Доклад из опыта работы: Сказка, как средство комплексного развития творческой личности ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка»

Доклад из опыта работы по теме:

«Сказка, как средство комплексного развития творческой личности ребенка»

Воспитатель Лученкова Ирина Леонидовна,

первая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск

2016 год

Духовная жизнь ребенка

полна лишь тогда, когда он

живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без

них он "засушенный цветок ".

В. Сухомлинский

Для развития системы отношений ребенка к окружающему его миру, для познания им собственных чувств, представлений, умений, педагогу необходимо использовать разнообразные методы воздействия. При этом необходимо помнить, что ребенок - это не пассивный объект такого воздействия, а активный субъект деятельности, стремящийся к восприятию и размышлению. Интеллектуально-художественное развитие личности посредством ознакомления его с народным творчеством, которым и является сказка, дает нам такую возможность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель, которую я поставила перед собой - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Для достижения поставленной цели я выделила задачи, которые можно разделить на 3 группы.

Обучающие:

  • учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

  • учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;

  • учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями своими творческими впечатлениями;

  • учить эмоционально - чувственному восприятию произведения.

Развивающие:

  • развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);

  • развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;

  • развивать навыки содружества педагогов и детей;

  • развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

Воспитывающие:

воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;

  • дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями задачи формулировала таким образом, чтобы при последующей работе над сказками они предусматривали интеграцию всех 10 образовательных областей по 4 основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

В своей работе я использую программы О.Л.Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», Н. Ф. Сорокиной «Театр, творчество, дети» и Э. Г. Чуриловой «Арт - фантазия», строю свою работу в определенной системе, направленной на формирование личности ребенка, вырабатывая у него желание заявить о себе.

И как особое направление использую технологию - сказкотерапию. Потому что, правила организации сказкотерапии для дошкольников как нельзя лучше отражают то, чем я занимаюсь.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

  • Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

  • Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;

  • Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;

  • Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

  • Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Еще в младшей группе, наблюдая за детьми, я заметила, что они очень любят переделывать сказки, придумывать что-то свое, когда рассказывают, заменяют окончание сказки. В сказках сочиненных детьми радуемся вместе с ними любому проявлению творчества. Ребенок сможет только тогда проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. У маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки в книжном уголке группы подбирала с картинками, ведь картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий. Ребята дома с родителями придумывают свои сказки, приносят их в детский сад, где мы обыгрываем некоторые сюжеты. Ведь разыгрывание сказок раскрепощает детей, дает им возможность поверить в свои силы.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Я учу детей самостоятельно находить способы образной выразительности. Для этого провожу с ними наблюдение за повадками различных животных: кошек, собак... . Мы прислушиваемся к звукам природы, к пению птиц летом. Обращаем внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонаций. Для развития воображения предлагаю представить, как они плавают в море или пришли в лес; играют с воображаемыми предметами; выполняют трудовые поручения, имитируют движения. Используя «Психогимнастику» М.И.Чистяковой и Е.А.Алябьевой, развиваю у детей навыки мимики и пантомимики. Ребятам очень нравятся этюды на выражение различного настроения.

Для реализации поставленных задач необходимо понять, в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

К. Бюлер называла дошкольный возраст возрастом сказок. Она специально изучала роль сказки в развитии творческой личности ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя - тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Например, на прогулке с детьми при играх со снегом я спрашиваю название сказки, в которой дед и бабка слепили себе внучку, предлагаю им слепить такую же (Снегурочку) и обыграть эту поделку. Или вспоминаем, как лиса зайца из домика выгнала, и играя на участке, перевираем сюжет и лиса становится у нас доброй, гостеприимной хозяйкой, которая наоборот, приглашает к себе гостей. Перед игрой в магазин или кулинарию детям нравится лепить из соленого теста различные пирожки или сказочные колобочки, как это делали сказочные персонажи. Много сделали поделок из соленого теста для игры в «Магазин».

