Выступление в рамках семинара-практикума «Секреты успешной работы с родителями» по теме «Эмоциональное выгорание педагога»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление в рамках семинара-практикума

«Секреты успешной работы с родителями»

по теме «Эмоциональное выгорание педагога»

Подготовила:

воспитатель Гусельникова О.А.

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

По данным исследований через 20 лет работы в детском саду у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги.

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; бессонница; негативные установки по отношению к детям, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания:

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

  1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики.

  2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус и т.д.

  3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности и т.д.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение - это результат действия совокупности всех факторов.

Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Четыре уровня личностных ресурсов:

  1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

  2. Психологический уровень. Он включает в себя три подуровня:

а) Эмоционально-волевой (осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания).

б) Когнитивный (понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним).

в) Поведенческий (деятельностный) (активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов).

3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4. Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса.

Надежда - психологическая категория, способствующая жизни и росту. Рациональная вера - убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру.

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.

Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели - все это является факторами преодоления профессионального выгорания.

Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию: Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания:

  1. Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии; высокая самооценка и уверенность в себе.

  2. Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.

  3. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием:

1.Относитесь к жизни позитивно: если можешь изменить ситуацию - измени ее, не можешь изменить обстоятельства - измени к ним отношение.

2.Ведите разумный образ жизни: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.

3.Будьте внимательны к себе и почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу.

4.Высыпайтесь!

5. «Свободное время педагога - это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги постепенно теряют вкус к жизни. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников.

6. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.

7.Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом…

8.Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви.

9.Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.

10.Научитесь жить с юмором. «Юмор - соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет».

11.Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь - это наша жизнь, наше здоровье - это наше здоровье.

Памятка: Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием


1.Относитесь к жизни позитивно: если можешь изменить ситуацию - измени ее, не можешь изменить обстоятельства - измени к ним отношение.

2.Ведите разумный образ жизни: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.

3.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

4.Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

5.Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

6.Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

7.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

8.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям.

9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

11.Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

12. «Свободное время педагога - это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.

13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью.

14.Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.

15.Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

16.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

17.Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все - от икон с ликами святых до запаха ладана - помогает обрести покой в душе.

18.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

19.Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.

20.Научитесь жить с юмором. «Юмор - соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех - это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.

21.Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

22.Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.


© 2010-2020