- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Островок здоровья направленный на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Проект Островок здоровья направленный на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафонова Н.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей.
Проект: «Островок Здоровья!»
для детей среднего дошкольного возраста
Принят на педсовете
Протокол №_______
от «_____»________2012г.
п. Дубинино 2012 г.
Тип проекта: Информационно - практико-ориентировочный проект.
Актуальность: Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит свою работу. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Проблема: Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Ведущая педагогическая идея: реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.
Цель: Формировать положительное отношение детей к чистоте, обучать ребенка заботиться о своём здоровье и безопасности. Воспитывать у детей навыки личной и общественной гигиены, способствовать правильному поведению в быту.
Задачи:
-
Формировать у детей первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
-
Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.
-
Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
-
Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.
Механизм реализации проекта:
Этапы проекта:
-
Подготовительный этап.
-
Основной этап
-
Работа с детьми;
-
Работа с родителями;
-
Работа с педагогами.
-
Заключительный.
Срок: 1 год.
Участники проекта:
-
Воспитатели группы .
-
Дети средней группы
-
Родители, детей группы
-
Старшие мед. сестры
-
Инструктор по физической культуре
Автор проекта: Сафонова Н.В.
-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Мероприятия
объект
ответственные
1.Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария.
воспитатели
2. Создание предметно-развивающей среды:
-
Создание в группе физкультурно-оздоровительного центра.
-
Подбор художественной литературы для детей.
-
Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.
-
Изготовление панно «Полезное - вредное».
-
Составление картотек по ЗОЖ.
воспитатели
3. Диагностическое обследование:
Анкетирование «Здоровый образ жизни».
Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
родители
дети
воспитатели
4. Составление паспорта Здоровья группы.
дети
воспитатели
-
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
1.Работа с детьми
Мероприятия
объект
ответственные
Организация групповых традиции:
- «Музыкальные минутки»;
- «Релаксационные паузы»;
- «Двигательные минутки»;
-«Оздоровительные минутки»; включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами;
дети
воспитатели
Составление алгоритмов (схем) для детей:
Умывания, закаливания, массажа.
дети
воспитатели
Экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную детского сада;
- в аптеку;
- в продовольственный магазин.
дети
воспитатели
Ежедневная профилактическая работа:
1.Точечный массаж.
2.Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения в НОД.
3.Комплексы по профилактике плоскостопия. 4.Комплексы по профилактике нарушений осанки. 5.Дыхательная гимнастика. 6. Снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).
7.Прогулки .
8.Закаливание: - ходьба босиком; - полоскание полости рта; - обширное умывание; 9. Оптимальный двигательный режим.
дети
воспитатели
Цикл занимательных дел «Познавательно-исследовательская деятельность» - «Уроки здоровья»:
-
«Культура гигиены»;
-
«Культура разговора»;
-
«Культура питания»;
-
«Культура внешнего вида».
дети
воспитатели
Создание игровых ситуаций:
«Мишка заболел»; «Научим куклу мыть руки»; «Доктор Айболит в гостях у ребят»; «Девочка чумазая».
дети
воспитатели
Самостоятельная деятельность детей:
-
Создание условий для д/и «Узнай на вкус, ощупь»; «Вредно - полезно»;
-
Создание условий для конструирования «Спортивная площадка», «Поликлиника»;
-
Создание условий для настольно-печатных игр «Двойняшки», «Собери картинку»;
-
Создание условий для п./и «Съедобное - несъедобное».
дети и
родители
воспитатели
Цикл занимательных дел «Познавательно-речевое развитие»:
1.Чтение художественной литературы:
К.Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Доктор Айболит»,
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Федорино горе», Ю. Тувим «Овощи», Е. Пермяк «Про нос и язык»,
К. Кузнецов «Замарашка», В.Берестов «Лежебока», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу», А.Бах «Надо спортом заниматься», П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре».
2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
4.Развлечение «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты» (познание + музыка + социализация + коммуникация)
Цикл занимательных дел Познавательно-речевое развитие:
- беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу» (познание +коммуникация + здоровье).
- Беседа «Для чего нужен носовой платок?» (познание +коммуникация + здоровье).
занимательное дело «Мыло пенится в корыте, мы стираем, посмотрите!» (познание + коммуникация + здоровье + безопасность).
- занимательное дело «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» (познание + здоровье + чтение худ. литературы).
- занимательное дело «Чудо - фрукты» (познание + здоровье + чтение худ. литературы).
- занимательное дело «Что можно приготовить из овощей» (познание + здоровье + чтение худ. литературы).
дети
дети
воспитатели
воспитатели
Цикл занимательных дел «Художественно-эстетическое развитие»:
- рисование «Мой веселый звонкий мяч» (худ. творчество + музыка + чтение худ. лит-ры + безопасность).
