Методические разработки занятий с использованием методов ТРИЗ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Путешествие в зимний лес».

Программное содержание: обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, их жизнедеятельности в зимнее время года. Упражнять детей в составлении описательных рассказов с применением методов ТРИЗ. Способствовать развитию связной речи ; активизировать словарь по данной теме; учить образовывать притяжательные прилагательные, развивать навык словообразования.

Обучать детей умению самостоятельно делать выводы, решая исследовательские задачи, делать фантастические преобразования объекта;

Развивать системное мышление закреплять умение моделировать, пользуясь методами ТРИЗ ; воспитывать сострадание к животным, желание помогать им; Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы. Вызывать чувство эмпатии к животным.

Формировать у детей умение воплощать в рисунке свои фантастические идеи, замыслы. Развивать воображение, творческие способности детей.

Предварительная работа: Беседа с детьми о жизни диких животных, рассматривание картин с изображением диких животных, игры с кругами Луллия, д.игра «Опиши мы отгадаем», д.игра «Чей хвост, чья голова?»,

д. игра «Волшебный экран»-работа по системному оператору, работа по моделированию с маленькими человечками (ММЧ), д.игра«данетка»,отгадывание загадок о диких животных.

Материал к занятию: комочек снега, корзинка, салфетка, конверт с письмом, картинки диких животных, птиц к игре «Кто лишний», карточки - схемы для СО( снежинка, животное), Круги Луллия, карточки-схемы ММЧ.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши, краски, баночки с водой, кисточки.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся

Дети здороваются.

Психогимнастика

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие,

Все у нас пригожие!!!

В.: Ребята какое у нас сейчас время года?

Д.: Зима.

В.: Назовите признаки зимы (ответы детей)

На столе стоит корзинка, полностью накрытая куском ткани, так чтобы детям не было видно. В корзинке лежит снег.

В.: Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что у меня в корзинке спрятано, вы должны будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Я вам немножко подскажу, то что лежит у меня в корзинке связано с зимой.

Игра «Да-нетка»

В.: Молодцы, ребята, угадали.

Воспитатель снимает ткань.

В.: Ребята, снег тает. Почему? Что нужно сделать, чтобы снег совсем не растаял? Метод «Мозговой штурм»

( Дети высказывает свои предположения)

В.: Ребята, давайте присядем, подумаем и скажем снег, зима - это хорошо или плохо? Обсуждение с детьми противоречий ( «Метод противоречий»)

В.: Как вы думаете, что такое снег и откуда он взялся. Давайте расскажем нашим гостям.

Воспитатель предлагает детям таблицу - девятиэкранку по системному оператору (описание снежинки), включая моделирование маленькими человечками (ММЧ).

В.: Ребята, а сейчас давайте поиграем в снежки.


Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева).

(Координация речи с движением)

Раз, два, три, четыре. Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили. Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладонь,

гладят одной ладонью другую.

И совсем - совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз - подбросим, Смотрят вверх подбрасывают

воображаемый снежок.

Два - поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три - уроним Встают, роняют снежок.

И сломаем. Топают на месте.

В группу вносят конверт с письмом. Воспитатель читает:

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

Жители леса.

В.: Ну что, отправимся на помощь к животным? Тогда, закройте глаза.

1-2-3-4-5-будем мы сейчас играть. (Звучит запись.) Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу.

Дети садятся за столы.

В.: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Д.: Дикие животные.

В.: Почему их называют дикими животными?

Д.: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

В.: Ребята, посмотрите на доску и скажите кто здесь лишний и почему.

Дид. игра « Кто лишний»

В.: Ребята, животные хотят с вами поиграть, покататься на лифте.

Работа по системному оператору (СО)

Дети рассказывают о животном, опираясь на карточки схемы: кто это? Что он умеет делать? Чем он питается? Какие части тела у него есть? Где живёт? Кто его друзья? Кем был этот зверёк раньше? Какие были части тела у него раньше? Умел ли он выполнять и делать то, о чём мы говорили? Как вы думаете, какая жизнь у зайки будет в дальнейшем? От чего это зависит.

Физкультминутка

«Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у Зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздаётся, кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок, обернулся - и под кустиком свернулся,

словно беленький клубок, чтоб найти никто не мог»

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый.

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик встал и потянулся.

/ дети имитируют движение животных/

В.: Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок:

Летним днем, простой тропой,

Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….

Дети: зайчонок.

Воспитатель: За мамой волчицей топал…

Дети: волчонок.

Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

Дети: лисенок.

Воспитатель: За мамой медведицей шел ……

Дети: медвежонок.

Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

Дети: бельчонок.

Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

Дети: ежонок.

В.: - Молодцы, верно! А теперь игра - шутка. Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны. Расстроились звери. Помогите зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос « Чей это хвост?»

Дидактическая игра « Чей это хвост?»

