- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогический проект «Я – часть своей страны»
Педагогический проект «Я – часть своей страны»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вержакова В.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 35 «Лейсан»
комбинированного вида ЕМР РТ
Педагогический проект
«Я - часть своей страны»
Подготовила
воспитатель высшей квалификационной
категории
Вержакова Валентина Александровна
Елабуга 2015
Я - часть своей страны!
Тип проекта: информационно- исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный
Обоснование выбора темы
Важно, чтобы как можно раньше ребенок ощутил себя человеком, гражданином - со всеми присущими ему достоинствами и возможностями. Ребенок дошкольного возраста воспринимает его окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые, в силу малого жизненного опыта, особенности развития процессов восприятия, мышления, воображения.
Важно дать ребенку те знания, которые позволят ему осознанно включиться в процесс самовоспитания. Дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучиться относится внимательно к себе и научиться видеть других людей.
Главное - воспитание социальных чувств, познавательных интересов, формирование у ребенка умение достойно жить, развиваться, чувствовать себя человеком - гражданином своей страны.
Мотивация выбора темы
-
Расположить на видном месте фотографии улиц, достопримечательностей города Елабуги, Республики Татарстан, нашей великой страны - России.
-
Еще один вариант - формирование фотовыставки интересных мест нашего города, республики, страны; где побывали дети со своими родителями; выставка сувениров, игрушек, скульптур. Главная задача - создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик.
-
Интервью, статья в газете, приглашение гостей из других мест нашей республики, страны с целью рассказать о достопримечательностях своего уголка нашей необъятной России, поделиться впечатлениями.
-
Приносить фотографии исторической достопримечательности нашего города. Формулирование проблемных вопросов типа: «Что это за место? время?».
-
Отгадывание по типу: «Что в волшебном сундучке?» ( историческая ценность предмета, его особенность. Например: открытки или сувениры, фотографии (самовара, башни Чертово городище, дерева, украшенное замками новобрачных, памятник почтальону)….
Этапы реализации проекта:
1 этап - 1 неделя сентября. «30 августа - День города Елабуга»
Программное содержание
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
Подготовительный к школе возраст
-
Развивать представление о положительных сторонах детского сада, его общности с домом и отличиях от домашней обстановки. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
-
Напоминать детям названия города, в котором они живут.
-
Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлым, настоящим и будущим.
-
Рассказать детям о самых красивых местах своего города, его достопримечательностях.
-
Формировать интерес к «малой родине».
-
Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
2 этап - 1 неделя декабря «Я гражданин своей страны»
Программное содержание
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
Подготовительный к школе возраст
-
Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка. Закреплять умение называть свое имя.
-
Углублять представления о правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.
-
Закреплять представление ребенка о себе как о члене коллектива.
-
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в детском саду.
-
Дать представление о государственных праздниках.
-
Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением. Развивать осознание ребенком своего места в обществе.
-
Углублять представления о правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.
-
Закреплять представление ребенка о себе как о члене коллектива.
-
Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках. Формировать представление, что Россия - многонациональная страна, что Москва- главный город, столица нашей Родины. Познакомить с гербом, флагом России.
-
Развивать представление о временной перспективе личности.
-
Расширять представление детей об истории семьи в контексте история родной страны.
-
Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имени и отчества родителей, их профессий.
-
Формировать представление ребенка о себе как о члене коллектива.
-
Углублять и уточнять представления о Родине - России.
-
Закреплять знания о гербе, флаге, гимне России, о столице нашей родины - Москве.
-
Рассказать детям, о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран.
3 этап- 2 неделя февраля «Мастерами славиться земля родная»
Программное содержание
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
Подготовительный к школе возраст
-
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
-
Продолжать воспитывать любовь к родному краю.
-
Продолжать воспитывать любовь и уважение к людям труда.
.
-
Формировать интерес к профессиям родителей
-
Формировать знания о жизни, традициях народов нашего края.
