Конспект мероприятия с участием родителей в подготовительной группе Вместе с мамой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект мероприятия с участием родителей

в подготовительной группе


«Вместе с мамой»


Автор: Хазипова Гульназ Галимхановна,

(Республика Татарстан г. Казань МАДОУ №174 [email protected])

Цели:

- Вызвать у детей интерес к национальным блюдам татарского народа.

- Развивать интерес к приготовлению пищи.

- Упражнять в раскатывании и защипывании теста.

- Воспитывать ценностное отношение к труду.

- Развивать желание трудиться вместе с взрослым.

- Обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.

- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

- Совершенствовать словарь новыми словами на татарском языке в соответствии с УМК по татарскому языку. Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.

- Закрепить правила поведения за столом.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint, столы, доски, скалки, посуда для приготовления теста и начинки, фартуки и косынки, полотенца для рук, схемы-плакаты, чашки, блюдца, чай, сахар и конфеты; для опыта с дрожжами: кувшин, теплая вода, две чайной ложки дрожжей, одна чайная ложка сахара, шарик воздушный, бутылка, столовая и чайная ложки; для опыта с солью и перцем: тарелка, воздушный шар.

Ход занятия.

Дети заходят под музыку (татарскую народную ) в зал и встают полукругом.

Воспитатель. Сегодня, ребята, к нам пришли в гости наши дорогие мамы и бабушки! Давайте, все вместе поприветствуем их! Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей. Добро пожаловать! Рәхим итегез!

Воспитатель. Для вас я припасла книгу, книгу интересную и необычную. Называется она "Татарская кулинария "- "Татар ашлары".

Показывает книгу и на экран (одинаковые обложки)

На экране 1 слайд Обложка книги "Татарские блюда" "Татар ашлары"

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Кто может быть главными героями "вкусных историй"?

(да главными героями таких историй - это продукты, т.е. то, что мы употребляем в пищу). Авторы этой книги приготовили для вас не просто "вкусные истории" а вкусные - превкусные задания. И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете - вкусный приз приобретете. Вы готовы к таким испытаниям? Сез әзерме?

Ответы детей.

Воспитатель. А я сейчас проверю. И прежде, чем приступить к выполнению заданий, узнаю хорошо ли вы разбираетесь в продуктах, знаете ли вы, что "съедобное", а что "несъедобное".

Игра: "Съедобное - несъедобное".

Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите "да" если нельзя "нет". Итак… на завтрак мы съели - гайку, белку, парус, варенье, печенье, шкатулку, сыр, кашу, майку, картофель, мед.

Воспитатель. Молодцы! (присаживайтесь). Вы хорошо разбираетесь в продуктах питания. А поэтому пора заглянуть на первую страницу книги.

2 слайд «Скатерть - самобранка»

А называется она "скатерть - самобранка". Наша скатерть-самобранка полным -полна сказочными яствами из вкусных сказок и стихов. Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в разных сказках.

- Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок - кабартма).

- Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента? (каша из топора - балтадан ботка)

- А кто умудрился такую кашу сварить? (солдат)

- Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица) Как звали забавную внучку?

- Какой овощ тянули впятером, а вшестером вытащили? (репка - шалкан)

- Гостинцы, которые нес медведь в коробе? (пирожки)

- А для кого гостинцы? (для бабушки и дедушки - әби белән бабайга)

- Чем угощалась Маша в избушке трех медведей? (похлебка)

- Из чего был сделан Камыр батыр? (из теста - камырдан)

- Чем угостились Коза и Баран у волков? (каша - ботка)

3 слайд овощи и фрукты

Ну что же, продуктов у нас вполне хватает. А вот овощей и фруктов не хватает.Послушайте внимательно стихотворение, а потом назовите компоненты невероятного фруктово-овощного ассорти. Стихотворение Н. Кончаловской:

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо
Агурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Что же растет на таком необыкновенном огороде.

Ответы детей. (Овощи - огурцы, помидоры, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста, горошек, сельдерей, морковь, картофель, баклажаны, кабачки; фрукты - дыни; ягоды - крыжовник, арбузы).

Воспитатель. А как будет по татарский огурец?

Ответы детей. Кыяр.

Воспитатель. Свекла, чеснок, лук, …

Воспитатель. Итак, продуктами запаслись. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить. Мальчики и девочки, напомните мне, где мы можем узнать, как правильно приготовить то или иное блюдо?

Ответы детей. (книги: "кулинарные рецепты", телепередачи "Смак" "Кулинарный поединок")

Воспитатель. Конечно, ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. (подходим к экрану)

4 слайд. Продукты «загадки» для треугольника

На следующей странице нашей книги тоже есть кулинарные рецепты необычные загадочные.

Отгадав загадки, мы узнаем, какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.

(I)

- До слез доводит,
Хотя без рук,
Вы догадались? Это (лук - суган)

- Кругла, рассыпчата, бела…
На стол она с полей пришла (картошка - бәрәңге)

(II)

- Жить в квашне я не хочу,
Поднимаюсь и пыхчу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня (тесто - камыр)

Ребята, какое блюдо можно приготовить из теста, картошки, лука и, добавлю без загадки, мяса? (треугольники - өчпочмаклар)

Ответы детей.

Молодцы! Надеюсь, вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

Я предлагаю сегодня вам научиться делать известное и вкусное татарское национальное блюдо өчпочмак. А помогать нам будут ваши бабушки и мамы, которых приглашаем на нашу импровизированную кухню.

К детям подходят их бабушки и мамы.

Воспитатель. Ребята, а кто знает, что такое өчпочмак?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Итак, по-русски треугольник, а по-татарски - өчпочмак. Давайте спросим наших мам и бабушек: «Какие продукты нам понадобятся для приготовления өчпочмак?»

