Занятие для старших дошкольников по введению в программу Развитие речи

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Центр развития творчества детей и юношества «Гармония»

Объединение «Развитие речи»

Педагог дополнительного образования Боброва Екатерина Алексеевна


Конспект вводного занятия для детей 6лет

Тема: "Звуки и буквы»

Цели: введение учащихся в дисциплину, пробуждение интереса к занятиям в объединении.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся детей с неречевыми звуками;

-формировать понятия "звук", "буква";

-сформировать правильную артикуляцию звука "О"

-активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

Развивающие:

-развивать фонематический слух ребенка;

-развивать слуховое внимание;

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать внимание, память, мышление ребенка.

Воспитательные:

-содействовать воспитанию уважительного отношения к другим;

-содействовать развитию умения слушать и не перебивать собеседника.

Оборудование: ТВ с возможностью просмотра фотографий и воспроизведения звука; аудиозаписи, слайды, листы с заданиями для учащихся, картинки с изображениями животных и насекомых, цветные карандаши, мяч, колокольчик, пакет, барабан, маракас, стучалка, трещотка, ширма, зеркала для каждого учащегося.

Ход занятия

1.Вводная часть. Организационный момент

Игра «Ласковое имя».

Педагог: Ребята, чтобы начать наше занятие, нам нужно познакомиться. Для этого мы с вами поиграем в игру. Для начала вспомните, пожалуйста, как ласково вас называют дома. У меня в руках мяч, я буду кидать его каждому в руки. Вы, как только поймаете мяч, должны назвать то имя, каким вас называют дома.

Итак, меня зовут Екатерина Алексеевна, дома ласково меня называют Катя.

Далее мяч педагог кидает каждому учащемуся по очереди.

2. Основная часть

Педагог: Вот мы с вами и познакомились. Ребята я занимаюсь с такими же, как вы детьми, в другом центре и хочу показать, что мы с ними делаем. Мы с вами сегодня послушаем разные звуки, узнаем, что нужно человеку, чтобы разговаривать, почитаем рассказ. Перед началом занятия нам нужно размяться, повторяйте движения за мной.

(Аудиозапись)

Мы попрыг-прыг-прыгаем, прыг-прыг-прыгаем

Чтобы лень стряхнуть,

Мы ножкой дрыг-дрыг подрыгаем

Чтобы лень лягнуть,

И ручками хлоп-хлоп- хлоп-похлопаем

Чтобы лень прогнать!

Игр «Услышь и отгадай звук»

Педагог: А теперь скажите мне, пожалуйста, умеете ли вы создавать тишину? Для этого надо на некоторое время закрыть ротики и помолчать. Сядьте на свои места удобно, расслабьтесь, закройте глаза. И мы с вами поиграем в игру: «Отгадай что звучит».

Закрывайте глаза, слушайте внимательно.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать

И спокойно слушать звуки.

Педагог включает по очереди аудиозаписи неречевых звуков, учащиеся должны отгадать, что звучит.

Педагог: Молодцы, вы отгадали звуки. Скажите, где вы могли слышать все эти звуки?

Ответ детей:…

Педагог: Это были звуки природы.

Педагог: Многие животные умеют издавать звуки. Давайте попробуем отгадать, звуки каких животных вы слышите. Перед вами лежат карточки, переверните их, пожалуйста, и рассмотрите, какие животные на них изображены, прослушав звук животного, вы будете поднимать карточку с его изображением.

Педагог ставит аудиозаписи звуков животных и насекомых, учащиеся отгадывают. При назывании ответа показывается слайд.

Педагог: Некоторые предметы тоже могут издавать звуки. Посмотрите, я вам сегодня принесла предметы, мы вместе с вами назовем эти предметы и послушаем, какие звуки они могут издавать.

Педагог звенит колокольчиком, шуршит пакетом, стучит по барабану, играет на маракасе, играет стучалкой.

Педагог: Я надеюсь, что вы были сейчас очень внимательны и запомнили, какие предметы прозвучали, а теперь поиграем в игру, я ставлю ширму, за ней спрячу все эти предметы, и буду шуметь каким-то одним из них, а вы будете отгадывать. Послушайте внимательно и отгадайте, что звучит.

Ребята отгадывают и называют.

Педагог: Вы, умницы, думаю, теперь настала ваша очередь загадывать друг другу шумовые загадки.

Дети выходят по очереди, встают за ширму и шумят предметами. Остальные отгадывают.

Педагог: Мы с вами сейчас много послушали различных звуков: природы, животных, даже предметов. А человек ведь тоже произносит звуки. Эти звуки называют речью. Люди могут разговаривать. Как вы думаете, зачем человеку необходимо умение разговаривать???

Ответ детей…..