-
Закреплять знания о профессиях родителей.
-
Закреплять знания о быте, традициях, культуре русского и татарского народов, других народов, проживающих в нашем крае.
Модель реализации проекта:
-
Я
Мой дом
Мой детский сад (группа)
Русский быт,
традиции
-
Моя улица
Народный календарь (приметы, праздники)
-
Мой город
Устное народное творчество (музыка, сказки, песни)
-
Моя республика
Народные игры (хороводные, подвижные)
-
Моя Родина
- Россия
Рукотворный мир (декоративно-прикладное искусство)
-
Государственная символика
Традиции татарского народа
Учебные темы
для всех возрастных групп по проекту
«Я - часть своей страны»
-
1-я младшая группа
2-я младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
«Это - Я»
«Это - Я»
«Я хочу быть похожим … (маму, папу...)
«Люди разных профессий нужны городу»
«В мире знаменитых и почетных профессий» (нефтяник)
«Мой дружок в группе»
«Я по улице иду, в детский сад свой попаду»
«Это улица родная, а на ней наш детский сад»
«Вдоль по улице пешком» (историческое обозрение)
«Необъятная Россия»
«Давайте познакомимся» (имена)
«Наш любимый детский сад»
«Многоликая Елабуга»
«Путешествие в прошлое Татарстана»
«Прошлое и настоящее государства Российского»
«Давайте познакомимся - это моя мама»
«Я живу в Елабуге»
«Экскурсия по местам отдыха елабужан»
«История возникновения города Елабуги»
«По морям, по волнам» (кругосветное путешествие)
«Давайте познакомимся- это мой папа»
«Мой дом»
«Из чего построен дом»
«Из чего построен дом»
«Удивительные превращения»
«Давайте познакомимся- мой дедушка, моя бабушка»
«Народные праздники»
«Музеи Елабуги»
«Спасская ярмарка -гордость Елабуги»
«Национальное искусство России»
«Это пальчик -Я»
«Я человек»
«Я- елабужанин»
«Я житель Татарстана»
«Я - гражданин России»
Комплексно - методический план
Модель трех вопросов
Что мы знаем о себе
Что мы хотим узнать о себе
Что нужно сделать, чтобы узнать о себе
режим
содержание
срок
примечание
Совместная деятельность воспитателя с детьми
-
Наблюдения: ( смотри в приложении)
-
За памятником И.И. Шишкина в разное время года.
-
Шишкинские пруды зимой (празднование Рождества); летом (Спасская ярмарка).
-
Моя улица, мой город весной.
-
Труд дворника в детском саду.
-
Зима в городе
-
Моя осенняя Елабуга
-
-
Тематические прогулки и экскурсии:
-
экскурсии к памятникам города:
-
Мемориальный комплекс Марины Цветаевой
-
Памятник И.И. Шишкину
-
Памятник кавалерист - девицы Н.А. Дуровой
-
Памятник купцу Д.И. Стахееву
-
Памятник Д.И. Бехтереву
-
Памятник - фонтан первому нефтянику
-
Мемориальный комплекс елабужанам, павшим в ВОВ, бюст маршалу Л.А. Говорову
-
Башни елабужского городища (10-11 век)
-
Мемориал войнам, погибшим в «горячих точках»
-
экскурсии в музеи города:
-
Дом-музей И.И. Шишкина
-
Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Могила Н.А. Дуровой на Троицком кладбище
-
Литературный музей Марины Цветаевой. Дом памяти Марины Цветаевой. Могила на Петропавловском кладбище
-
Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева
-
Краеведческий комплекс
-
Художественный салон
-
Музей истории города
-
Музей природы национального парка «Нижняя Кама»
- прогулки:
-
На Шишкинские пруды
-
В Александровский сад
-
К роднику «Святой ключ»
-
На улицу «Казанская»
-
На Базарную площадь к памятнику «Самовару»
-
К памятнику почтальону.
