Тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе на тему Ознакомление детей с русским народным творчеством

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Кружковая работа на тему: «Ознакомление детей с русским народным творчеством»





Воспитатель: Булатова Ю.В.









Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В подготовительной группе (6-7 лет) планирование предполагает:

  1. Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.

  2. Формирование активной гражданской позиции, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских обычаев и традиций; понимания бережного отношения ко всему, что делает нас русскими: гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности.

  3. Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.

  4. Воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания смысла традиционных образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа.

  5. Интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

  6. Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.

  7. Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.

  8. Систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течение всего учебного года.

  9. Повторение учебного материала и его постепенное усложнение

  10. Обогащенное развитие детей в активной совместной с педагогом творческой деятельности.

  11. Использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.

И конечно важными задачами являются:

  1. Развитие познавательных интересов и любознательности

  2. Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре.

  3. О традициях и обычаях.

  4. Формирование осознания причастности к своему народу.

  5. Формирование активной гражданской позиции.

Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к родным людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает в его душе отклик. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно, чтобы система воспитательно-образовательной работы предусматривала формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данного кружка состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.

На основании вышеизложенного, будет уместна цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».





Тематический годовой план занятий

Подготовительная группа

Месяц

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Что летом родится, - зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

2 неделя

«Восенушка - осень - сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка - осень»

3 неделя

«Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использование.

4 неделя

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

Октябрь

1 неделя

«Град на усть Оки»

Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен.

2 неделя

«Октябрь - грязик - ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

3 неделя

«Злое истребление»

Рассказ о монголо - татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

4 неделя

«Камень - град»

Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля - пограничной крепости Московского государства.

Ноябрь

1 неделя

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Просмотр видео о Нижегородском кремле.

2 неделя

Синичкин день

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

3 неделя

«Где живет перо Жар - птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью.

4 неделя

«Чудо - чудное, диво - дивное - Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.д.).

Декабрь

1 неделя

«Зима не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2 неделя

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

3 неделя

«Пришел мороз - береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

4 неделя

Снегурочка - внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка».

Январь

1 неделя

«Пришла Коляда накануне Рождества »

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2 неделя

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

3 неделя

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

4 неделя

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

Февраль

1 неделя

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

2 неделя

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».

3 неделя

«На героя и слава бежит»

Беседа о русских богатырях.

4 неделя

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Март

1неделя

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2 неделя

Русская матрешка

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

3 неделя

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.

4 неделя

«Грач на горе - весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Апрель

1 неделя

«Шутку шутить - людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

2 неделя

Наши земляки

Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку - дурачка».

3 неделя

Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

4 неделя

«Путешествие на златогривой чудо - тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно - прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

Май

1 неделя

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях - земляках. Просмотр видео.

2 неделя

Литературная викторина

Литературная викторина. Игра - драматизация.

3 неделя

«Край родной, навек любимый»

Экскурсия вокруг детского сада. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

4 неделя

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.







© 2010-2022