Методическая разработка: Комплекс игр-занятий, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

Анализ показал, что уровень развития сенсорных эталонов, таких как цвет, величина и форма довольно на низком уровне. Исходя из этого цель данного проекта - создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста через дидактические игры.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Основные принципы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

  • Систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей - основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  • Принцип научности - заключается в формировании у детей системы научных знаний ; в анализе и синтезе предметов , выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина); в выявлении возможных меж предметных связей; в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Формы и режим проведения игр - занятий

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных играх-занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  1. На восприятие формы;

  2. На целенаправленное развитие восприятия цвета;

  3. На восприятие качеств величины;

  4. На количество предметов;

  5. На развитие речи, мышления;

  6. На развитие первоначальных представлений о природе;

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР - ЗАНЯТИЙ:

  1. Фронтальная (групповая) форма

  2. По подгруппам - основная форма работы на занятиях

  3. Игровая форма

  4. Индивидуальная деятельность

  5. Развивающие игры

В процессе реализации проекта у детей формируется полноценное восприятие окружающей действительности, которая служит основой познания мира.

Итогом реализации проекта будет комплекс игр - занятий.

Комплекс игр - занятий, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста

Срок

Тема

Содержание

Материал

Сентябрь

1 неделя

Матрешки.

Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине , учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд.

4-х местная матрешка (3 - раскрываются, 1 - нет).

2 неделя

Пирамидка.

Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.

Пирамидка из 5 колец

3 неделя

Разложи фишки в миски соответствующего цвета

Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.

Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий).

4 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 2группы при выборе из 4-х.

Учить детей обращать внимание на форму предмета, устанавливать тождества и различия формы однородных предметов. Учить понимать слова форма, такой, не такой, разные.

Большие картонные круг, квадрат, овал, прямоугольник, по 2-3 круга, квадрата, овала, прямоугольника меньшего размера на каждого ребенка.

Октябрь

1 неделя

«Найди такой же листик».

Учить детей находить по образцу листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.

Природный материал: листики разной формы (можно бумажные листики).

2 неделя

Матрешки.

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд.

4-хместная матрешка (3 - раскрываются, 1 - нет) - в разобранном виде.


3 неделя

Пирамидка.

Продолжать учить детей выполнять простые действия с предметами, снимать и нанизывать кольца. Обратить внимание детей на то, что кольца пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.

Коническая пирамидка из 5 колец в разобранном виде.

4 неделя

Разложи фишки в миски соответствующего цвета.

Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.

Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Ноябрь

1 неделя

Матрешки.

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия : большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд. Воспитывать аккуратность, умение делать красивый узор на фартучке матрешки.

4 раскрывающиеся матрешки.

2 неделя

Пирамидка

Учить разбирать и собирать пирамидку. Обратить внимание детей на кольца - могут быть и такой формы). Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.

Пирамидка из 5 колец цилиндрической формы убывающих по величине.

3 неделя

Нанизывание бус разной формы

Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек).

5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.

4 неделя

Размещение вкладышей 2-х заданных форм при выборе из 4х.

Учить детей выбирать предметы 2-х заданных форм из 4-х возможных, закреплять умение соотносить предметы по форме.

Карточки со следующими сочетаниями форм : круг - квадрат; круг -треугольник, квадрат - овал, овал

Декабрь

1 неделя

«Помоги мишке найти свой домик».

Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, синий). Закреплять цвет , понятия такой , не такой, разные.

Мишки или зайки, домики или полянки трех цветов: красные, желтые, синие (по 3-5 шт. каждого цвета на ребенка).

2 неделя

Аппликация без наклеивания «Елочка».

Учить соотносить геометрические фигуры к изображению.

Елочка -3 треугольника

3 неделя

Игра «Чудесный мешочек».

Продолжать учить ориентироваться в форме предметов на ощупь.

Мешочек, маленькие предметы - шар, кубик, колечко, чашечка, блюдечко и пр.

4 неделя

«Один - много».

Формировать количественное представление,учить различать понятия один - много.

Грибки (мячи, матрешки, куклы): 1 - большой, много - маленьких.

Январь

2 неделя

Матрёшки



Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия : большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.

5раскрывающихся матрешек.




Нанизывание бус разного цвета

Учить детей чередовать бусы по цвету, называть красный и белый цвета

Деревянные или глиняные бусинки двух цветов - белые и красные, шнурок.

3 неделя

Пирамидка.

«Красивые узоры».

Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца на стержень, обращая внимание на величину.

Учить детей соотносить предметы по величине, учитывать величину в своих действиях, развивать внимание. Учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо, закреплять знания слов большой, маленький, больше, меньше. Учить ритмичному чередованию величин.

Коническая пирамидка из 8 колец в разобранном виде.

Большие и маленькие круги (квадраты, овалы), чистые полоски бумаги.

4 неделя

«Чудесный мешочек».

Раскладывание фишек красного, желтого и синего цвета в мисочки соответствующего цвета.

Закреплять понятия кубик, кирпичик, шарик, конус, призма, цилиндр. Находить предметы на ощупь.

Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвета.

Мешочек с геометрическими телами: шарик, кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр.