У зайца хвост лисы - он ( лисий)
У волка хвост зайца - он (заячий)
У медведя хвост белки - он (беличий)
У зайца хвост медведя - он (медвежий)
Теперь все звери нашли свои хвосты

В.: А теперь давайте присядем на полянке и отдохнем. Проводятся игры:

Игра с кругами Луллия.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

Игра эмпатия . Предлагаю (по желанию детей) изобразить животных. Примерный рассказ детей:

Я меленькая белочка. Живу в лесу на дереве. Мой дом называется дупло. Я там прячусь от дождя и ветра. У меня большой пушистый хвостик. Я люблю грызть орешки, шишки. А еще на зиму я запасаю грибочки…

Метод фантастических аналогий: Словесная игра: «Что было бы, если бы заяц был с ростом с медведя.., что будет, если встретятся лиса и заяц. Давайте заменим действие «съест». На что мы его можем заменить? (погладит, улыбнется, пригласит в кино и т.д.). и что получится?» Фантазируют, высказывают свои версии

Изодеятельность « Необычное животное».

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать необычное животное. Я надеюсь, что ваши животные будут необычными, добрыми, веселыми.

( Звучит музыка. Дети рисуют)

Итог:- Ребята вот и подходит к концу наше путешествие. Благодаря вам оно получилось у нас очень интересным. Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.

В.: Вам понравилось наше приключение?

В.: Где мы сегодня побывали?

В.: Кому мы сегодня помогли?

В.: Какие игры вам понравились?

В.: Вы все молодцы, замечательно занимались.

Ой, посмотрите, в нашей корзинке еще, что то есть. Ребята да в корзинке гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Увлекательное путешествие в мир животных»

Программное содержание: Продолжать расширять и углублять знания детей о классификации животных (звери, птицы, насекомые). Развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Материалы: 1. Изображение сказочного паровозика с вагонами.

2. Предметные картинки: звери (медведь, белка, еж, лиса), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, пчела, бабочка, комар).

3. Части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост).

4. Символы животных, сигнальные карточки, призы.

5. Лист бумаги, цветные карандаши.

Технические средства: магнитофон, запись песни «Голубой вагон».

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр «Кто что делает, кто что ест», «Кто лишний»; индивидуальные занятия с Кругами Луллия ( см. фото), загадывание загадок, беседы по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Приветствие:

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие,

Все у нас пригожие!

( Звучит песня «Голубой вагон»).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие?

- На каком транспорте можно путешествовать? (метод « Мозгового штурма» по ТРИЗ)

- Я предлагаю отправиться на этом виде транспорта. Вы не против?

(На магнитной доске - изображение сказочного паровозика с вагончиками).

- Как он называется? ( Паровозик)

- Правильно паровозик, но только он сказочный, необычный. Вы хотите прокатиться на нем?

- Для этого вы вспомните, пожалуйста, какие правила мы должны соблюдать в путешествии?

Дети:1)Уметь договариваться.

2) Работать сообща.

3)Слушать друг друга

4) Радоваться успеху товарища.

На столе возле магнитной доски лежат предметные картинки с изображением животных.

3. Воспитатель:

-А кто это сидит на перроне и ждет посадки? (животные)

-Как можно этих животных распределить на группы? (на зверей, птиц, насекомых)

-Помогите мне рассадить всех животных по своим вагонам. Животных нужно посадить не в третий и не во второй вагон, а в какой? ( первый),

Птицы должны ехать не в первом и не в третьем, а в каком? (во втором) Насекомых нужно разместить не в первом и не во втором, а в каком?

( в третьем)

( Для этого каждый берет по одной картинке с изображением животного, подходит к доске и сажает его в свой вагон (в первый вагон - зверей, во второй вагон - птиц, в третий вагон - насекомых). ( см. фото) После чего, садятся за стол, где изображен схемой ваш вид животного).

- Почему ты сел за этот стол? ( вопрос задается нескольким детям)

-Как мы видим, все разбились на три группы.

-Я теперь буду задавать вопросы к каждой группе, а вы будете соблюдать правила.

Вопрос к команде зверей?

-Как можно отличить зверей от других животных существ? (Четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком.)

-Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона

( Две ноги, клюв, перья.) ( см. фото)

К команде насекомых?

- Расскажите о пассажирах третьего вагона. ( Шесть лапок, ярко выраженные части тела.

Молодцы, умницы. Отмечаю каждую команду призом.

4. Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселились в вагонах.

- Кто же обычно ведёт поезд? (машинист)

- Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.

Для этого кладу на каждый стол заготовки частей тел различных животных и предлагаю:

-Ребята, каждая команда собирает свое фантастическое животное , которое объединит в себе все имеющиеся части и придумывает ему интересное название. (метод ФА «Фантастических аналогий»)

Отмечаю каждое животное и предлагаю взять всех машинистов в путешествие. Например: МуроЛастоМед(туловище медведя, лапы муравья, хвост ласточки.)

- Чтобы веселее было ехать, предлагаю спеть любимую песню «Мы едем, едем, едем в далекие края».

5 . Остановка «Сплюшкино»

Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Предлагаю командам ответить на вопросы.

-Кто должен выйти из первого вагона? ( Медведь, еж).

