Методические рекомендации Играем со словами

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение управления образование - комитет образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей -

Центр детского творчества




Играем со словами.

(методические рекомендации по использованию словесных игр при знакомстве со словом, обогащению словарного запаса, развития грамматического строя речи и так далее для активизации речевого развития детей)

Составитель: Брякотнина Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования








Междуреченск, 2015

Cлово называет предметы и явления окружающего мира, свойства и качества предметов, действия и состояния. Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

- Возьми в руки мяч или любую другую игрушку. Какой мяч? Он упругий, если сдавить его руками, он шарообразный, гладкий, полосатый, красный и т.д., если его рассмотреть. Его можно подбрасывать и ловить, ударять им об пол, при этом мы слышим звук удара. Мяч куда-то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесём его несколько раз: «Мяч, мяч, мяч». Можно ли со словом произвести все действия, которые мы делали с предметом: рассмотреть, потрогать, определить цвет? Сдавить руками, подбросить, поймать? Нет… А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв, написать, прочитать… Послушайте слова: дом, мама, мир, семья, кукла. Послушайте ещё раз, запомните их и повторите в той же последовательности (…). Скажите слово ещё раз и послушайте себя. Перед вами слова: дом, мама, мир, семья, кукла. Найдите знакомые слова. Найдите самое родное слово. Напишите на крупе ( выложите из фасоли, мозаики и т.д. ) слово «мама».

Теперь вы знаете, что слова можно слышать, произносить, писать, читать. (Подобные наблюдения можно провести с предметами и словами: конфета, карандаш, игрушка и т.д.

Также со словами можно играть. Впервые пристрастие к лингвистическим играм отмечается у детей к четырём годам. Это естественное желание ребёнка и необходимо всячески его поощрять, т. к. приобщение к словотворчеству актуализует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств: изобретательности, наблюдательности, жизнерадостности, общительности и т.д.

Лингвистические игры во всём их многообразии способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Благодаря им у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её тем-поритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах,

грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтоб быть понятым другими; раз-

ввиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; предпосылки письменной речи и, самое главное, стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

Но, используя лингвистические игры, мы должны чётко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности.

Для старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребёнок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смы-словой стороны слова.

На шестом году жизни в основном завершается освоение системы родного языка, однако, многие единичные традиционные формы пока ещё остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

В совершенствовании навыков построения высказывания важную роль играют целенаправленные упражнения, которые преподносятся в игровой форме.

Ниже я предлагаю комплекс упражнений и игр, направленных на активизацию речевого развития детей.

1.Какой предмет?

Цель игры - развитие умения подбирать к слову - предмету как можно больше слов - признаков

и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или


называет слово и задаёт вопрос: «Какой ?». Затем участники по очереди называют как можно

больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше

признаков для каждого из предъявленных объектов.

2.Что бывает?

Цель игры - развитие умения соотносить слово - предмет со словом - признаком и правильно

их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к слову-прилагательному под-

бирают существительное. Например, «зелёный» - помидор, крокодил, цвет и т.д.

3.Придумай слово.

Цель игры - обогащение словаря .

Придумай слово - кислое, сладкое, тёплое, злое, красивое, и т.д. Педагог бросает ребёнку мяч и

задаёт задание.

Перед проведением 2 и 3 игр можно познакомить детей со стихотворениями из приложения №1 и

Сделать вывод о том, какие бывают слова ( кислое, доброе, колючее и т.д. ).

4.Это что или кто?

Цель игры - учиться подбирать слова - предметы и различать их по вопросам.

В этой игре ребёнку даётся задание назвать слова, к которым можно поставить вопрос «Что?»

или вопрос «Кто?» ( отобрать картинки, отгадать загадки и т.д. ).

5 Назови скорее ( игра в мяч ).

Цель игры - развитие внимания, быстроты мышления и обогащение словаря.

Педагог бросает ребёнку мяч и даёт задание: «Назови слово, которое обозначает фрукт, тран-

спорт, овощ, посуду, мебель, одежду, насекомое, птицу, зверя и т.д.». Ребёнок в ответ бросает

мяч педагогу и называет нужное слово.