Создайте для своих малышей сказки о себе, о городе, о республике, о стране, о народах….
Персонажами сказок могут быть: сам ребенок, народный сказочный герой, глобус, памятник, карта, река, самовар и тому подобное.
Придумайте вместе с детьми других персонажей.
Сказки стоит записать, нарисовать сказочных героев, оформить книжку- малышку, например, «Страна детей», «Страна взрослых», «Как живется мальчикам, как живется девочкам», «Мои соседи» и т. д..
Беседы- размышления:
-
«Когда- нибудь и я стану взрослым»
-
«Кто такие взрослые люди?»
-
«Что я знаю о себе»
-
«Что значат наши имена»
-
«Кто мы»
-
«Подари мне радость»
-
«Кто это такие - родные, друзья, соседи?»
-
«Улицы нашего города»
-
«Как появился наш город»
-
«За что я люблю свой город?»
-
«Районы нашего города»
-
«Музеи нашего города»
-
«Мастера своего дела»
-
«Храмы, соборы и мечети нашего города»
-
«Могучая река Кама»
-
«Казань- столица летней спартакиады 2013 года»
-
«Казанский кремль - историческая достопримечательность республики»
-
«Города Татарстана»
-
«Мы - Россияне!»
-
«Москва- сердце государства Российского»
-
«Дружат дети всей страны!»
-
«Что представляет собой флаг и герб России? Республики Татарстан? Герб города Елабуги?»
Развивающие вопросы, которые можно задать в разное время:
-
«Кто мы? Как звучит твое полное имя?»
-
«Откуда взялись ваши фамилия?»
-
«Как называется улица, на которой ты живешь?»
-
«Чья улица лучше всех?»
-
«Какие главные улицы и площади ты знаешь?»
-
«Памятники и музеи, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
-
«Какие памятники старины есть в нашем городе?»
-
Каких знаменитых людей, прославивших наш город, ты знаешь? Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?»
-
«Что изображено на открытке, фотографии, которой ты принес в детский сад?»
-
«Знаешь ли ты народные песни, частушки, поговорки? Спой любую».
-
«Чем похожи и чем отличаются люди?»
-
«Где находится в Казани памятник поэту-герою Мусе Джалилю?»
-
«Из чего сделаны стены Московского Кремля?»
-
«Знаете ли вы названия праздников (русских, татарских…)? Объясните, что это за праздник и когда он бывает?»
-
«Как называют жителей нашего города? нашей республики? нашей страны?»
Ситуативные разговоры, педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора:
-
В группе появился новый мальчик (девочка), и ты остался с ним наедине…. Что ты будешь делать?
-
Если обидели твоего товарища, а ты рядом, что ты будешь делать?
-
У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?
-
В гости к нам приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать, конечно, это все без слов.
Философские размышления:
-
«Почему люди ссорятся?»
-
«Какие люди живут на земле?»
-
«Что общего и чем различаются другие страны и народы?»
-
«Чем я отличаюсь от других?»
-
«Почему говорят: «Все люди - братья».
-
«Россия-матушка?» Почему?»
-
«Юные патриоты. Кто они?»
-
«Где живет счастье?»
-
«Кто ты в семье?»
-
«Кто такие елабужане? татарстанцы? россияне?»
Подискутируйте над вопросами:
-
Хорошо ли писать пером?
-
Удобно ли ходить в лаптях?
-
Хорошо или плохо быть взрослым? ребенком?
-
Быть врачом, учителем, нефтяником … хорошо?
-
Кто они, мои родные?
-
Кто твой друг? Почему он твой друг?
-
О чем расскажет ваш дворик?
Составление списка «Зеленых островков», имеющихся в 4 микрорайоне (аллеи, парки, цветники, лесополоса и т.д.):
-
Александровский парк
-
Детский парк «Чебурашка»
-
Шишкинские пруды
Мозговой штурм:
-
Каким образом организовать «День города Елабуга» в нашем детском саду? Каким вы хотите его видеть? Веселым….? Ярким …? Радужным…? (используйте при работе метод фокальных объектов).
-
Тема: «Путешествие по родной стране». Хотите ли вы больше узнать о своей Родине? Что и где вы можете узнать сами? (из книг, спросить взрослого, из телепередач, из Интернета? …» Используйте таблицу «Модель трех вопросов».
-
Тема: «Сельские жители». Хотим ли мы больше узнать о них? Что и где мы можем узнать сами? (съездить к бабушке в деревню, из телепередач, спросить у взрослого…).
Эмпатия:
-
«Как вы думаете, если бы дома, улицы, памятники могли бы говорить, чтобы они рассказали о своих чувствах? Что они переживают? Что они видят?.
Отгадывание и составление загадок по теме: ( смотри в приложении)
-
«Я и мой город»
-
«Я и моя Республика»
-
«Я и моя страна»
Рассказы из личного опыта о друзьях, соседях. жизненных историй, творческое рассказывание:
-
«Мы гуляли по городу»
-
«А у нас во дворе»
-
«Когда я был совсем маленьким»
-
«Я с папой на рыбалке»
-
« Я люблю ходить с мамой по магазинам».
-
«Мы с мамой рисуем картину»
-
«Я большая (большой) уже»
Интервью с детьми и родителями:
-
«Хотим помочь сделать наш город лучше»
-
«Достопримечательности нашего города, республики, страны»
-
«О чем расскажут улицы нашего города».
Рисуночный тест:
-
«Выбери друга, с которым ты бы хотел рядом жить. Обоснуй свой выбор».
Труд:
-
Дома: помогаю маме (мою посуду, убираю игрушки….).
-
Во дворе: убираю мусор, копаю песок в песочнице, подмету в подъезде…
-
В городе: убираю мусор, подметаю осенние листочки, убираю снег…
Творческая мастерская:
-
Коллективная работа по изготовлению карты-схемы нашего города Елабуги.
-
Создание мини-музея «Умельцы земли русской»
-
Изготовление макета «Наш микрорайон»
-
Создание мини библиотеки по темам: «Книги о дружбе»; «Моя Родина», «Сказки народов мира» и т.д.
Подготовка и проведение акций:
-
«Сделай свой город краше» - акция на лучший букет
-
Изготовление плакатов-поздравлений, открыток, газет ко Дню мам, Дню защитника Отечества, Дню города, Дню рождения детского сада и т. д.
-
Нарисуй рисунок на тему: «Моя детская площадка во дворе»; «Моя детская комната»…..
-
«Мой двор самый лучший» - совместная посадка деревьев, уборка территории, сооружение детских площадок, посадка цветов…..
-
«Тысяча добрых дел» - семейные поделки для домов-интернатов, для детей - инвалидов, участие в концертах.
Двигательные импровизации:
-
«Угадай товарища»
-
«Угадай настроение»
Игры- драматизации:
-
По сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр»
-
По сказке А.Алиша «Болтливая утка»
Инсценировки:
-
Цикл сказок «Сказки елабужского края»
-
«О чем рассказала башня «Чертова городища»
Развивающие игры и творческие задания:
-
«Собери вид Елабуги из мозаики»
-
«Мальчики и девочки»
-
«Придумай самое ласковое имя себе»
-
«Кто больше знает о нашей улице?»
-
«Человек и животное»
-
«Что будет, если…?»
-
«На кого я похож?»
-
«Вежливый ручеек»
-
«Помоги добраться до указанного места»
-
«Хорошо - плохо»
-
«Радио»
-
«Чей костюм?»
-
«Дом, в котором ты живешь»
-
«Пройди по городу»
-
«Тюбетейка»
-
«Что внутри?»
-
«Иностранец»
-
Задание-разминка «Быстро отвечай».