- Из второго? ( Никто.) Почему? (Они не впадают вспячку)

- Из третьего? ( Все.) Отмечаю каждую группу призами. Молодцы, великолепно.

6. . Физминутка. Игра на внимание и ориентировку в пространстве «Ты да я, мы - друзья!»

- Давайте, проводим наших зверей. Представьте себя одним из этих живых существ и встаньте парами лицом друг к другу.

- Прикоснитесь друг к другу правой рукой к щеке и погладьте друг друга на прощанье 4 раза.

- Положите левую руку на плечо и дружески потормошите 6 раз.

- Крепко пожмите 7 раз друг другу правую руку.

- Подмигните друг другу левым глазом 5раз и 5 раз правым.

- Поднимите обе руки над головой, помашите и сделайте прощальный жест.

7. Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся в электричке пассажиров.

Команды, внимание! - Назовите тех, чье название состоит из двух слогов и докажите: ( Бел - ка, ли - са, скво-рец, чай-ка).

Из трёх слогов: (Лас-точ-ка, у-лит-ка).

Из одной слога. (Грач.)

Как можно по - другому доказать? (протопать, простучать, пропрыгать)

- Что объединяет пассажиров второго вагона?

- Перелетные птицы. Ребята, а хорошо, что птицы улетают в теплые края?

А почему плохо? ( Метод « Хорошо- плохо»)

- Я назову звук, а вы и найдите его в названии оставшихся пассажиров и

определите место этого звука в слове (начало, конец, середина)

8. Остановка «Понимайкино».

- Наше путешествие подходит к концу, и я хочу у вас спросить, можно ли научиться человеку у животных - младших наших братьев, а чему нельзя? Например, чем вам нравится белочка? Чему бы вы у неё поучились? Чему бы не стали учиться?

- Нравится ли вам путешествовать?

- Кого бы из животных очень хотели бы взять собой? (мы не скажем, но покажем)

Предлагаю (по желанию детей) изобразить животных . (Игра эмпатия)

9.Сообщения детей о животных.

Примерный рассказ детей:

Я меленькая белочка. Живу в лесу на дереве. Мой дом называется дупло. Я там прячусь от дождя и ветра. У меня большой пушистый хвостик. Я люблю грызть орешки, шишки. А еще на зиму я запасаю грибочки…

10.Изодеятельность.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать, что вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии.

( Звучит музыка. Дети рисуют)

11. ИТОГ:

- Ребята вот и подходит к концу наше путешествие. Благодаря вам оно получилось у нас очень интересным. Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.

- А понравилось ли вам наше путешествие я узнаю, если вы продолжите предложение.

Сегодня мне было интересно….

Мне понравилось….

Интегрированное занятие для детей второй младшей группы

с применением методики ТРИЗ

Тема: Путешествие в страну сказок.

Программное содержание: учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев; вызвать позитивные эмоции, продолжать развивать особенности детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения; формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, развивать связную речь. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Словарная работа: активизировать вречи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные), действия(глаголы).

Материал к занятию: мяч, «Волшебный сундучок», в нем Колобок,карточки-схемы к сказке «Кот петух и лиса», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятями», «Заюшкина избушка» ( см приложение), листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами ), кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов( из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Ход занятия

1.Псисихогимнастика - приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй - небо голубое,

Здравствуй - легкий ветерок,

Здравствуй - маленький дружок,

Здравствуй - утро,

Здравствуй - день,

Нам здороваться не лень.

2. Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к сказкам. Но, для начала я хочу узнать хорошо ли вы знаете сказки? ( воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

( метод «Мозговой штурм»).

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла « Большая - пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

- Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики).

- Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).

-Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

- Это кто? ( Колобок)

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

( шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? ( Творческое задание - метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Кот петух и лиса»)

- А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая).

- А петушок какой? (любопытный, доверчивый, голосистый).

- А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий).

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

- Что это? ( рукавичка)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани).

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).

- Для чего нужна рукавичка?( руки греть, что-то вытереть, взять горячее).

- А кто жил в рукавичке?

- Почему они там жили?

- Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

( метод эмпатии).

Воспитатель спрашивает у ребенка:

- Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного).

5. Физкультминутка.

Дружным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, ну-ка вместе делай так:

Раз-мы встали, распрямились,

Два-согнулись, наклонились,

Три-руками три хлопка,

А четыре - под бока.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

- Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

- У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

-Почему козлята попали в беду? ( были непослушными)

- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).

- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).

- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»). ( хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо-оставляла козлят одних).

7. Дид. Игра «Кто чем будет».

Воспитатель достает из сундучка:

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек-шапочкой, рукавичкой, шарфиком,…

Семена-цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из сундучка зайчика- он плачет.

- Как вы думаете, , что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома).

- А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

- А как можно развеселить зайчика? ( ответы детей).

9. Изодеятельность

- А вы хотите, чтобы зайчик опять стал радостным, веселым? Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

( Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку).

Занятие окончено.























Приложение

Методические разработки занятий с использованием методов ТРИЗ

Методические разработки занятий с использованием методов ТРИЗ





© 2010-2022