ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе


Народное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Творца от человека нетворческого отделяет «пропасть». Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Цель занятий: ознакомление с традициями народного искусства, разнообразием промыслов, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров.

Задачи:

  1. Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.

  2. Знакомство с историей промысла, с дымковской игрушкой

  3. Составлять узоры на основе росписи дымковской игрушки, выделяя геометрические элементы росписи, передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.

  4. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов народных изделий.

  5. Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.

  6. Воспитывать интерес к народному искусству, традициям.

Занятие 1.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Материалы. Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы.

Ход занятия

Начинаем с рассказа детям о дымковском промысле. Свой рассказ сопровождаем показом игрушек.

Воспитатель: «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздник стал называться Свистунья. До настоящего времени в Вятке проводятся ярмарки - Свистуньи. Мастера-игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки свистульки. Вятский художник И.А. Деньшин посвятил народной игрушке такие строки:

Худ. слово Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивиться:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Воспитатель: Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Такими же белоснежными, как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди которой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, из которой дымковские мастера и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться очень много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня они становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом и кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клетки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают самые разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично и декоративно. Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями».

ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Далее детям предлагается рассмотреть, потрогать дымковские игрушки и поиграть с ними; обращается внимание на выразительность пластических форм, колорит росписи, сочетание красок.

ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Вопросы к детям.

Понравились ли вам дымковские игрушки?

Какая игрушка понравилась больше всего и почему?

Что может рассказать нам народная игрушка?

Для чего нужны дымковские игрушки? Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

Занятия 2

Программное содержание. Продолжить знакомить детей с дымков-ской игрушкой. Учить изготавливать из скрученной бумаги печатку-тычок. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора.

Ход занятия

1-й этап

Показываем детям, как сделать из скрученной бумаги печатку-тычок. Затем дети самостоятельно делают печатку-тычок.

ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Вопросы к детям

Что такое узор?

Какие цвета используются в дымковской росписи?

Каковы особенности составления дымковских узоров?

ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Детям предлагается нарисовать элементы Дымковской росписи с помощью кисточки и печатки-тычка, а затем дорисовать узоры на юбках дымковских барышень.

ПРОЕКТ Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

2-й этап

Предлагаем детям различные силуэты дымковских игрушек из бумаги и спрашиваем детей, какими элементами они украшаются. Напоминаем: «Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Силуэт игрушки должен оставаться белым». В процессе работы детям оказывается необходимая помощь.

В конце занятия все вместе составляем панораму «Дымковская деревня». Детям предлагается рассказать стихи и потешки о дымковских игрушках.

Худ. слово Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Затем рассказываем детям об особенностях дымковской игрушки:

Худ. слово Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя!

Посмотри как хороша, эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Дети, вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?

Дети: Сегодня на занятии мы узнали о новых способах раскрашивания дымковских игрушек.







© 2010-2022