-
«Страна икс»
Чтение художественной литературы:
-
Т. Коти «Моя первая книга о России»
-
В.Соловьева «История России для детей и взрослых»
-
Т. Кудрявцева «Я живу в России!»
-
Е. Осетрова «Краса ненаглядная»
-
А.Афанасьев «Народные русские сказки»
-
П.Воронько «Лучше нет родного края»
-
В. Лебедев-Кумач «Москва»
-
С.Михалков «Кремлевские звезды», «Россия».
-
Л. Харисова «Родина моя - Татарстан»
-
М.Джалиль «Моя семья», «Родной язык»
-
А.Силкина. «Стихи о Елабуге»
-
Л. Крохалева «Детям о Елабуге»
-
А.Алиш «Чем занимаются люди»
Фольклор:
Пословицы и поговорки:
-
Жить - родине служить
-
Не нужен и клад, если в семье лад
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-
«Родина - мать, умей за нее постоять»
-
«Родная сторона - мать, чужая - мачеха»
-
«Без Родины, как без сердца».
Подвижные игры и игровые упражнения:
-
«Жмурки»
-
«Ходит царь»
-
«Гори- гори ясно»
-
«горелки»
-
«Пятнашки»
-
«Краски»
-
«Зоря - заряница»
-
«Лапта»
«Добрые слова»
Сюжетно- ролевые игры:
-
«Юбилей бабушки»
-
«Уборка квартиры»
-
«Выходной день в семье»
-
«На чем приехали к нам гости»
-
«Путешествуем по городу»
-
«Мы - нефтяники»
-
«Мы - строители»
-
«Путешествуем по Каме»
-
«Мы пришли в музей»
-
«Артисты их Елабуги»
Совместная деятельность родителей с детьми
Проектная деятельность:
-
«Профессия моей семьи»
-
«Семейные традиции»
-
«Моя родословная»
-
«Мое любимое дерево в саду»
-
«Мои друзья - игрушки»
-
«Замечательный сосед»
-
«Мама, папа, я - читающая семья»
Обсуди с мамой и папой:
-
«Почему у нас такая фамилия?»
-
«Почему у меня имя …?»
-
«Почему мама ты стала врачом?»
-
«Почему папа ты стал электриком?»
-
«Почему мы живем в Елабуге?»
Выполни домашнее задание:
-
Нарисуй любимое место отдыха в нашем городе. Сочини про него рассказ.
-
Предложи и зарисуй макет детской площадки, которую ты хотел бы иметь в своем дворе.
-
Сфотографируйте старинные здания нашего города и расскажите о них.
Конкурсы:
-
«Город мой, любимейший на свете!» - конкурс на лучший рисунок.
-
«На елабужских просторах» - конкурс на лучшую фотографию
-
«Загадочный наш город» - конкурс чтецов о родном городе
-
«Куклы наших предков» - конкурс поделок
-
«Живет в веках поэт-герой» -Конкурс чтецов стихов М. Джалиля.
Турнир знатоков: «Мы шагаем, шагаем по Москве»
Обращение к родителям:
Дорогие мамы и папы, помогите нам, пожалуйста, вспомнить интересные истории, которые происходили с вами и вашими детьми. Мы бы хотели рассказать эти истории своим друзьям.
А еще мы планируем сделать выставку, посвященную нашему городу, республики, стране. ( игрушки, фигурки, вышивки, фотографии, поделки и т. п.)
Ваши детки. Какие они? (фотографии, рассказы)
Самостоятельная деятельность детей
Центр самостоятельности «Я- сам»
-
Газета «Поделись опытом»
-
Совместная работа или хобби родителей и детей «Делай как Я!» (марки, фотографии, рисунки …)
-
Создание коллекции «Моя Россия», «Елабуга - неповторимый край», «Изюминки моей Родины» (сувениры), «Чудеса встречаются» (необычные предметы).
