Вхгляды Яна Амоса Каменского на вопросы физического воспитания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физическое развитие и сохранение здоровья

в различные периоды истории человечества.

Есть три слова, для которых мы не знаем определений. Первое - «жизнь»,

второе - «смерть», третье - «здоровье».

(Леонард Шлейн)

С тех пор как существует человек на Земле, существует и проблема сохранения здоровья. Представления о здоровье и взгляды на профилактические меры были различными в зависимости от уровня развития общества.

Самые первые мероприятия по охране здоровья и оздоровлению соплеменников носили характер религиозных обрядов. Поскольку многие племена считали, что хранителем их здоровья является то или иное животное, которое, по их мнению, являлось родоначальником рода или его покровителем. В этот период накапливался опыт лечения лекарственными средствами растительного и животного происхождения, закладывались основы народной медицины. Выходят в свет первые книги по охране здоровья. В это время увидел свет древнеиндийский трактат «Аюр-Верда» (Знание жизни). В нем были подробно изложены натуропатические взгляды на причины болезней и меры их профилактики. Говорилось о личной гигиене, режиме дня, индивидуальной оздоровительной гимнастике и рациональном питании. Большое распространение получили русские парные бани, которые являлись одним из самых главных гигиенических заведений на Руси. Впервые был изложен принцип комплексного подхода к человеку. Основоположник научной медицины Гиппократ разработал профилактические рекомендации, не потерявшие актуальность и сегодня. В своем трактате «О здоровом образе жизни» Гиппократ описал стройную систему сохранения и укрепления здоровья, главное место в которой отводилось индивидуальным профилактическим мероприятиям. В конце XVIII -XIX в.в была исключительно высокая детская заболеваемость и смертность. В борьбе с ними первостепенную роль стала занимать охрана здоровья детей. Среди ученых, занимавшихся этой проблемой, прежде всего, необходимо назвать М.В.Ломоносова. В своем письме графу И.И.Шувалову «О сохранении и размножении народа российского» Ломоносов высказал свои предложения по охране здоровья в России. Также на первостепенное значение профилактики указывали такие ученые как Н.И.Пирогов, Г.А. Захарьин. Их труды заложили фундамент гигиены детей и подростков. А роль физической культуры в воспитании здорового ребенка впервые отражена в работах П.Ф.Лесгафта, который неоднократно указывал на значение физических упражнений для сохранения здоровья.

В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н.И.Пирогов - К.Д.Ушинский - Л.Н.Толстой - П.Ф.Каптерев - С.Т.Шацкий - П.П.Блонский - А.С.Макаренко - С.И.Гессен - В.В.Зеньковский - В.А.Сухомлинский.

Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через ХХ век и длится уже в ХХI столетии.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания были ритуальный танец, игра и игровые движения. Главное внимание при воспитании молодежи уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки. Характерным был обряд "посвящения", когда юноши в состязаниях показывали все свои способности.

Песталоцци считал так : физическое воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков. Цель физического воспитания в том, чтобы развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Песталоцци считал, что способности, заложенные в каждом человеке, стремятся к развитию и надо помочь им в этом.

Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учетом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения X. Вивес, М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодежи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре, преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в г. Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорьях Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус («Разговоры о физических упражнениях»), итальянский профессор медицины И. Меркуриалис («Виды физических упражнений»). Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов. Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются, и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи.

В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификация маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.

Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин. Он практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область).

Очень точные воззрения на необходимость формирования физической культуры тела содержатся в трудах Сократа и Аристотеля. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем:

• Любовь к людям - на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей.

• Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих мыслей.

• Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе применения своих физических сил и труда.

Заложенные в природе человека силы и способности развиваются путем упражнений. Образование и воспитание человека следует рассматривать как содействие внутреннему стремлению к развитию человеческих сил. Без этого воспитательные меры случайны и ненадёжны.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути.

В эпоху Возрождения и позднее ряд видных деятелей (Р. А. Каменский, И. Меркуриалис и др.) в своих трудах стали пропагандировать значение физического воспитания.