Уровень способностей у всех детей разный, поэтому большое значение я придаю индивидуальной работе с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской деятельности: навыкам выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движениями. Учу, моделируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, ласково, передавать интонации удивления, радость, печаль, страх. Интерес к качеству выполнения роли способствует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения. Например, изображая серого волка, ребенок говорит грубым голосом, показывает движения, изображающие страшного волка. Если ребенок будет говорить тихо и неуверенно, дети-зрители не поверят ему. При показе сказки «Теремок» в средней группе некоторые дети не выделяли голосом особенности характера своего персонажа, из-за этого сказка потеряла свою красочность. В старшем дошкольном возрасте, дети уже не допускали подобных ошибок.

Так как большое место в жизни ребят нашей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим, придумываем сказки сами и их драматизируем.

Значимым результатом нашей работы стало реализация проекта: «Сказка «Колобок», как источник творчества детей».

Цель проекта:

  • развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи проекта:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • Развитие творческого потенциала;

  • Развитие коммуникативных навыков;

Развитие эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.

Участники проекта:

  • воспитатели групп, специалисты ДОУ, родители и дети.

Результаты проекта: Поставили сказку - драматизацию, которую

сочинили сами дети «День рождения Колобка», пригласили для просмотра детей из других групп. Изготовили из соленого теста панно «День рождение Колобка».

Совместно с музыкальным руководителем подготовили и показали в детском саду музыкальную сказку «Дружба зверей».

В группе мы выпустили сборник «Наши сказки». В него вошли сказки, придуманные самими детьми и родителями. Родителям очень нравиться сочинять сказки даже в стихотворной форме и у нас уже родители стали даже соревноваться между собой.

Для показа сказок костюмы героев готовят родители, они не отказываются прийти на помощь воспитателю и своим детям.

Очень любят ребятишки играть в игру «Поле чудес», угадывать сказки по иллюстрациям (самостоятельно делают рисунки к сказкам и отгадывают их). Объединяя сюжеты нескольких сказок, дети самостоятельно придумывают свою версию. Например, «Волшебный орех», «Помидорка» (по мотивам русских народных сказок «Репка» и «Курочка ряба»).

Настольными книгами у детей моей группы почти всегда являются сказки. После их прочтения дети с удовольствием разыгрывают сценки понравившихся отрывков.

Перед показом сказки дети самостоятельно делают афишу, билеты.

Совместно с музыкальным руководителем планируем поставить оперетту с детьми старшего возраста. Ведь в театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально- игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Последовательная и систематическая работа позволила мне сделать следующие выводы:

-дети стали использовать в самостоятельной деятельности те знания и умения, которые они приобрели в театрализованных играх,

-стали проявлять свое творчество,

-ранее закомплексованные дети стали активно исполнять главные и второстепенные роли.

-к старшему возрасту, дети овладели элементарными сценическими навыками: умеют перевоплощаться в сказочных героев с помощью жестов, выразительности речи, мимики, пантомимики.

Мониторинг по данному направлению работы проводила по следующим критериям:

  • знание сказок;

  • умение пересказывать;

  • действует и говорит от имени разных персонажей;

  • сочетает движение игрушек с речью;

  • ставит кукольные концерты;

  • говорит, исполняя стихи и песни в соответствии с игровым образом;

  • выразительно передает игровые образы;

  • имитирует характерные движения персонажей;

  • передает в мимике, жестах и движениях различные эмоциональные состояния героев;

  • использует в играх ряженье, придумывает детали костюмов, пользуясь имеющимися материалами.

Результаты мониторинга:

  1. год: (2009-2010 уч.год)

высокий - 12,5 % выше среднего - 20,8 % средний - 29,2 % ниже среднего - 20,8 % низкий - 16,7 %

  1. год: (2010-2011 уч.год)

высокий - 28 % выше среднего - 32 % средний - 32 % ниже среднего - 8 % низкий - 0 %

  1. год: (2011-2012 уч.год)

высокий - 40 % выше среднего - 32 % средний - 20 % ниже среднего - 8 % низкий - 0 %

Анализ результатов мониторинга позволил сделать вывод, что большинство детей справляются со всеми критериями. А значит, мои усилия не пропали даром. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.