-
Изготовление карт и маршрутов: «Наши соседи», «Мой друг», «Байкал - моя мечта»
Центр книги/ грамотности
-
поместить книги согласно перечню художественной литературы;
-
расположить репродукции художников по теме:
- «Я и мой город»
- «Моя Республика»
- «Я горд своей великой страной»
-
подобрать альбомы, открытки
-
сделать подписи для выставок
-
составить и записать рассказы детей
-
создать «Большую книгу» и книжки- малышки по теме: «Я - гражданин своей страны»;
-
писать слова по теме;
-
подбирать слова в таблицу «Алфавит»;
-
составить таблицу «Кто я?», «Какой я?»;
-
обсудить вопрос: «Что значит быть полезным людям?»
-
порассуждать на тему: «Как бы ты назвал свою улицу?»; «Что такое Родина?», «Что хорошо, а что плохо?», «Быть лучше взрослым или ребенком?».
-
записать названия улиц, городов, сел.
-
Буква алфавита
слова
всего
А
Азина,
1
Б
Березовая,
1
К
Казанская,
1
П
Пригородная,
1
Центр науки
-
Разработать модели «Город», «Москва» «Казань», «Памятники», «Мой дом».
-
Найти в энциклопедиях самые необычные названия улиц, городов, сел, имен, фамилий….
-
Попросить бабушку рассказать, каким был город раньше? Какими были улицы? Автомобили? Как стирали белье?
-
Исследования: узнай, есть ли в вашем городе люди с такой же фамилией, как у вас? С именем и отчеством, как у вас?
-
Найти и нарисовать на карте путь до места, где живет бабушка, или путь, где живет ваш брат или друг, или путь, куда вы мечтаете поехать с родителями.
-
Работа с карточками:
Запиши и нарисуй своих друзей в нашем городе.
Запиши и нарисуй своих друзей в нашей республике
Запиши и нарисуй своих друзей в нашей стране
Центр искусства:
-
Рисование по трафарету, образцам, наклеивать готовые формы.
-
Создать коллаж «Я и мои друзья», «Мои родные», «Улицы нашего города», «Нет милее уголка, чем моя Елабуга» (пейзажи, музеи, достопримечательности), «Мой Татарстан», «Москва - столица России», «Широка страна моя родная».
-
Подготовить выставку, посвященную Дню города (игрушки, статуэтки, фотографии и прочее).
-
Лепить фигурки из глины, теста.
-
Вырезать из бумаги национальные костюмы народов нашей республики.
-
Сделать фигурки персонажей для инсценировки и драматизации сказок и т.д.
-
Организация выставки детских рисунков, поделок посвященных нашему городу.
Центр кулинарии:
-
Приготовить блюда русской кухни (блины, оладьи, ватрушки, пряники, каша).
Приготовить блюда татарской кухни (чак-чак, бэлиш,…)
Центр математики:
-
Сделать таблицу «Мои соседи, мои друзья» и сосчитать их количество.
-
Посчитать, сколько названий имен знает каждый ребенок.
-
Измерить условной меркой длину группы, комнаты в своем доме.
-
Классифицировать родственников (тети -дяди, сестры- братья, бабушки- дедушки; елабужане - жители Татарстана - жители страны).
-
Посчитать и записать цифрами количество девочек и мальчиков в группе.
-
Заполнить таблицу предпочтений «Какая профессия больше нравиться»
Имя ребенка
врач
учитель
повар
нефтяник
Саша
+
+
Айгуль
+
Центр движения:
-
Научиться движениям танцев народов нашей республики, страны
-
Разучить народные игры,
-
Подготовить комплекс упражнений для утренней гимнастики
Центр строительства:
-
Построить макет дома, в котором ты хотел бы жить, когда станешь большим.
-
Построить макет: детский сад будущего.
-
Построить макет детской площадки, которая бы нравилась детям.
Общие мероприятия
Гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, закаливающие процедуры, игровой самомассаж.