«Система внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс НДОУ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Система внедрения здоровьесберегающих технологий

в образовательный процесс НДОУ»

Заведующий НДОУ

«Детский сад № 26 ОАО «РЖД»

И.В. Стоюхина


В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в развитии ребёнок быстрее утомляется, имеет неустойчивое внимание, память. В.А. Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи в состоянии здоровья дошкольников наблюдается резкое ухудшение. Преобладающее большинство детей имеет отклонения со стороны различных функциональных систем организма. Количество детей первой группы здоровья за последние десять лет снизилось с 23,2% до 15,1%. Все эти факты предъявляют новые требования к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики. Поэтому здоровье воспитанников в нашем дошкольном учреждении является предметом пристального внимания всего коллектива. Для работы в этом направлении мы чётко определили цель, задачи, разработали мероприятия, направленные на развитие физической подготовленности, охрану и укрепление здоровья воспитанников, комплекс оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий во всех возрастных группах.

Цель:

Внедрение системы работы по применению здоровьесберегающих технологий в НДОУ с целью создания благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей НДОУ.

2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

4. Создать условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в НДОУ.

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые мы широко используем в НДОУ. Основной задачей негосударственного дошкольного учреждения на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с правильной спецификой внедрения, которая строится с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Следовательно, возникла необходимость для создания такой системы работы, при которой происходила бы эффективная интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

В НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которая ведется по 3 направлениям:

1. Физическое здоровье

Цель: повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в НДОУ и в семье.

Задачи:

  • изучить уровень физического развития и выносливости детей дошкольного возраста; анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;

  • укрепить здоровье детей;

  • воспитать потребности в здоровом образе жизни;

  • организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Психическое здоровье

Цель: создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Задачи:

  • создать в НДОУ атмосферу психологической защищенности, повысить уверенность воспитанников в собственных силах;

  • купировать нарушения эмоционального состояния детей и создать условия для нормального функционирования их нервной системы;

  • систематизировать психолого-педагогические средства, направленные на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях НДОУ.

3. Валеологическое здоровье

Цель: формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к своему организму и его возможностям;

  • формировать представления у ребенка взаимосвязи природы и человека;

  • прививать и закреплять знания детей о культурно- гигиенических навыках и практических приемов закаливания.

Эти направления включают в себя:

  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

  • общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

  • организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).

  • десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

  • рациональный режим жизни;

  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры);

  • комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, обширное умывание);

  • работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.);

  • режимы проветривания и кварцевания.

Данная организация деятельности осуществляется специалистами: врачом-педиатром, старшей медицинской сестрой, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Благодаря созданию медико-педагогических условий и системе оздоровительных мероприятий показатели физического здоровья детей улучшились.

Структура внедрения здоровьесберегающих технологий
«Система внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс НДОУ»

В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня; возраст детей

Особенности методики проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультуры, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.

2.Физкультурные минутки

Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время.

4.Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

5.Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы.

Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.

6.Закаливание

(упражнения после сна)

Ежедневно, начиная с младшего возраста.

Комплексы физ.упражнений в спальне и группе.

7.Динамические паузы

Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.

В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.

8.Интегрированные занятия

Последняя неделя каждого месяца

Интеграция содержания различных образовательных облас.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физическая культура

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3. Коммуникативные игры

-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

4. «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

5.Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

6.Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

2.Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

3.Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме

4.Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

В данной системе работы НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» по внедрению здоровьесберегающих технологий собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, она является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования. Ее назначение заключается также в определении перспектив и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности.

«Система внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс НДОУ»

© 2010-2022