И еще один проект хочу вам представить в заключении, это работа с моими малышами, детьми 2 младшей группы - «Мойдодыр».



























Список использованных источников.

  1. О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»

  2. «Сказка в развитии дошкольника». Дошкольное воспитание №3- 2001г.

  3. Сорокина Н. «Театр, творчество, дети»

  4. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Г. Чурилова.

5. portal-slovo.ru/

6. Воробьева Д. И. Гармония развития «Игра - жизнь - театр» («Обруч» № 4 - 1996г.)


7. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» 2009г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка»

















ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме

«Формирование творческих способностей у детей в играх- драматизациях»

Воспитатель МДОУ № 40:

Лученкова Ирина Леонидовна.

2010 год

г. Усть-Илимск




ПЛАН ДОКЛАДА.

  1. Вступление.

Первичная ценность эмоционально духовной сущности ребенка.

  1. Основная часть.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами драматизации:

    1. обучение детей игровым действиям в соответствии с возрастом;

    2. программно-методическое обеспечение работы по театрализованной деятельности;

    3. взаимодействие с родителями;

    4. роль сказок в жизни детей;

    5. обучение навыкам мимики и пантомимики средствами психогимнастики;

    6. индивидуальный подход в процессе руководства театрализованной деятельностью;

    7. достигнутые результаты.

  1. Заключение.

Пути решения проблем и перспективы.




В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Но детей необходимо научить не только читать, писать и считать, но чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышление превращает эмоционально духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Еще в младшей группе, наблюдая за детьми, я заметила, что они очень любят перевоплощаться в собак, кошек и других животных. Однако развить и обыграть сюжет они еще не могут. Поэтому я старалась научить детей некоторым способам игровых действий - использовала простейшие мимические этюды: веселые птички летают и машут крыльями, грустные медвежата неуклюже шагают по лесу и т.д. Цель, которую я поставила перед собой - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Участвуя в театрализованных играх, дети направляют свое творчество на создание игровой ситуации, на более эмоционально воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

В старшей группе я использую те же методы и приемы, что и в младшем возрасте, но постепенно усложняю их. Основными задачами являются:

  • развитие эстетических способностей;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

  • овладение навыками общения и коллективного творчества;

В своей работе я использую программы Н.Сорокиной «Театр, творчество, дети» и Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия», строю свою работу в определенной системе, направленной на формирование личности ребенка, вырабатывая у него желание заявить о себе.

Общаясь с родителями, я стараюсь привлечь их внимание к нашим занятиям, заинтересовать их с целью получения их поддержки при изготовлении пособий и костюмов для театрализованной деятельности в группе. К примеру, при подготовке сказки-драматизации «О глупом мышонке», родители Насти А. сшили для своей дочери, которая исполняла роль лягушки, красивый костюм, а для Славы Р. родители изготовили кокошник и крылья для исполнения роли утки. Замечательные костюмы помогли сделать родители артистов для мышонка, лошадки, кошки, хрюшки. Родители сами были увлечены изготовлением костюмов, так как он играет немаловажную роль в спектакле.

В данный момент мы работаем над постановкой спектакля «Гуси- лебеди». Для этой сказки костюмы героев полностью готовят родители, они не отказываются прийти на помощь воспитателю и своим детям.

Во второй младшей группе мы драматизировали стихи и потешки («Сорока-воровка»), стихи Агнии Барто и С.Маршака. При заучивании стихов я обращала внимание на интонацию и мимику детей. Дети старались в чистоговорках правильно и четко произносить звуки, подражали голосам животных, насекомых. Дети, которые не умели чисто произносить звуки, сейчас справляются с заданиями. Отработали они свои умения в речевых упражнениях.

