Опыт работы по теме Технология развития критического мышления у дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы по теме Технология развития критического мышления у дошкольниковОпыт работы по теме Технология развития критического мышления у дошкольников

МОУ «Сумкинская общеобразовательная школа»




тема:





Воспитатель ГКП:

Каргапольцева Светлана

Геннадьевна

2016 г

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми дошкольной группы кратковременного пребывания я использую такие технологии как: информационные компьютерные, здоровье сберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психических способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.

Актуальность технологии развития

критического мышления

состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Критическое мышление - это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей

Цель моей работы над опытом:

Подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

Критическое мышление

  • Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения
    независимо от остальных).

  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору
    фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому
    осмыслению)

  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
    проблем, которые нужно решить. (Необходимо заменить традиционное
    накопительное образование на образование проблемно-постановочное).

  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации

(утверждение - доказательства - вывод).

  • Критически мыслящим человеком
    невозможно манипулировать.

  • Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;


  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;


  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;


  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;


  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;


  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);


  • брать на себя ответственность;


  • участвовать в совместном принятии решения;


  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;


  • умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 фаза - осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза - рефлексия (рождение нового знания)

Приёмы развития критического мышления:

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей и многое другое

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Но некоторые приемы, особенно при соединении с экспериментированием, вполне возможно использовать с дошкольниками. Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов.

В группе кратковременного пребывания с детьми 5-7 лет изначально я использовала такие приемы как «ЗХУ», «Ролевая игра», «Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Верные и неверные утверждения» , «Хайку», «Таблица ПМИ». Сейчас использую и другие приемы, это «Кластер», «Кубик», «Перемешанные события», «Опорные сигналы», «Прогнозирование», «Логические цепочки», «Ассоциативный куст», «Круги Венна», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления», «Синквейн». Выбор приемов достаточно разнообразен. В начале работы над опытом я столкнулась с проблемой недостаточного знания по методике, со сложностью выбора приемов именно для детей дошкольного возраста, так как проходила обучение, предложенное для школьных педагогов. А так же столкнулась с недостаточной результативностью этих приемов. Сейчас я понимаю, что очень многие приемы, если изменить немного систему действий, вполне можно, и с неплохим результатом применять у дошкольников.

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Очень часто мной применяется такой прием. Я выбираю какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Размечаю это произведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваю у детей: «Как вы думае-

те, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсуждаем с детьми сходства и различия их версий с оригинальной. Такой прием не только учит моих детей мыслить логически, но и снимает с повестки дня вопрос о том, как научить их правильно говорить. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные доводы не принимаются. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так. Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» проводится мной либо в непосредственно образовательной деятельности детей, либо в организованной деятельности детей в режимных моментах при чтении художественной литературы. Пример.

Тема: Виктор Драгунский «Друг детства»

На стадии вызова детям предлагаю подумать над названием рассказа. Читаю название.

- О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.

На смысловой стадии использую прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки я использую вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации, читаю текст Текст рассказа:

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:

  • Папа, купи мне грушу!

  • Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:

  • Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкно
    венную кожаную боксерскую грушу!

-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу. Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под
дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в
которые я уже не играл.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года испол
нилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой тол
стый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка:

  • Кем хотел стать мальчик?

-А кем вы хотели бы быть? Почему?

На доске появляется «список»: астроном, капитан, спортсмен... Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что придумала мама? (1-2 версии)

  • Что будет дальше?

  • Есть ли у вас любимые игрушки? Какие это игрушки и почему они для вас
    любимые?

  • Чем может закончиться этот рассказ?

После ответов детей, я предлагаю им задание, придумать концовку рассказа. Дети обсуждают в парах или в небольших группах концовку рассказа и рассказывают

На стадии размышления читаю, как заканчивается рассказ автора Виктора Драгунского.

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой,, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.

  • Ты что? - сказала мама.

  • Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не
буду боксером.

