Рабочая программа курса «Моя математика» (развитие математических представлений)

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Моя математика», предлагаемой М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной для дошкольной подготовки.Основной целью обучения по данной программе является отработка умений распознавать числа, производить операции над ними, ориентироваться в пространственно – временных представлениях, умения распознавать...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к программе

курса «Моя математика»

(развитие математических представлений)

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Моя математика», предлагаемой М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной программе является отработка умений распознавать числа, производить операции над ними, ориентироваться в пространственно - временных представлениях, умения распознавать геометрические фигуры и ориентироваться в величинах.

Занятия строятся в занимательной игровой форме. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление дошкольника.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объема внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Основной формой занятий являются индивидуальные и коллективные занятия с малокомплектной группой детей.

Все занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов, творческих заданий не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять свой кругозор.

Дополнительная образовательная программа курса «Моя математика», авторов М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной ориентирована на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Принципы отбора содержания

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Основные методы обучения:

  • беседа;

  • игра;

  • практическая работа;

  • коллективные, парные и индивидуальные исследования.

  • проблемно-ситуационные методы обучения

.Возраст детей, обучающихся по программе курса «Моя математика», авторов М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной, составляет 5,5 - 6,5 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Набор на занятия по программе курса «Моя математика», проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАОУ СОШ № 56 по предоставлению платных образовательных услуг.

Прогнозируемые результаты

В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе по программе курса «Моя математика», будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК авторов М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной «Моя математика», свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы .

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе рисунков, схем);

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Моя математика», являются формирование следующих умений

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Механизм оценивания прогнозируемых результатов

Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый контроль).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Тестирование в форме игры: «состав чисел», «определи геометрическую фигуру», «найди меня».

Организационно - педагогические условия реализации программы

Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «Моя математика» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:

  • светлый и просторный класс;

  • стулья и парты, соответствующие росту детей;

  • магниты;

  • стул и стол для педагога;

  • учебно-методический комплект «Моя математика», авторов М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной для дошкольной подготовки;

  • использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно - правовых требований к обучению, с использованием современных научно - методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно - воспитательного процесса;

  • небольшая наполняемость групп (до 12 человек).

Количество часов по годам обучения

Программа данного курса рассчитана на один год обучения (1 час в неделю).

Общее количество часов, отведённых на реализацию Программы

Программа рассчитана на 36 часов

Учебный план

обучения курса «Моя математика»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

15

Числа и операции над ними

10

Пространственно-временные представления

5

Геометрические фигуры и величины

6

Итого:

36

Учебно-тематическое планирование курса

«Моя математика»

(развитие математических представлений)

№ п/п

Тема занятия

Основные предметные цели

Количество часов

1

Осень. Сентябрь. Утро. День. Вечер. Ночь.

Повторение. Знакомство с названием первого месяца осени.

Повторение. Тестирование знаний и умений детей на начало года.

1

2

Вчера. Сегодня. Завтра.

Самодиагностика.

Повторение. Тестирование знаний и умений детей на начало года.

1

3

Цвет: жёлтый, красный, голубой.

Разноцветные семейки.

Учимся разбивать предметы на группы по цвету и собирать в группы по цвету.

Закрепление материала, развитие умений.

1

4

Форма: круг, квадрат, треугольник

Идём в гости.

Учимся разбивать предметы на группы.

Знакомство с таблицей и «адресом» объекта в таблице.

1

5

Маленькие и большие.

Прогулка в парке.

Октябрь.

Учимся разбивать предметы на группы по размеру и собирать в

группы по размеру.

Знакомство с названием второго месяца осени.

1

6

Что из чего, что для чего?

Кто где живёт?

Учимся разбивать предметы на группы по материалу и назначению, собирать в группы по материалу и назначению.

Закрепление, развитие умений.

1

7

Больше или меньше?

Большие и маленькие.

Сравнение числа элементов в двух конечных предметных множествах с помощью установления пар между элементами этих множеств.

Формирование представлений о независимости понятий «число (количество) предметов» и «величина предметов».

1

8

Собираем из частей.

Собираем, складываем

Формирование у детей представлений о понятиях «целое» и «часть» и операции объединения непересекающихся подмножеств в множество. Закрепление, развитие умений.

1

9

Забираем часть.

Осень. Ноябрь

Формирование у детей представлений о понятиях «целое» и «часть» и операции вычленения подмножества из множества.

Знакомство с названием третьего месяца осени.

1

10

Лесной детский сад.

Как вас называть?

Закрепление, развитие умений.