- аппликация «Консервируем фрукты» (худ. творчество + познание + здоровье).
- лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…» (худ. творчество + познание + здоровье).
- персональные выставки: «Наш отдых».
дети
дети,
родители
воспитатели
Цикл занимательных дел «Социально-личностное развитие»:
- создание условий для сюжетно - ролевой игры «Больница», «Ветеринарная лечебница» (закрепить знания о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Объяснить действия пациентов. Учить объединяться в игре, распределять роли).
- создание условий для сюжетно - ролевой игры «Аптека»;
- создание условий для сюжетно - ролевой игры «Парикмахерская»;
- д/и «Алгоритм мытья рук»;
- д/упражнение «Моем расчески»;
- д/и «Вымоем куклу»;
- д/и «Назови вид спорта»
дети
воспитатели
Цикл игровых занимательных дел «Физическое развитие»:
- развлечение «Мой веселый мяч» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра)
дети, родители
воспитатели, инструктор ФК
Создание коллажей:
- «Полезные и вредные продукты»
дети
воспитатели
Работа с коллекциями:
- коллекция «Носовых платков», коллекция массажоров.
дети, родители
воспитатели
2.Работа с родителями.
Мероприятия
Объект
Ответственный
Родительские собрания:
- «Наши верные друзья - полезные привычки».
- «Бережем здоровье с детства».
родители
воспитатели
Консультации:
- «Физкультурное оборудование своими руками»;
- «Закаливание в детском саду»;
- «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»,
- «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»;
- «Да здравствует мыло душистое»;
- «Как одевать ребенка на прогулку»;
- «Оздоравливаем ребенка дома»;
- «Лечебная гимнастика»;
- «Влияние природных факторов на закаливание»;
- «Летний отдых»;
- «Здоровый образ в семье»;
- «Закаливание детского организма»
родители
воспитатели
Памятки:
«Режим дня дошкольника»; «Закаляйте ребенка!»; «Как сохранить зрение ребенка?»; «Как сформировать правильную осанку?»; «10 заповедей здоровья».
родители
воспитатели
Папки-передвижки:
«Утренняя гимнастика. Несколько простых советов».
«Стадион в квартире».
«Прогулки - это важно!».
родители
воспитатели
Совместная деятельность педагогов и родителей:
- конкурс «Физкультурное оборудование своими руками».
- оформить папку-скоросшиватель «Потешки о гигиене»
- изготовление коллекций: «Носовые платки», «Зубные щетки»,
«Этикетки от мыла», «Расчески», «Этикетки от шампуня», «Зубные пасты» и т.п;
родители
педагоги
воспитатели
Совместная деятельность детей и родителей:
Фотовыставка «Папа, мама, я - спортивная семья».
родители
дети
воспитатели
Создание коллажа:
«Вредные и полезные привычки».
родители
дети
воспитатели
3. Работа с педагогами.
Мероприятия
Объект
Ответственый
1. Консультации:
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
- «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
- «Игры, которые лечат».
педагоги
воспитатели
2. Памятки:
«Оздоровительные минутки»; «Групповые ритуалы по ЗОЖ».
педагоги
воспитатели
3. Буклеты:
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам.
педагоги
воспитатели
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мероприятия
Объект
Ответственный
1. Диагностическое обследование:
Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Опросник « Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Анкетирование « Организация здорового образа жизни».
дети
родители
педагоги
воспитатели
2.Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.
воспитатели
3. Создание кейс - папки для педагогов «Картотеки игр по формированию ЗОЖ у детей»:
- Картотеки «Физминутки»; «Гимнастика для глаз»; «Ленивая» гимнастика»; «Дыхательная гимнастика»; «Волшебные точки»; «Игры, которые лечат»; «Релаксационные игры», «Точечного массажа»; картотека подвижных игр; «Игры на воздухе, с водой».
педагоги
воспитатели
4. Создание альбома «Кодекс здоровья» (Совместная деятельность педагогов и детей).
Итоговое развлечение «В стране здоровья» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра).
дети
воспитатели
5. Создание кейс - папки для родителей «Укрепление здоровья детей в семье» (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).
День открытых дверей « День здоровья ».
родители
воспитатели
Предполагаемые результаты:
Для детей:
-
Сформированные навыки здорового образа жизни.
-
Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
-
Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
-
Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
Для родителей:
-
Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
-
Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
-
Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
-
Повышение профессионального уровня педагогов.
Дальнейшее использование результата проекта:
-
Использование игр для развития воображения детей, эстетического восприятия, желания выглядеть опрятно, прививать любовь к чистоте. Использование фоторепортажей для рассказов детей о своей семье, как рефлексия о проведенных выходных.
-
Изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах ДОУ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА