Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дошкольное учебное заведение №14 «Ручеёк»

Джанкойского городского совета







КОНСПЕКТ

занятия по математике на тему

«Формирование временных представлений в средней группе»





воспитатель: Хожирахимова Р. А.










г. Джанкой

2012г

Направления развития:

- познавательное: закреплять знания о частях суток, их признаках, последовательности, значения для жизни; закреплять знание названий дней недели в их последовательности; развивать мышление, учить посредством последовательного рассуждения, делать умозаключения, устанавливать аналогии, упражнять детей в порядковом и количественном счете от 1 до 7;

- эмоционально-ценностное: развивать слуховое внимание, учить на основе слухового восприятия, соотносить события по времени, упражнять в назывании времен года, обратить внимание детей на последовательность и постепенность смены времен года, цикличность этого процесса;

- социально-моральное: продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать образное мышление, замещать реальные предметы их условными обозначениями;

- речевое: упражнять в четкой декламации стихотворений наизусть, эмоционально выражая свои внутренние чувства.

Предварительная работа: наблюдения за природой в разные части суток, рассматривание фотографий детей нашей группы, иллюстраций с изображением разных времен года; чтение сказок В.И.Даля «Старик-Годовик», С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (на украинском языке), пословиц, примет, загадок о временах года, стихотворений о днях недели, о частях суток.

Оборудование:

Демонстрационное: мольберт, макет башни замка с семью этажами, колпаки голубого, желтого, серого и черного цвета; круг «Сутки-Времена года»; иллюстрации с изображением природы в разное время суток; наглядное пособие «Поезд на мосту»; набор картинок, условно обозначающих снег, мороз и дерево; набор картинок для выкладывания схем частей суток; круги из цветного картона для дидактической игры «Живая неделя»; картины с изображением режимных процессов.

Раздаточное: картинки для выкладывания схем частей суток; сюжетные картинки с изображением разных частей суток; полоски голубого, серого, желтого и черного цветов и каждого; набор картинок, условно обозначающих снег, мороз и дерево; белый лист бумаги; четыре картинки с изображением времен года.

Ход занятия:

Дети заходят в группу вместе с воспитателем и здороваются с гостями:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! -

Солнцу и птицам.

- Доброе утро! -

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

(Н.Красильников)

Дети садятся на стулья, расставленные на ковре.

- Сегодня у нас необыкновенные гости. Это гномы - хранители времени, живут они в башне замка Неделя. Я уверена, что гномов вы сразу узнаете.

Выбегает первый гном и читает стихотворение:

- Встало утром Солнышко

И гулять отправилось;

И на нашей улице

Все ему понравилось.

…Побежало Солнце

Золотой дорожкой,

И попало Солнце

Прямо к нам в окошко!

(Е.Серова)

- Догадались, как зовут первого гнома? (Утро)

Рассматриваем иллюстрацию с изображение природы в утренние часы.

- Правильно! Утро - это часть суток, которая наступает после ночи перед началом дня. Солнышко только «встает» (появляется) из-за горизонта. С утра все небо лазурное, как будто голубой акварелью закрашено.

Как вы думаете, какой колпак должен быть у гнома Утро? (голубой, как небо).

- Давайте поставим этого гнома первым.

Воспитатель выдвигает голубую часть круга, дети рассматривают картинки, на которых изображены действия людей утром.

- А что мы с вами делаем утром?

- Утром делаю зарядку:

Шаг - назад, два - вперед,

Влево, вправо поворот,

Приседания, прыжки

И веселые хлопки.

Руки вверх - потянусь.

И на стульчик опущусь.

А потом я чищу зубы,

Аккуратно умываюсь,

Полотенцем вытираюсь.

Одеваюсь, обуваюсь,

И на завтрак отправляюсь…

(Г.Савочкина)

Люблю, когда утро.

Я утро люблю!

Люблю, когда я уже больше не сплю,

И синее небо,

И ветки в окно,

И в комнате больше не будет темно…

Утром все люди куда-то идут!

Утром все птицы кому-то поют!

… Мне тоже утром хочется петь,

И топать, и просто шуметь!

(По Э.Мошковской)

Дети, давайте для первого гнома выложим его схему. Один ребенок выкладывает на доске, остальные - стоя за столами.

Выбегает второй гномик:

- Разгуляется денек -

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь - на припёке

Прыгают сороки.

(Е.Благинина)

- Как зовут второго гнома? (День)

- День - часть суток от утра до вечера. Этому гному какого цвета колпак оденем? (желтого). Какой по счету он будет стоять? (второй).

Рассматриваем иллюстрацию с изображением природы в дневные часы. Дети рассказывают о том, что изменилось на картинке. Воспитатель выдвигает желтую часть круга, и дети рассказывают о действиях людей днем.

В детском садике моём

Очень дружно мы живём.

Там танцуем и поём

И про все мы узнаём.

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

(В.Орлов)

В детском садике у нас

Тихий час.

В этот час нам нужна

Тишина.

Мы сказали: - Чок! Чок! Чок!

Язычок,

Закрываем тебя в сундучок,

На крючок.

Все ребятки - на кроватки,

Все молчок!

Потому что у нас -

Тихий час.

Потому что нужна -

Ти - и - ши - и - на!

(Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская)

Дети, а теперь для этого гномика выложим схему. Один ребенок выкладывает на доске, остальные - стоя за столами.

Выбегает третий гном:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

(С.Есенин)

- Как зовут этого гнома? (Вечер)

- Вечер - часть суток перед наступлением ночи, следующая по окончании дня. Рассматриваем иллюстрацию с изображением природы в вечернее время.

- Что происходит в природе вечером? (Солнышко садится, становится темнее, смеркается)

- Поэтому у гнома колпак будет какого цвета? (серого) На каком месте будет стоять этот гном? (на третьем, после Дня) Воспитатель выдвигает серую часть круга. Дети рассматривают картинки, на которых изображены действия людей вечером.

- Что мы делаем вечером?

Про себя и про ребят

Солнце скрылось за домами,

Покидаем детский сад.

Я рассказываю маме

Про себя и про ребят.

Как мы хором песни пели,

Как играли в чехарду,

Что мы пили,

Что мы ели,

Что читали в детсаду.

Я рассказываю честно

И подробно обо всем.

Знаю, маме интересно

Знать о том,

Как мы живём.

(Г.Ладонщиков)

- Вечером люди приходят домой с работы, вся семья собирается дома. Вечером все ужинают.

У нас рабочая семья

Когда отец с работы

Под вечером входит в дом,

Мы в этот миг до неба

От радости растем!

И весело снимаем

С отцовских плеч пиджак,

И маленький братишка

От папы - ни на шаг.

Мы держим полотенце,

И мыло подаем,

И как дела у папы

По взгляду узнаем.

А мама ставит ужин

И ласково глядит:

У всей семьи рабочей

Прекрасный аппетит…

(П.Мумин. Перевод с узбекского Ю.Кушака)

- Вечером все отдыхают, можно посмотреть телевизор, с папой поиграть в конструктор.

Вечером я мою ножки,

Вечером я мою ручки,

Лицо чисто умываю,

И пижаму надеваю.

Мама мне читает сказки,

С ней рассматриваем книжку…

Говорит мне мама с лаской:

- Спи спокойно, мой сынишка.

(Г.Савочкина)

Один ребенок выкладывает схему вечера на доске, остальные - стоя за столами.

Выбегает четвертый гномик:

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

(А.Блок)

- Ночь - часть суток от вечера до утра. Рассматриваем иллюстрацию к части суток - ночь.

- Дети, расскажите, что происходит ночью в природе? (Ночью все небо темное, почти черное. Солнца на небе нет, оно совсем скрылось за горизонтом.)

- А что есть на небе? (Луна, звезды).

- После какой части суток надо поставить гнома в черном колпаке? (после Вечера)

Воспитатель достает черную часть круга и дети рассматривают картинки, на которых изображены действия людей ночью.

-А что люди делают ночью? (спят)

-А что нужно, для того, чтобы видеть сны?

…Для того, чтобы видеть сны,

Очки мне вовсе не нужны!

А ночь нужна и тишина,

И звезды в небе, и луна,

Нужна подушка и кровать,

И нужно глаз не открывать!

(Ю.Мориц)

- А сейчас гномики хотят посмотреть, как вы запомнили части суток. Проходите к столам и приклейте к картинке полоску того цвета, который соответствует части суток на картинке. (Утро - голубую, день - желтую и т.д.)

- Молодцы! Все справились!

Дети возвращаются на ковер. Гномы выходят в строгом порядке.

- Давайте еще раз их назовем. Утро, День, Вечер, Ночь - прошли сутки. За это время солнышко вставало, поднималось высоко в небо, садилось и уходило за горизонт, а люди занимались разными делами.

- Видите, все картинки нашего круга открыты, значит, пора поселить гномов на первый этаж башни Неделя.

- Как вы думаете, он называется? (Понедельник).

Открываю окошки понедельника. Потом гномы снова выходят по очереди. Постепенно открываю круг «Сутки», показывая постепенную смену одних частей суток другими. Наступают Вторник, Среда, Четверг и т.д.

- И так проходят семь суток - неделя.

- Дети, посчитайте, сколько дней в неделе. Который по счету вторник? (Среда, Пятница)

Игра «Живая неделя»

Дети берут круг из цветного картона, на котором цифра указывает день недели и выстраиваются в соответствии в ряд. Каждый ребенок делает шаг вперед и называет себя: «Я, первый день недели - Понедельник» и т.д. Остальные дети дают задания «дням недели»:

- Вторник - выйди на два шага вперед;

- Среда - подними два раза руки вверх; и т.д.

- Молодцы, пора нашим гномикам отправляться к другим детям, чтобы познакомить их с сутками. А поедут они на необычном поезде.

- Давайте вместе рассмотрим, в какую сторону едет поезд? Чем похожи и чем отличаются вагончики поезда? Посчитайте, сколько вагонов у поезда. Рассмотрите красный вагончик. Что вы можете сказать о нем?

Воспитатель при помощи наводящих вопросов добивается от детей называния всех характеристик красного вагона: его порядковое число, положение относительно синего и желтого вагон, пространственное положение относительно моста. Аналогично делается характеристика белых и синих вагонов.

- Итак, мы с вами установили, что красный вагон сейчас находится на мосту, синий вагон уже переехал мост, желтый вагон еще не доехал до моста.

- Давайте представим, что вагончики - это дни и дадим им имена: «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Как вы думаете, какое из этих трех имен подойдет к красному вагончику, который находится сейчас на мосту? («Сегодня»)

- Желтый вагончик поезда еще не доехал до моста. Как вы думаете, этот вагончик был на мосту? (Нет, он еще не доехал.) А он будет на мосту? (Да, будет) Событие еще не совершилось, но оно будет. Если вагон, который уже находится на мосту, мы назвали «Сегодня», то как можно назвать вагон, который только еще будет на мосту? («Завтра»).

- Синий вагончик поезда уже проехал мост. Как вы думаете, этот вагончик еще будет на мосту? (Нет, он уже проехал.) А он был на мосту? (Да, был) То есть, событие уже совершилось. Какое имя можно дать синему вагончику, который уже переехал мост? («Вчера»)

- Молодцы, а сейчас пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Черное звездное небо

Звери и рыбы,

Вольные птицы

(Круговые движения раками вперед-назад.)

Всё, чем богата планета Земля.

(Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Все, что живет

Или только родится,

(Присели.)

Это всё наша большая семья.

(Подпрыгнули вверх, руки в стороны.)

Ведь над нами оно одно,

Это небо огромное,

(Руки вверх, прыжки на месте.)

Это небо бездонное,

Звездное небо!

(Руки вверху, покачивания.)

- Ребята, посмотрите в окно и послушайте загадку.

Солнце в небе греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

(Г. Ладонщиков)

- О каком времени года эта загадка? (Зима)

- Зима приходит не одна, у нее много помощников. И вновь загадки помогут вам догадаться, о каких помощниках я говорю.

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет.

(Снег)

- Правильно, это снег. Какие слова в загадке помогли отгадать её? («Бел, да не сахар». Снег тоже белый. «Ног нет, да идет». Когда падает снег, мы часто говорим: «Снег идет!») Если дети не могут отгадать, воспитатель ставит на доску карточку с условным изображением «снега» - снежинкой.

- Послушайте вторую загадку.

Без рук рисует,

Без зубов кусает.

(Мороз)

- Какие слова помогли вам правильно отгадать загадку? (Когда на улице сильный мороз, на окнах появляются красивые узоры. В сильный мороз замерзает нос, щеки и, мы говорим: мороз кусается.)

Воспитатель ставит на доску карточку с условным обозначением «мороза».

- Послушайте третью загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

- Кто догадался, покажите ответ на карточке. Потом воспитатель ставит на доску карточку с его условным обозначение.

- Во что «одеты» деревья весной и летом? Что значит фраза: «А осенью с бедняжки сорвали все рубашки».

- Что это за меха, в которые зимой метели одели деревья?

- Дети, закройте глаза. Воспитатель переворачивает карточки картинками вниз.

- Откройте глаза. Вспомните и разложите карточки в том порядке, в котором я вам загадывала загадки.

Воспитатель проверяет, как справились дети с задание. Просит сосчитать количество карточек; которая по счету карточка, обозначающая мороз, снег, дерево.

- Ребята, мы увлеклись с вами загадками. Возьмите в руки картинки, рассмотрите их. Что на них изображено (Времена года). Посчитайте, сколько у вас картинок (четыре). Какое время года идет за зимой? (За весной, летом, осенью) Возьмите белый лист бумаги, в левом верхнем углу положите карточку с изображением зимы. В правом верхнем углу - с изображением весны. В правом нижнем - с изображением лета. В левом нижнем - с изображением осени.

- Поставьте указательный палец правой руки над картинкой, обозначающей зиму. Несколько раз обведите рукой в воздухе последовательно все картинки. Какую фигуру рисует ваш палец? (Круг)

- Правильно, это круг. Вот так и в природе времена года по кругу сменяют друг друга. За зимой приходит весна, её меня сменяет лето, за летом наступает осень, а за осенью вновь наступает зима.

На макете года воспитатель показывает смену времен года.

- Вы помните, какой самый любимы и самый веселый праздник мы отмечаем в середине зимы? (Новый год) А вы задумывались, что обозначает этот праздник? (закончился старый год, наступает Новый год).

- Правильно, люди договорились, что в середине зимы первого января будет наступать Новый год.

- Что вы ждете от зимы? (подарков, Деда Мороза, Снегурочку, снега, покататься на санках, лыжах)

- А кому нравится весна? Почему? (потому что появляются зеленые листья на деревьях, оживает природа, распускаются первые весенние цветы.)

- А кому нравится лето? За что? (летом можно купаться на море, загорать, кушать ягоды и фрукты)

- Дети, а кто ждет наступления осени? Почему? (потому что в полях и садах собирают урожай, посмотреть на улетающих журавлей, погулять в парке, побегать по шуршащей листве).

- Обязательно и ваше любимое время года наступит, потому что время «течет» и не останавливается. Именно поэтому времена года сменяют друг друга.



Д/и «Вчера, сегодня, завтра»

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений


Д/и «Части суток»

Конспект занятия на тему Формирование временных представленийКонспект занятия на тему Формирование временных представленийКонспект занятия на тему Формирование временных представленийКонспект занятия на тему Формирование временных представлений



\\Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Д/и «Живая неделя»

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Д/и «Времена года»

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений

Конспект занятия на тему Формирование временных представлений



© 2010-2022