Знакомство с родовидовым соподчинением названий

объектов.

1

11

Один и два.

Первый и второй.

Печём пироги.

Мерки.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Знакомство с понятиями «следующее» и «предыдущее» число и с правилом получения

следующего и предыдущего числа.

Формирование представлений об объеме объектов как их вместимости. Измерение объёмов заданных объектов с помощью заданных мерок и жидких и сыпучих материалов.

1

12

Три, трое, третий.

Игры дома и во дворе.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее»

и «предыдущее» число и правилах получения

следующего и предыдущего числа. Закрепление, развитие умений.

1

13

Четыре, четверо, четвёртый.

Зима. Декабрь.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения

следующего и предыдущего числа. Закрепление, развитие умений.

1

14

Игра «Найди меня»

Кватрег или треквад?

Развитие пространственных представлений.

Развитие геометрических представлений.

1

15

Пять, пятеро, пятый.

Легче - тяжелее.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения следующего и предыдущего числа.

Формирование представлений о массе объектов. Знакомство с понятиями «легче»,«тяжелее».

1

16

Проверь себя

Тестирование знаний и умений детей на середину года.

1

17

Зима. Январь.

Лыжная прогулка.

Знакомство с названием второго месяца зимы.

1

18

Взглянем сверху.

Знакомство с планом.

1

19

Прогулка по сказочному городу.

Закрепление, развитие умений.

1

20

Шесть, шестеро, шестой.

Длиннее - короче.

Шире - уже.

Выше - ниже.

Толще - тоньше

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения

следующего и предыдущего числа.

Уточнение слов, с помощью которых задаются параметры объектов (выражается величина«длина»).

1

21

Счёт двойками и тройками.

Зима. Февраль.

Пересчитывание элементов в конечном предметном

множестве, число которых кратно двум или трём. Знакомство с названием третьего зимнего месяца.

1

22

Семь, семеро, седьмой.

Крепость из кубиков.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения

следующего и предыдущего числа. Знакомство с названиями объёмных геометрических фигур: шар, куб, пирамида.

1

23

Играем и считаем.

Что нам стоит дом построить

Закрепление, развитие умений.

1

24

Дни недели.

Восемь, восьмой.

Знакомство с названиями дней недели.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения следующего и предыдущего числа.

1

25

Весна. Март.

Бумажный кораблик.

Играем и считаем.

Знакомство с названием первого весеннего месяца. Закрепление, развитие умений.

1

26

Точки и линии.

Девять, девятый.

Знакомство с названием некоторых геометрических

фигур.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа. Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения следующего и предыдущего числа.

1

27

Самые разные животные.

Играем и считаем.

Закрепление, развитие умений.

Учимся составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание с опорой на рисунок.

1

28

Играем и считаем.

Десять, десятый.

Закрепление, развитие умений.

Знакомство с цифрами, обозначающими числа.

Закрепление представлений о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах

получения следующего и предыдущего числа.

1

29

Весна. Апрель.

Первые цветы.

Внутри, снаружи

Закрепление, развитие умений.

1

30

Мы идём в цирк.

Играем и считаем.

Закрепление, развитие умений.

1

31

Играем и считаем.

Закрепление, развитие умений.

1

32

Весна. Май. Первая гроза.

Знакомство с названием третьего месяца весны.

1

33

Играем и считаем.

Времена года.

Закрепление, развитие умений.

1

34

Играем и считаем.

Закрепление, развитие умений.

1

35

Проверь себя.

Самостоятельная работа в тетради.

1

36

Тестирование.

Тестирование знаний и умений детей на конец года.

1

Итого:

36 часов

Содержание программы курса

«Моя математика»

(развитие математических представлений)

Общие понятия (15 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жиких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)

Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними (10 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно - временные представления (5 часов)

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины (6 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

К концу обучения по программе «Моя математика» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.);

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения:

групповая, парная, индивидуальная.

Основные методы обучения:

1. Игровые методы обучения

2. Метод активного диалога (дискуссии)

3. Проблемно-ситуационные методы обучения

4.Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 5.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Оценочные материалы

1.Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А.В.)

Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5, 5-6, 5 лет.

Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

1.

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

Рабочая программа курса «Моя математика» (развитие математических представлений)

диагностическая ситуация

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)».

2.Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».

3.Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Оценка задания:

1 уровень - задание выполнено полностью верно

2 уровень - допущено 1-2 ошибки

3 уровень - задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень - ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

УМК авторов М. В. Корепановой, С. А. Козловой и О.В. Прониной «Моя математика»








16


© 2010-2022