6.Сосчитай слова.

Цель игры - развитие умения вычленять отдельные слова из потока речи, развитие памяти.

Учитель называет слова, ребёнок их считает и выкладывает на столе столько же фишек. Потом

можно поменяться ролями. В конце упражнения можно дать детям задание вспомнить все слова.

Подсказкой будут фишки, выложенные на столе.

7.Угадай, кто это.

Цель игры - упражнение в узнавании слов - предметов по их действиям.

- Кто жужжит, жалит?

- Кто мурлычет, ласкается?

- Кто прыгает, квакает?

- Кто лает, охраняет?

- Кто мычит, жуёт?...

Далее учитель даёт детям задание придумать свои вопросы - загадки, начав со слова «Кто».

8.Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Цель - упражнение в узнавании слов - предметов по их признакам.

Белоствольная, высокая, стройная - … .

Вкусный, алый, сахарный - … .

Жёлтые, красные, осенние - … .

Белое, пушистое, лёгкое - … .


Новая, интересная, библиотечная - … .

Ветвистая, зелёная, колючая - … .

Красное, спелое, сладкое - … .

Бурый, косолапый, неуклюжий - … .

Хитрая, рыжая, хищная - … .

Серый, злой, голодный - … .

Высокий, новый, многоэтажный - … .

Старательная, послушная, вежливая - … .

Умный, трудолюбивый, аккуратный - … .

9.Чьё всё это?

Цель - упражнение в согласовании слов - предметов и слов - признаков в нужном числе и

падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно

ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? чьё ухо? чья голова? чьи глаза?

Корова - коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц - заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца - овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь - лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка - кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Коза - козий, козье, козья, козьи.

Поросёнок - поросячий, поросячье, поросячья, поросячьи.

Ёж - ежиный, ежиное, ежиная, ежиные.

Белка - беличий, беличье, беличья, беличьи.

Волк - волчий, волчье, волчья, волчьи.

Лиса - лисий, лисье, лисья, лисьи.

10.Домики.

Цель игры - упражнение в определении рода слов - предметов.

Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он

мой», во втором - «она моя», в третьем - «оно моё», в четвёртом - «они мои». Нужно

«расселить» слова ( картинки ) по домикам. Ребята интуитивно определяют род и число

существительных без названия терминов.

11.Предмет к действию.

Цель - упражнение в подборе слов-предметов к словам-действиям и умении их согла-

совывать, обогащение речи детей словами-действиями.

Учитель задаёт детям вопросы типа:

- Кто, что летает? ( самолёт, бабочка, птица, …)

- Кто, что плавает? (корабль, лодка, человек, рыба, …)

- Что греет? ( печка, солнце,…)

Детям нужно подобрать как можно больше слов-ответов.

12.Цепочка слов.

Игра проводится в словесном варианте с детьми старшего дошкольного возраста в кругу, сидя на

ковре. Цель игры - обогащение словаря словами-предметами, признаками, действиями, развитие

слухового внимания и памяти. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и при-

лагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными ка-

чественными признаками. Учитель говорит: «Кошка какая?». Дети по очереди подбирают слова-

признаки, подходящие по смыслу к слову «кошка». Причём каждый ребёнок сначала повторяет


все слова-признаки, названные предыдущими детьми, а потом называет своё слово. То есть дети

составляют своеобразный «поезд», где слова-вагончики соединены между собой.

13.Кто «шпион»?

Цель - развитие мышления, а особенно такого свойства мышления, как анализ.

Детям предлагается ряд слов или картинок. Нужно найти «шпиона» и объяснить, почему так

решили.

14.Классификация.

Цель - формирование у детей обобщённых понятий, развитие элементов логического мышления,

развитие гибкости, подвижности, самостоятельности мышления.

Детям предлагается несколько картинок, которые нужно разделить на группы в зависимости от

цели занятия ( н-р, разложить в корзины, расселить в домики, разложить на полки и т.д. ) в

соответствии с какими-то сходными признаками.










© 2010-2022