руководствоваться алгоритмом. Этот алгоритм помогает грамотно планировать мероприятия и отслеживать их эффективность.

Предлагаю 6- алгоритмов взаимодействия с семьей .

1. Педагог должен проявить высокий педагогический такт. Искреннее уважение к родителям, сдержанность ,деликатность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2.На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость.

З. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно Установление общих требований к воспитанию ребенка. Призывать к объединению усилий для выработки единых требований , не опровергать , а предлагать свои способы воздействия.

4.Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны ставят единые цели и задачи , уточняют воспитательные возможности друг друга. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, на перевоспитание ребенка. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним.

6.Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Самое важное это создание единой воспитательной среды для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Поэтому необходима интеграция воспитательного потенциала школы и семьи. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса:

-родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения

-педагоги, взаимодействия с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Самое главное заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя , спокойнее, комфортнее ,увереннее.

Педагог не может как прежде использовать только лекционную форму работы, так как:

-зачастую информация, данная в лекционной форме, воспринимается родителям как давление со стороны педагога

-в процессе лекции взрослые усваивают только 10-25% информации ( и только той, которая касается их непосредственно)

-мотивация их обучения довольна низка.

И по этому в настоящее время все чаще и чаще используется нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. В связи с этими работу необходимо строить по четырем уровням:

1.уровень. Информационно-аналитический (выявление активности родителей с помощью анкетирования сбор информации о семьях детей, «Сотрудничество педагогов и семьи», клубы по интересам ,родительских клубы, мероприятий проводимых совместно с детьми «Дни открытых дверей» тренинги, семейные клубы.)

2.уровень. Познавательный - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. ( Работа специалистов (логопед, ,педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.

3.уровень. Наглядно-информационный (Это родительские уголки; групповые альбомы и семейный «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»; фотомонтажи «Из жизни группы-класса», «В кругу своей семьи»; фотовыставки «Моя милая мама », «Мама и я, счастливая семья», «Папа, мама, я - дружная семья»; . Наглядно - информационной уровень дает возможность в доступной форме донести до родителей любую информацию , напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. уровень. Досуговая работа с родителями является самым привлекательным, полезным, востребованным но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Работа, проведенная, по данным уровням позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

В нашем классе проводятся ежегодные турниры по футболу , а так же турниры по игре в теннис с участием родителей, но и конечно веселые старты. Организованы родительские посиделки «У самовара» где дети участвуют вместе с родителями, сезонные праздники, где родители являются зрителями. Именно поэтому многое в нашем классе сделано руками пап и мам детей. Они помогли изготовить пособия для занятий по развитию речи и математике (папы вырезали из дерева буквы и цифры, а так же счетный материал), помогли оформить уголки дежурств (мамы сшили красивые фартуки), уголки природы (родители принесли цветы, пересадили вместе с детьми их в одинаковые горшки, изготовили календарь погоды), театральные уголки (папы сделали ширму, а мамы изготовили кукол из папье-маше ) , и т.д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. В этом нуждаются и наши родители. Новые формы в организации и проведении таких мероприятий, на мой взгляд, должны быть яркими, лаконичными, увлекающими и вовлекающими в активную деятельность всех членов педагогического коллектива.

Предлагаю примерную тематику работы для родителей, отличающуюся приемами и методами подготовки, формами и технологиями проведения. В каждой из представленных тем есть своя «изюминка», которая может быть полезных при проектировании новых форм.

Темы:

-Пути повышения воспитательных возможностей семьи в современных условиях.

-Семья и школа на пути к культуре мира: содержание, методы и средства реализации программы «Международные десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты

-Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений.

-Современная семья в системе социально социализации и воспитания личности.

-Роль семьи в предупреждении и преодолении негативных привычек у детей .

-Формирование в семье устойчивой позиции к негативной информации.

-Использование культурно-этнических ценностей в семейном воспитании.

-Влияние родителей на изучение детьми родного языка.

-Семья и школа на пути к культуре мира: содержание, методы и средства реализации программы «Международные десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты»

-Воспитание счастливого человека.

-Семья и школа - равноправные партнеры по обеспечению и защите прав детей.

-Деятельность семьи и школы в формировании портфеля достижений учащегося и поддержки его мотивации к учебе.

-Формы и методы вовлечения родительской общественности в обсуждении и реализации Концепции 12-летнего образование.

-Социально-психологические, культурные и духовно-нравственные проблемы ребенка в ситуации усыновлении и вхождение в семье.

-Влияние общей педагогической культуры родителей и всего социума на согласованность и единство требований к учащимся семьи, детского сада, школы, общественности.

-толерантность в воспитании конфликтов.

-Идеальный и реальный портреты семьи.

-Актуальные проблемы семейного воспитания, пути их решения.

-Координация взаимодействия родителей, учителей и общественности.

-Роль семьи и школы в формировании личности ребенка.

-Взаимодействие психолога и педагога с родителями

-Коррекционно-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с нарушение внимания, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

-От конфликта к сотрудничеству.

А также хотелось бы отметить о важном моменте в системе работы с родителями. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

В современных условиях трудно обойтись без поддержки родителей. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей .Организация взаимодействия с семьей - не имеющая готовых технологий и рецептов ,работа трудная. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".




Литература.


  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дного учреждения с родителями. [Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

  3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

  4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502


© 2010-2022