На стадии размышления задаю вопросы детям:

  • Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

Давайте вспомним, с чего началось наше занятие, и проверим предположения:
«О чем рас При таком чтении у детей лучше откладывается в памяти содержание рассказа, так как внимание не успевает рассеяться до остановки, а во время остановки вновь активизируется, так как дети отвечают на вопросы. При таком чтении ребята учатся думать при слушании, а не просто пассивно слушать. У детей развивается фантазия, так как нужно самим придумать концовку. Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)

Этот прием я использую с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляю детям тему занятия Затем спрашиваю, что они знают по этой теме. Записываю их высказывания либо вывешиваю на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаю красную звездочку (вырезаю из цветной бумаги). Спрашиваю у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываются их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как я отвечу на все вопросы по объявленной теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что они узнали нового. Снова записываю высказывания, выдаю желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет. занятие можно повторить на следующий день. Пример: тема - дикие животные

Спрашиваю у детей:

-А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда) -А что бы вы хотели узнать о диких животных(дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)

Затем, я стараюсь дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые я не знаю ответа. В таких случаях я говорю детям, что я обязательно об этом узнаю и расскажу завтра и выполняю свое обещание. На следующем этапе я спрашиваю у детей: -Что вы узнали?

(дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку) Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Так же я применяю такой прием. Готовлю заранее утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть верными и неверными. Детям раздаю листочки с таблицей: 2 строки и столько столбцов, сколько вопросов. В верхней строке цифры по порядку. В начале занятия после объяв-

ления темы, предлагаю детям поиграть в игру «Верите ли вы, что.. .».Я читаю утверждения, а дети, если утверждение верное ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен. Пример:

Такая таблица дается каждому ребенку. Число столбцов зависит от количества вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема - волшебное электричество

- Ребята, давайте с вами поиграем, у вас таблички, с верху цифры, а внизу пус
тые клетки. Если вы со мной согласны, то ставьте плюс, если нет - минус.
Верите ли вы, что

1. Электрический ток течет только по проводам.

2.Электрический ток вырабатывается на электростанции. 3.Электрический ток иногда безопасен.

4.У меня в доме нет электроприборов.

5.Поезд движется с помощью электричества

Затем таблица откладывается, и в ходе занятия выясняются ответы на вопросы. В конце занятия возвращаемся к таблице, снова читаются вопросы, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Если в конце занятия дети поставили знаки правильно, то материал - усвоен.

Во время этого приема идет активизация внимания, потому что он в виде игры; активизация памяти, потому что нужно вспомнить, как было сделано ранее. Работа с такими таблицами закрепляет знание детьми цифр.

Прием «Ролевая игра»

Применяется мной почти на каждом занятии. Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключатся в постановке проблем или в инсценировке. Например, приходит какой- то герой, появившийся неожиданно, предварительно постучавшись в дверь, который предлагает детям решить какую-либо проблему. Иногда я беру двух кукол, которые надеваются на руку, и разыгрываю небольшую инсценировку.

Занятие о диких животных. Слышится стук, вносится мишка

- Здравствуйте, ребята, я заблудился, я не могу найти свой дом
-Ребята, поможем мишке?

-Как вы думаете, как можно это сделать? (эффект неожиданности, инсценировка

Тема - волшебное электричество

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

Читаю стихотворение, в руках кукла Золушка.

Про бедную Золушку сказку читаю,

но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться окота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея.

Надеется только на добрую Фею.

-Дети, поможем Золушке? Про какие приборы говорится в стихотворении? (Про электроприборы) А для чего они нам нужны? (эффект неожиданности и постановка проблем)

Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.

Приём «Кластер»

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре - ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.

Приём «Кубик»

Каждая сторона кубика несёт вопрос:

Картинка изображаемого предмета. Что это?

На что похоже?

Форма, величина, цвет

Как это делают?

Для чего используют?

За и против (положительное и отрицательное)

Кубик. Тема «Спички»

Спички

Похожи на палочки

Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера

Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу

Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.

Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар

Приём «Перемешанные события»

Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок. Иногда я перемешиваю картинки в дидактической игре («Как хлеб к нам на стол пришёл» или «Дикие домашние животные» и т. д., и уже дети в процессе игры исправляют неверное

Приём Опорные сигналы (ОС)

Это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью знаков: ключевых слов, фраз; забавных рисунков; символов; схем.

