Описание опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду - лимонария

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лимонарий в детском саду.

(из опыта работы воспитателя ДОУ № 4 «Журавленок» Булгару Л.В.)

Основная цель моей работы - поиск методов оздоровления, которые органично сочетались бы с развитием познавательных процессов моих воспитанников, были интересными и полезными для детей; привлечение родителей к делу оздоровления детей, чтобы они не были сторонними наблюдателями, а стали активными помощниками и партнерами в этом деле.

Идея создания лимонария возникла в результате ознакомления с творческим наследием великого педагога В. А.Сухомлинского о создании социокультурного здоровьесберегающего пространства детского сада.

Педагог был уверен, что ребенка с детства нужно учить не только видеть окружающий мир, но и учить чувствовать, воспринимать его красоту.

Природная среда нашего детского сада дает возможность решать задачи воспитания и образования ребят, способствует их оздоровлению.

На очередном заседании семейного клуба «Жемчужины здоровья» вместе с родителями решили попробовать оздоровление детей с помощью природных фитонцидов. Выбор пал на лимоны, растения которые щедро насыщают воздух фитонцидами и дарят нам полезные плоды, богатые витамином С.

С давних времен лимон называют материнским деревом. Плоды лимона, благодаря высокому содержанию витамина С, очень полезно употреблять будущим мамам, детям. Лимоны, словно маленькие солнышки, заряжают энергией детский организм.

Так, в нашем детском саду появился лиминарий - природная развивающая среда, которая предоставляет ребенку условия для творческого, духовного и физического развития, возможность «вычерпывать» из нее информацию, соответствующую интересам, потребностям и возможностям ребенка.

Наш Лимонарий - специальная комната, с уютным и современным интерьером, созданным при участии педагогов и родителей, предназначена для проведения занятий, самостоятельных наблюдений, праздников, развлечений, интересных знакомств. Обстановка комнаты вызывает у детей положительные эмоции, помогает им расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность (трудовую, познавательную, развлекательную), предоставляет условия для самостоятельных наблюдений, игр, отдыха, ухода за лимонными деревцами. Педагоги и родители отмечают, что в лимонарии быстро проходит адаптация детей, им нравится необычная обстановка.

Создавая лимонарий, мы исходили из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.

Лимонарий условно разделили на ряд функциональных зон: познаний, оздоровления, труда.

В познавательной зоне проходит знакомство с лимонами, помощь и забота о них, наблюдение за тем, как маленькие цветочки превращаются в лимонные плоды.

Все занятия проходят в форме сказки и игры. Пан Лимон, Госпожа Лимониха, Мудрогелька (авторские игрушки) рассказывают детям много интересного об уходе за растениями. Очень интересно детям праздновать День рождения маленького Лимончика (появление первого плода на лимонном деревце). Рассказывая детям о лимонах, иногда дети сами подсказывают темы для следующих занятий. Так, узнав, что второе название лимона - «дерево матери», дети предложили подарить лимонные деревца мамам. Мы провели цикл исследовательских занятий, вырастили настоящий «материнский сад», и к восьмому марта каждый подарил маме собственноручно выращенное из семян лимонное деревце.

Под классическую музыку проводим сеансы релаксации, вдыхая ароматы лимона. Не менее важным для детей, особенно зимой, является употребление витаминов. Поэтому готовим лимонные коктейли, фруктовые салаты и витаминные напитки в кафе «Лимончик».

Большое внимание при планировании работы в лимонарии уделяю трудовому воспитанию детей. Новый и нестандартный по содержанию труд для ребенка обязательно вызывает интерес. Поэтому был разработан цикл занятий «Веселая кухня госпожи Лимонихи», дети собственноручно с помощью родителей и воспитателя создают несложные и полезные блюда. При организации таких занятий нужно обязательно обратить внимание на технику безопасности, поэтому позаботились о безопасных приспособлениях: соковыжималки для цитрусовых, фрукторезки, пластмассовые ножи, передники и конечно же необходимо помнить о гигиене во время приготовления пищи, ведь именно сейчас закладываются у воспитанников полезные привычки для будущего.

Также в процессе труда дети усваивают основные правила, необходимые для успешной совместной деятельности: не мешать друг другу, уметь договориться, кто какую работу выполняет, уметь подождать, заметить, где и когда нужно помочь и т.п .

Частые гости лимонария - мамы и бабушки. Они делятся кулинарными секретами с девчонками и мальчишками. В кафе «Лимончик» собрана картотека полезных «маминых кулинарных советов». При поддержке родителей приобретена красивая посуда, пошиты скатерти. Получилась уникальная сервировка стола.

Совместная работа детей и взрослых не только помогает усвоению детьми трудовых навыков, но и создает необходимую для ребенка эмоциональную атмосферу доверия, доброжелательности, и симпатии друг к другу.

Каждый час общения с природой является уроком развития ума. В лимонарии дети учатся общаться с природой, друг с другом, жить в мире прекрасного.

Природная среда лимонария помогает моим воспитанникам усвоить следующие культурные эталоны: культуру чувств, восприятия, мышления.

Красота мира природы творит в них самих красоту душевную. Только так можно пробудить у детей светлые, добрые чувства, которые поселят в их сердцах доброту.

А жизнь и творчество великого педагога В.А.Сухомлинского вдохновляет на дальнейшее творчество, дает силы идти вперед, к новым горизонтам.





© 2010-2022