С этой целью И. Меркуриалис широко использует труды Гиппократа, Галена, Платона, Сократа, Авиценны и др.И. Меркуриалис делит гимнастику на три вида. Первым и основным видом он считает истинную, или медицинскую, гимнастику. Он считает, что преподавать ее должен врач: «гимнастику следует изучать у того, кто проповедует медицину.

Вторым видом является военная гимнастика и третьим - гимнастика ложная, основной целью которой является победа на соревнованиях. Помимо гимнастики, И. Меркуриалис придает важное значение прогулкам, верховой езде, прыжкам и другим видам упражнений. Все упражнения автор трактата делит на предварительные (подготовительные), затем основные и заключительные. Это деление дополняется методическими замечаниями и указаниями на дозировку физической нагрузки, основанными на критерии усталости, потливости, самочувствии и др.

В трактате И. Меркуриалиса впервые синтезировано описание физического воспитания древней Греции и Рима и рекомендована методика физического воспитания, которая до настоящего времени частично не утратила своего значения.

Сложность формирования целостной теории физической культуры объясняется тем, что она является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых имеет свою точку зрения на данный феномен, использует свой понятийно-категориальный аппарат, свои методы исследования и интерпретирует получаемые результаты с позиций своей конкретной науки. К тому же прикладные исследования явно опережают развитие научных знаний, что также затрудняет создание какой-либо целостной ее теории.

Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании

Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании

В эпоху Возрождения появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) - итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) - английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) - итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) - итальянский врач; Ф. Рабле(1483-1553) - французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) - бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) - английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист и др. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадали, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:
1. Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физйологические, психические особенности человеческого организма.
2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности), в педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.
3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.
4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием.
5. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.
Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, опережали свое время, во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступающих против физического воспитания. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии.
И. Меркуриалис - автор первого учебного пособия по физическому воспитанию "Об искусстве гимнастики". Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области.
С именем чешского гуманиста Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе "Великая дидактика" он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: "... сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни".
В одном из наиболее известных трудов Коменского "Мир чувственных вещей в картинках" есть такие разделы, как "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом", "Бег наперегонки", "Детские игры".
Для физического воспитания эпохи феодализма характерно:
1. На физическое воспитание оказали влияние различные религиозные направления, которые в целом негативно относились к нему.
2. В период феодализма народные массы продолжали развивать свою систему физического воспитания, основанную на местных традициях.
3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.
4. В период Возрождения появляются теоретические обобщения, прогрессивные идеи, выразителями которых были гуманисты, социалисты-утописты, педагоги, врачи.
5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим учебного дня школы.

"В здоровом теле - здоровый дух"

«В здоровом теле - здоровый дух» - это своеобразный девиз нашего детского сада Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей воспитателей, медработников и родителей. В нашем Сибирском регионе сконцентрированы наиболее неблагоприятные природно-климатические условия, характерные для всего Севера. Город имеет ярко выраженную недостаточность солнечной радиации. Резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие.

Климатические условия Стрежевого представляют сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм -долгое отсутствие солнца, большое количество осадков в виде снега.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста лучше усваивали программу, необходимы движения, свежий воздух и воздействие холода - всё это заставляет функционировать все клетки организма.

Специфика, экология нашего региона, связанная с жёсткоморозным дискомфортным климатом, с резким, холодным ветром влияет на естественную двигательную активность детей. Во избежание развития гипокинезии, чтобы не произошло снижение общей устойчивости организма к простудным факторам, ещё на первом родительском собрании предлагаем всем родителям ряд брошюр, консультаций о значении прогулок в жизни наших детей «Прогулка - путь к здоровью» и др.

Вхгляды Яна Амоса Каменского на вопросы физического воспитания

Все родители с пониманием относятся к предложенным оздоровительным мероприятиям и прогулкам. В течение всего года дети гуляют, используем мини прогулки даже при очень низкой температуре. Эти непродолжительные прогулки дают детям заряд бодрости, дети не успевают замёрзнуть. Надо отдать должное нашим родителям: они заинтересованы, чтобы дети не болели и одевают их по погоде, не кутают, одежда у детей удобная, что не мешает детям много двигаться.



© 2010-2022