Фишки и мисочки трех цветов - красные, желтые и синие (по 5 шт. каждого цвета).

Февраль

1 неделя

Матрешки.



Достань шарики

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия : большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.

Учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели, учить использовать метод проб при решении практической задачи.

6-местная матрешка (5 - раскрываются, 1 - нет).



Тазик с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком. Разноцветные шарики.

2 неделя

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из 4-х.

Матрешка

Учить детей выбирать объекты 2-х заданных форм из 4-х возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, совмещать узор, ставить матрешек в ряд.

Карточки со следующими сочетаниями форм : круг - квадрат, круг - треугольник, круг прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал, треугольник - прямоугольник.

6-местная матрешка (все раскрываются)

3 неделя

«Пересыпь песочек ложечкой».

Разрезные картинки

Учить четко по инструкции выполнять алгоритм пересыпания: зачерпнуть - зафиксировать - перенести - высыпать. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.

Учить составлять по принципу целое - часть

Поднос,2 баночки: одна с песком или крупой, другая - пустая, ложечка.

Разрезные картинки из 3 частей

4 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 4 группы.

Фруктовый сад

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Закрепить названия овощей и фруктов. Развивать речь, навыки классификации. Знакомить с растительным миром.

Поднос с 5 квадратами, 5 овалами, 5 кругами, 5 треугольниками, 4 мисочки.

Муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением фруктовых деревьев.

Март

1 неделя

Пирамидка.



Сделаем куклам цепочку

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, подбирать кольца по величине и нанизывать их на столбик. Обратить внимание, что кольца разной формы (на что похожи колечки?). Обогащать зрительно - осязательный опыт детей (провести пальчиком по собранной пирамидке).

Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, продолжать учить соединять звенья цепочки.

Пирамидка из 6 колец, убывающих по величине (колечки разной формы).



По 5 деталей красного и желтого цветов на 1 ребенка, кукла

2 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».

Найди и назови

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Учить классифицировать предметы (карточки) по группам, учить объединять и называть отдельные группы предметов (одежда, обувь).

На каждого ребенка коробочка с мозаикой: 10 элементов белой мозаики, 10 элементов красной мозаики. Для усложнения: 3 элемента зеленой мозаики, 2 элемента синей, 3 элемента желтой мозаики.

Предметные картинки с изображением одежды, обуви

3 неделя

Разрезные картинки

Вкладыши

Развивать мышление, продолжать учить собирать целое из частей.

Закреплять умение соотносить предметы по величине.

Разрезные картинки из 4-х частей с диагональным разрезом.

Вкладыши из 5 предметов

4 неделя

Раскладывание фишек красного, зеленого, синего и желтого цветов в соответствующие по цвету миски.

Пирамидка

Закреплять умение соотносить предметы по цвету.

Продолжать учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.

По 5 фишек каждого из перечисленных цветов на каждого ребенка, 4 мисочки каждого цвета.

Пирамидка из 6 колец в разобранном виде

Апрель

1 неделя

«Чудесный мешочек».

Раскладывание предметов по форме на 2 группы при выборе из 4-х

Продолжать учить детей находить предметы заданной формы на ощупь.

Продолжать учить детей группировать предметы по форме.

Мешочек с различными геометрическими формами : шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

По 5 квадратов, кругов, прямоугольников, валов на каждого ребенка

2 неделя

Матрешка

Классификация (игрушки, посуда).

Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, совмещать узор, ставить матрешек в ряд.

Развивать мыслительные операции, внимание

6-местная матрешка (все раскрываются) в разобранном виде.

По 5 предметов или картинок из каждого раздела

3 неделя

Аппликация без наклеивания «Домик».

Угости зверей

Учить соотносить плоскостные фигуры к нарисованным картинкам.

Развивать представление детей о предметах на основе тактильно - двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание.

Картинка с изображением домика (контур), квадрат и треугольник.

Чудесный мешочек , предметы для выбора - игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла.

4 неделя

«Найди и назови»

Кто ловкий?

Учить классифицировать предметы (карточки) по группам, учить объединять и называть отдельные группы предметов (одежда, обувь).

Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Предметные картинки с изображением одежды, обуви.

Шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки

Май

2 неделя

Пирамидка.

Разрезные картинки

Продолжать учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.

Продолжать учить детей собирать целое из частей

Пирамидка из 6 колец в разобранном виде.

Разрезные картинки из 4-х частей

3 неделя

«Чудесный мешочек»

Гуси с гусятами

Развивать представление детей о предметах на основе тактильно - двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание.

Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных

Чудесный мешочек, 6 форм: шарик, кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр.

Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.

4 неделя

«Сделай картинку»

Пересыпание

Учить детей видеть форму в предмете, соотносить форму, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужное с помощью проб и примерки.

Научить пользоваться ложкой, пересыпая крупу из одной емкости в другую (зачерпнуть, зафиксировать, перенести, высыпать).

2 полукруга (мяч) , кубик и треугольник (дом), большой и маленький круги (неваляшка), прямоугольник и 2 маленьких круга (вагончик).

2 баночки (одна из них с крупой), ложечка















© 2010-2022