Большое место в жизни ребят нашей группы занимают сказки. Мы очень часто читаем их, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, драматизируем, разыгрываем отдельные сценки. В средней группе мы поставили сказку-драматизацию «Пых», пригласили для просмотра детей из других групп. Родителям мы показали «Сказку о глупом мышонке» С.Маршака.

Я учу детей самостоятельно находить способы образной выразительности. Для этого провожу с ними наблюдения за повадками различных животных: кошек, собак... Мы прислушиваемся к звукам природы, к пению птиц летом. Обращаем внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонаций. Для развития воображения предлагаю детям представить, как они плаваю в море или пришли в лес; играют с воображаемыми предметами (мячом, куклой, машиной); выполняют трудовые поручения, имитируют движения. Даю задания и такого характера: пройдись, как старая бабушка, как царевна, и т.д. Используя «Психогимнастику» Чистяковой, развиваю у детей навыки мимики и пантомимики. Ребятам очень нравятся этюды на выражение различного настроения и другие.

Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, всегда ставлю перед детьми цель: подготовленную драматизацию покажем родителям и детям других групп. Это вызывает у ребят желание поделиться результатами своих усилий, своими достижениями.

Уровень способностей у всех детей разный, поэтому большое значение я придаю индивидуальной работе с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской деятельности: навыкам выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движениями. Учу, моделируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, ласково, передавать интонации удивления, радость, печаль, страх. Интерес к качеству выполнения роли способствует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

К старшей группе дети овладели элементарными сценическими навыками: умеют перевоплощаться в сказочных героев с помощью жестов, выразительности речи, мимики, пантомимики. Ранее закомплексованные дети стали активно исполнять главные и второстепенные роли.

Настольными книгами у детей моей группы являются сказки. После их прочтения дети с удовольствием разыгрывают сценки понравившихся отрывков. Очень любят играть в игру «Поле чудес», угадывать сказки по иллюстрациям (самостоятельно делают рисунки к сказкам и отгадывают их). Объединяя сюжеты нескольких сказок, дети самостоятельно придумывают свою версию.

Только к концу учебного года мы планируем поставить отрывок из сказки «Красная шапочка». Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации осуществляется поэтапно: сначала дети должны познакомиться с текстом (можно прослушать в записи, что помогает лучше понять содержание, дать правильную оценку героям). В дальнейшем дети будут упражняться в пересказе, импровизации диалогов.

С детьми не следует дословно разучивать текст, т.к. это тормозит их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления. Я считаю, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети не дословно произнесут реплику или выполнят не заученное движение. Главное, чтобы дети понимали смысл пьесы и на основе этого сами искали выразительные особенности своего героя, используя мимику, позу, жесты, речевые и игровые импровизации, не искажая при этом мысли и сути произведения.

Можно сказать, что наша работа с детьми дает неплохие результаты: дети стали использовать в самостоятельной деятельности те знания и умения, которые они приобрели в театрализованных играх, стали проявлять свое творчество. В группе созданы все условия для занятия детей театрализованной деятельностью: оформлена зона для показа различных видов спектаклей (фланелеграф, настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр), которая оборудована необходимым материалом: иллюстрациями сказок, куклами, подготовлено необходимое оборудование, дидактические игры.

В сценарии сказки «Гуси-лебеди», которую мы демонстрировали на открытом занятии для воспитателей города, дети самостоятельно изменили концовку сказки, сделав Бабу Ягу доброй, что говорит о творческом воображении детей.





ЛИТЕРАТУРА

  1. «Спектакль - это не самоцель...» («Дошкольное воспитание № 5 - 1997г.)

  2. «Театрализованные игры в детском саду» («Дошкольное воспитание № 6 -1997г.)

  3. «Игра - жизнь - театр » («Обруч» № 4- 1996г.)

  4. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» (Э.Г.Чурилова Москва ВЛАДОС 2001г..



© 2010-2022