Педагог: Да, много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А еще есть звуки речи,

Мы их четко знать должны.

Педагог: Чтобы человек мог говорить, ему нужны верные помощники. А вот какие, давайте, попробуем вместе с вами разобраться.

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

Когда не едим - они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)

Как вы думаете, что нам еще помогает??

Ответы детей……

Педагог: Ребята, наши занятия по развитию речи очень интересно проходят, мы делаем вместе с ребятами артикуляционную гимнастику. А вы знаете, что это такое? …..Чтобы хорошо и четко говорить, нужно, чтобы все помощники работали правильно и дружно, а для этого им нужно делать гимнастику.

Педагог раздает зеркала.

Занятие для старших дошкольников по введению в программу Развитие речи

Педагог: Человек может общаться не только с помощью звуков, ведь люди могут писать письма и читать их, они могут читать книги, в это людям помогают буквы.

Можем ли мы увидеть звуки? А буквы?

Ответы детей:

Педагог: Буквы мы можем увидеть глазами и прочитать.

Можем ли мы написать звуки? А буквы?

Педагог пишет буквы, акцентирует внимание детей на том, что буквы можно писать, видеть их и читать.

Педагог: Звуки мы можем услышать и произнести.

Ответы детей:

Итак, звуки мы можем слышать и произносить, а буквы писать и читать.

Педагог: На занятиях по развитию речи мы читаем рассказы, сказки. А вы дома читаете? У вас есть любимые сказки? Сейчас я посмотрю, как вы внимательно умеете слушать. Я вам прочту рассказ, потом задам вопросы.

Ослик.

Это Оля. У Оли есть брат Коля. Оля и Коля очень любят своего ослика. Оля хотела научить ослика прыгать чрез обруч. Она держала обруч и просила: «Ослик, прыгай!». Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул в обруч. Оля закричала: «Ура! Научился!» Коля сразу стал угощать ослика. Он принес ему помидоры, горох, морковку. Все были рады!

Педагог:

Как зовут девочку?

Раскрасьте кофточку у Оли на верхней картинке желтым цветом.

Как зовут брата Оли?

Раскрасьте Колины штанишки красным цветом на нижней картинке.

Кого любят ребята?

Чему хотела научить Оля ослика?

Чем угостил ослика Коля?

Как можно назвать помидор, горох и морковь одним словом?

Дети: овощи

Педагог: Правильно!

А теперь посмотрите на рисунок, какие здесь изображены овощи, назовите их, пожалуйста, начиная слева направо. Изображены ли здесь те овощи, которыми угощал ослика Коля. Какие? Раскрасьте их. Каким цветом вы раскрасите морковь, а помидор?

Педагог: Скажите, пожалуйста, где растут овощи? В огороде или в саду?

Что можно приготовить из овощей?

Ответы детей……

Давайте поиграем с нашими пальчиками.

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке (ладони корзинкой)

Вот пузатый кабачок положила на бочок (загибаем пальцы)

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина молодец! (большой палец вверх)

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. «копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (шаги на месте)

Педагог: Давайте вспомним, какими овощами угощал Коля ослика.

Ответ детей…

В словах помидор, морковь и горох, есть один и тот же звук. Послушайте эти слова еще раз внимательно и ответьте, какой.

Ответы детей.

Педагог: Правильно звук О. Молодцы! Давайте попробуем его произнести вместе. Для этого надо вытянуть губы вперед и сделать их похожими на кружок. (контроль с зеркалом) слайд

А теперь давайте поиграем. Я буду произносить разные звуки, а вы как только услышите звук О, должны его поймать, хлопнув в ладоши.

Педагог: О С О А У И О Ы А О М О Н Ж Р О П А Ы Г О И У В О

3. Заключительная часть. Рефлексия

Что мы сегодня с вами делали? Мы слушали с вами звуки природы? Какие?

Слушали звуки животных ?

Каких животных?

Какие предметы слушали?

Делали с вами артикуляционную гимнастику? Для чего мы с вами ее делали?

О ком мы слушали рассказ?

Понравилось ли вам наше занятие?

Педагог: Вы сегодня отлично позанимались.

Мне очень понравилось сегодня с вами играть и заниматься.

Какое у вас настроение?

Ответы детей.

Педагог: В конце я хотела, чтобы мы поделились друг с другом хорошим настроением и улыбками. Давайте, все возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. (слайд с улыбающимся смайлом)

Спасибо!

Список использованной литературы:

Аудиозапись Железнова Е. Веселая зарядка.

Аудиозаписи звуков природы (журчание воды, звук дождя, звук грома, звук ветра), звуков животных (лев, комар, муха, кошка, собака, свинья).

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.-64с.: ил.- (Серия «Уроки логопеда»).

Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. Часть 1. - Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. - 32 с.



© 2010-2022