Ответы мам и бабушек.

В презентации показываются называемые продукты

Воспитатель. Итак, с чего же мы начнем? Эшне нәрсәдән башлыйбыз?

5 слайд. Ингридиенты для теста

Посмотрите на схему (5 слайд презентации)

Замесить тесто. Это мы попросим сделать _(и.о.)__, маму ____(имя ребенка)___________ (на отдельном столе готовые продукты для теста и прозрачная миска).

Мама делает и комментирует.

Когда тесто замешано, ставим его в теплое место.

Воспитатель. Тесто должно подняться, увеличиться в размерах, т.е. его станет больше, чем мы сделали. А как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Для того, чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос, предлагаю провести опыт.

Опыт с дрожжами.

Воспитатель. Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют газ, который называется углекислым, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, он "поднимает" тесто, делает его и вкусным.

Посмотрите, сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Давайте их оживим.

Делают дети под руководством воспитателя.

Для проведения опыта нам нужны:

Тәҗрибә үткәрү өчен безгә кирәк:

Дрожжи - чүпрә, сахар - шикәр, теплая вода - җылы су, столовая ложка - аш кашыгы,чайная ложка - чәй калагы, кувшин.

Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Получилась смесь. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.
Как вы думаете, что произойдет?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого вам углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.
Посмотрите, пока мы проводили опыт, тесто тоже поднялось и его стало много. Какое оно стало пышное.

Тесто «готово».

Карагыз камыр күтәрелгән, кабарган.

Давайте посмотрим на страничку нашей книжки, что нам делать дальше?

Слайд 5 Начинка

Посмотрите на схему (презентация).

Что надо нам для начинки?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, для начинки нам нужно нарезать бәрәңге и суган. Я прошу маму …..

Готовим начинку (2 шт. картофеля. 2 луковицы - 4 мамы, дети помогают перекладывать в общую емкость, другой ребенок добавляет обжаренный фарш, следующий ребенок перемешивает).

Воспитатель. Как вы думаете, что еще не положено в начинку?

Ответы детей. (соль и перец)

Воспитатель. А по-татарски, запоминаем, соль - тоз , а перец - борыч.

Это очень ответственный момент! От этого зависит вкус наших треугольников. Если много положишь соли - пересолишь. Если мало - не досолишь. Так же с перцем…

Дети добавляют в начинку соль и перец

Воспитатель. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные борыч (перец) и тоз (соль)?

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагаю провести еще один опыт. Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Опыт с солью и перцем.

Воспитатель. Нам понадобятся:
- бумажное полотенце,
- 1 чайная ложка (5 мл) соли,
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца,
- ложка,
- воздушный шарик,
- шерстяной свитер,
- помощник.

Подготовка:
1.Расстелить на столе бумажное полотенце.
2.Насыпьте на него соль и перец.
Воспитатель. Начинаем научное волшебство!
1.Предложить кому-нибудь из детей стать ассистентом.
2.Тщательно перемешать ложкой соль и перец. Попросить помощника попытаться отделить соль от перца.
3.Когда помощник отчается их разделить, предложить ему теперь посидеть и посмотреть.
4.Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяной свитер.
5.Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что происходит?

Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Воспитатель. Замечательно, начинка готова! Что же делать дальше? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте посмотрим на схему.

7 слайд

Ответы детей. Разделить тесто и раскатать.

Одна из мам делит тесто и раздает по кусочку на каждого ребенка.

Дети раскатывают тесто с помощью мам.

Воспитатель. Все справились с работой?

Воспитатель обходит столы и хвалит детей.

Воспитатель. Что же будем делать дальше?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим по схеме свои ответы.

8 слайд

Ответы детей. Кладем начинку. Делаем геометрическую фигуру «треугольник» и выкладываем на противень.

Моем руки.

Воспитатель. Все готово. Сейчас мама (имя ребенка) отнесет пока еще сырые треугольники на кухню, чтобы наши замечательные повара поставили их в духовой шкаф и испекли. А почему, ребята, вам самим нельзя подходить к плите?

Ответы детей по схеме-плакату.

Пока наши треугольники пекутся, я предлагаю поиграть в аппетитную игру.

Игра "Угощенье".

Встаньте в круг, руки вытянуть за спиной, словно мы держим тарелки. Ведущий движется по кругу и слегка хлопает всех по выставленным рукам, произносим слова:

Треугольники пекли -
По тарелкам разнесли,
Кому өчпочмак җитми -
За добавкою беги!

Тот, кому дотронулись до спины, должен обежать круг и занять свое место раньше водящего, который бежит в другую сторону.

Воспитатель.

Ну вот и все ......
Пролистали мы странички
Из прекрасной вкусной книжки.
Много аппетитного нашли:
Сказки, игры и стихи и, конечно же, призы
Такие же необычные и очень симпатичные.

А сейчас мы вас приглашаем за чайный стол, чтобы отведать наши треугольники. Но сначала повторим правила поведения за столом (используется Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Правила поведения за столом" Дружининой М.В.)

Ә хәзер, кадерле әниләр һәм әбиләр, өстәл артына рәхим итеп, өчпочмакларыбызны авыз итегез!

Затем идет посадка за столы.

Воспитатель. Тәмле булсын! Приятного аппетита!

Все. Спасибо! Рәхмэт!

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 .

2. Ахметзянов Ю. А. Татарские национальные блюда. Научно-популярное издание. - Казань: Татарское книжное издательство, 2013.-95 с.

3. Дружининой М.В. Правила поведения за столом. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: Айрис-Пресс, 2011.



© 2010-2022