«Заучивание по рисункам (схемам) »

На каждую строчку стихотворения рисуется схема, которая помогает не только на слух, но и зрительно выстраивать цепочку строк, и стихотворение легче запоминается. Если схемы вывесить на доске в ряд, ребёнок, глядя на них, быстрее самостоятельно воспроизводит стихотворение вслух.

Приём «Синквейн»

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк:

1 строка - тема произведения, выраженная одним словом (существительным)

2 строка - описание темы в двух словах (прилагательных)

3 строка - описание действия тремя словами (обычно глаголами)

4 строка - фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме

5 срока - одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы

Синквейн по рассказу Н. Н. Носова «Заплатка»

Штаны

Замечательные зелёные

Полез зацепился порвал

Сам порвал - сам зашей

Одежда

Прием «Прогнозирование»

Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

Прием «Логические цепочки»

Развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

Прием «Ассоциативный куст» -

активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.

Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком -символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)

Конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?

«Кластеры» («Гроздья») -

Графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

«Толстые и тонкие вопросы»

Осмысление содержания художественного произведения. «Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа: почему? Зачем?

Суть « толстых» и «тонких» вопросов

Толстые вопросы тонкие:

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

«Шесть шляп мышления»

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. (Я люблю животных, они смешные и т.д.)

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. (Чем они полезны для природы и человека)

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. (Проблемы - вымирание)

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. (песни, стихи, сказки)

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. (Факты)Опыт работы по теме Технология развития критического мышления у дошкольников

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).(Выводы)

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.


Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Дополнительная информация:

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Прием «Хайку»


Хайку - это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Искусство писать хайку - это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях. Правила написания

  1. В стихотворении должно быть три строчки и 17 слогов (5 + 7 + 5), но учиты
    вая особенности русского языка, может быть и больше 17 слогов. При этом
    важно передать "дух" хайку посредством правильного построения "образов".

  2. В хайку должно быть сезонное слово (киго) - это слово, указывающее на то,
    в какое время происходит действие. Возможно как прямое указание ("зимний
    вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например, "сосулька" предполагает вес
    ну, "сбор винограда" - конец лета. Сезонное слово может также указывать на
    время суток.

  3. Стихотворение не должно быть многословным. Хайку не называет, а показы
    вает; не объясняет, а передает, В нем нет рифмы.

  4. Чаще всего повествование ведется в настоящем времени.

  5. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей
    строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. А иногда,
    наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подве
    дения итога требуются две последующие.

  6. Хайку может строиться на приеме, который называется соположением: име
    ются два объекта,, и хайку представляет динамику их отношений. Можно со
    поставить: объект и фон; разные состояния одного объекта; действия; качест
    ва/отношения, и т.д.

Хайку, на занятиях с дошкольниками я сочиняю сама, так как дети еще маленькие. Оно может использоваться в виде загадки. Пример:

Об электричестве: О птицах:

На улице ночь Вновь весна пришла.

Без него нам никак Они к нам прилетели.

Но осторожно. Берегите их.

Прием «Пирамида предсказаний»

Цель: научить детей формулировке и построению гипотез.

Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

1. Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик)?

2. Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами?

3. Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?

4. Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?

5. Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?

6. Что было бы, если бы …. все люди стали однорукими?

7. Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?

8. Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?

9. Что было бы, если бы …. мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться там, где захотели?

10. Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?

11. Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?

12. Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?

13. Что было бы, если бы …. у людей пропала память?

14. Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету?

15. Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?

16. Что было бы, если бы…. города умели летать?

17. Что было бы, если бы… солнце стало синим?

18. Что было бы, если бы .…все сказки на Земле исчезли?

19. Что было бы, если бы… у мальчишек не было карманов?

20. Что было бы, если бы… люди перестали плакать?

В процессе доказательства гипотезы, мы развиваем память, мышление, воображение. А это и есть начальная ступень в развитии критического мышления.

Игра «Как видят мир животные, насекомые, птицы?»

Цель: научить детей строить гипотезы.

Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Руководство: взрослый рассказывает детям, что все животные видят мир по - своему в зависимости от своих размеров, среды обитания, устройства зрения и т.д. Например, кошка слабо различает все цвета, кроме серого, но способна видеть много его оттенков; к тому же кошка небольшого размера, и то, что нам кажется маленьким, для нее большое и т.д. Взрослый просит каждого ребенка представить себя каким - нибудь животным (кошкой, лежащей на окне и смотрящей вниз; пчелой, опустившейся на цветок; собакой, сидящей в будке; птицей, летящей над крышей домов и т.д.) и попытаться зарисовать мир глазами этого животного.

Пчела опустилась на цветок.

Крупные глаза ПЧЕЛЫ состоят из множества маленьких глазок - фасеток. Каждая фасетка воспринимает лишь часть изображения. Части складываются в одну картину, и пчела видит «мозаичное панно» окружающего мира. Пчела видит мир в ультрафиолетовом цвете.

Собака сидит в будке.

СОБАКА - видит коричневый, синий и желтый. У нее периферийное зрение, как у человека. Кроме того, они способны различить до сорока оттенков серого цвета.

Кошка лежит на окне и смотрит вниз.

КОШКА - как и собака видит коричневый, синий, желтый. Кроме того, они способны различить до сорока оттенков серого цвета.

Птица летит над крышами домов.

ПТИЦА - видит ультрафиолет, которого человек не видит. Они могут одинаково хорошо видеть сразу два объекта, находящихся в стороне друг от друга. У птиц глаза как бинокль.

Комар, уселся на руку человека.

Глаза комара состоят из множества маленьких линз - фасеток и видят очень плохо. Такие глаза называют сложными, или фасеточными; они дают мозаичное изображение объектов и видит мир в ультрафиолетовом цвете.

Игра «Волшебные ладошки»

Рассмотреть ладошки и попробовать найти изображение букв, вывод: все ладони разные, но на каждой можно найти начертание нескольких букв.

Игра «Сказка»

Рассказываем сказку: «Я расскажу тебе историю, а ты внимательно слушай, и там где будет неправда, говори «Так не бывает!!!» Примером такой сказки может быть: «Жил -был маленький зайчик. Он жил в большом красивом лесу. Его лучшим другом был волк Вася…»

Игра «Что напутал художник»

Можно найти в интернете или развивающих книгах специальные картинки, изображающие нереальных животных или смешанных времен года. Ребенок пусть внимательно посмотрит и подправит нерадивого художника.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  • В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...".

  • Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.

  • Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

  • Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.

  • Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

  • Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.

  • Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»

Обучение с помощью приемов развития критического мышления я использую несколько лет, на занятиях с детьми. И во время свободной деятельности. Уникальность этих приемов состоит в том, что их можно применить к любому занятию, видоизменяя вопросы и задания в соответствии с нужной темой. Разработанное мной занятие с применением технологии критического мышления и экспериментирования в дошкольной группе было размещено в интернете на сайте simora.ru Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодежи». Методическая лаборатория. Мастерская «Современные образовательные технологии: Технология развития критического мышления» 2010/2011, где я участвовала во всероссийском конкурсе и была награждена дипломом за одну из лучших работ. В 2012г. я участвовала в районном Фестивале педагогического мастерства, где делилась опытом по использованию этой технологии. При применении приемов развития критического мышления я увидела их результативность на детях в группе. Дети учатся не просто отвечать на поставленные вопросы, а осмысливать их, аргументировано доказывать свою точку зрения. Они умеют не только отвечать на вопросы, но и задавать их. У моих детей хорошо развиты познавательные психологические процессы: воображение, память, мышление, внимание. Мои дети умеют работать с текстом, умея выделять в нем главное , умеют сопереживать и готовы всегда прийти на помощь не только героям, приходящим к нам на занятия, но и друг другу, окружающим взрослым, растительному и животному миру. Благодаря, применяемой мной технологии, дети моей группы легко и быстро усваивают материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптируются в школе и с ходу берут «высокий старт» в обучении. У детей моей группы за последние три года повысилась учебная мотивация , понизился уровень тревожности, повысилась самооценка, растет уровень высокой готовности к школьному обучению. Все это доказывает эффективность, внедряемых мной в образовательный процесс технологий





© 2010-2022