Конспект нод в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Принимаем гостей».

Цель : Развитие интереса и уважения к обычаям, языку ,культуре и традициям татар и удмуртов, проживающих по соседству. Учить основам гостеприимства. Воспитывать толерантность и доброжелательные отношения к людям другой национальности.

Задачи :

Познавтельно-речевые :

Закрепить знания детей об исторических местах родной деревни ,о людях прославивших Кестым, о национальных праздниках татар и удмуртов. Обогащать , уточнять и активизировать словарь по теме.( соседи , мечеть , музей , комета , сабантуй , гырын быдтон ).Закрепить умения правильно строить предложения разных конструкций на татарском и русском языках. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь

Приучать к самостоятельности суждений.

Коммуникативно-личностные:

Формировать умение договариваться , помогать друг другу. Обращать внимание на употребление личных местоимений : наш , мой , мы. Уметь отстаивать свою точку зрения.

Художественно-эстетические:

Развивать положительные эмоциональные чувства , творческие способности, радость от общения с гостьей.

Материал : слайды, проектор, экран, набор картинок с татарскими , удмуртскими и русскими узорами ,карты России и Удмуртии , национальные блюда татар и удмуртов.

Предварительная работа : знакомство со стихами поэтов Удмуртии, проведение конкурса чтецов , подвижные игры народов Удмуртии, экскурсия в музей.

Ход:

Звенит телефон воспитателя: «Алло! Здравствуйте, Алевтина Евгеньевна. Да? Как жаль. Я на работе. Что же делать? Подождите, я вам перезвоню.»

Воспитатель: Дети, у меня возникли проблемы .Ко мне приезжает моя подруга. Она живет в Кожило. Алевтина Евгеньевна давно хотела побывать в Кестыме, посмотреть, как мы живем, какие у нас здесь достопримечательности .А я не могу пригласить ее к себе. Я же на работе .И отказать как -то не удобно. Что же делать ? Посоветуйте мне.

Дети предлагают разные варианты. Один из вариантов_- пригласить Алевтину Евгеньевну в детский сад.

Воспитатель: Дети, как хорошо вы придумали. Только как мы сможем ей наш Кестым показать?( Дети предлагают разные варианты знакомства с деревней)

Ну ,хорошо .Вы меня убедили. Я звоню и приглашаю ее в нашу группу.

-Дети ,что нужно делать, чтобы гости остались довольны гостеприимством?

(Нужно хорошо подготовиться)

-Что вы имеете в виду?

(Привести в порядок группу. Придумать ,что ей расскажем про Кестым,В какие игры поиграем? Что хотим узнать про ее деревню? Чем гостью угостим?)

Обсуждаем прием гостьи.

Стучатся в дверь. Заходит Алевтина Евгеньевна. Здоровается с детьми и с воспитателем.

-Здравствуйте ,Алевтина Евгеньевна. .Проходите .Мы очень рады видеть вас у себя в гостях. Как вы доехали? Дети , познакомьтесь -это Алевтина Евгеньевна. Она - моя подруга и живет она в деревне Кожило.

Кожило- ближайший сосед Кестыма. Дети , вы сможете на карте России найти эту деревню? Почему не сможете? А на карте Удмуртии ? (Дети на карте Удмуртии находят Кожило). А если мы поедем в Кожило ,то интересно, на чем же можно доехать ?

(Ответы детей)

А,Е.: Я приехала на автобусе. Чуть не заблудилась .Кестым - большая деревня .Мне так хочется познакомиться с вашей деревней. Ведь вы - наши соседи. А кого называют соседями? (ответы детей)

Воспитатель: К сожалению, мы сегодня не сможем вас провести по улицам. Но наши дети обещали нам помочь .Как можно показать нашу деревню ? Давайте пройдем в наш зал.

Включаю проектор. Презентация деревни Кестым.

0 слайд .Река Чепца .Дети вы узнаете эту реку? Как она называется? Давно более 300 лет тому назад, по реке Чепце на лодках приплыли из деревни Карино Кировской области, татары. Местность была очень красивая: кругом леса . Земля чем-то напоминала им их родину. И каринцы решили основать не вдалеке от Чепцы деревню. Как вы думаете, как они назвали свою деревню? (Кестым).Откуда произошло это название ?(Варианты ответов)

1 слайд .Вид Кестыма сверху. Вот так выглядит сегодня наша деревня, если на нее посмотреть сверху. В Кестыме более 300 домов. Хоть и считается Кестым татарской деревней, здесь проживают и удмурты ,и русские и бесермяне. А в Кожило живут татары? (Алевтина Евгеньевна рассказывает про ХасановаЗ.Ш.,Корепанова Ю.И.)

2 слайд. Улицы похожи на реснички: от центральной улицы отходят улицы к речке Кестымке. А вот эти две улицы появились совсем недавно.

Как называется новая улица? Кто такие братья Касимовы?

3 слайд .Наша деревня расположена не далеко от железной и автомобильной дороги .Куда ведет дорога ,которую вы видите? (в Ижевск).

4 слайд. Алевтина Евгеньевна.а как вы узнали , что приехали в Кестым , а не в другую деревню?( я ее узнала по мечети)

-Старая мечеть является символом нашей деревни. Кто знает, а для чего ее построили? Эту мечеть построил купец -хажи более 100 лет тому назад. Когда хажи возвращался домой с хаджа ,ему сказали , что в Кестыме случился пожар .Сгорело много домов. Возможно, и его дом сгорел. Тогда Хажи дал слово ,если дом не сгорел -он отблагодарит Аллаха- построит в Кестыме новою мечеть. Он сдержал свое слово.

6,7,8 слайды. А это новая мечеть .Что можете нашей гостье рассказать про нашу новую мечеть?

9,10 слайды. Когда началась война ,наши земляки героически сражались с фашистами. Не все вернулись с войны ,пали смертью храбрых сотни односельчан. У одной женщины погибли все пятеро сыновей. Мы должны помнить их героизм. Памятник павшим воинам-односельчанам стоит на центральной площади нашей деревни.А у вас ,Алевтина Евгеньевна, есть в Кожило памятник?(Да).Когда фашисты напали на нашу страну ,они думали «мы русских быстро победим.»Почему они не смогли победить нас?

11 слайд .Почта.Какие журналы любят дети (Салават купере ,Кизили)

12 слайд.Медпункт.Кто работает?(Сания апа и тетя Лена)

13 слайд. А это наша школа-сад. Наша школа национальная, татарская. Но в ней учатся дети разных национальностей : удмурты ,русские. А каких национальностей дети ходят в наш детский сад?(татары , русские , удмурты) А как вам живется в нашем саду?

14 слайд . Музей. Желающие знакомиться с татарской национальной культурой, могут посетить музей ,который находится в школе. Здесь представлены убранство татарского дома, татарская одежда и обувь , посуда, А есть ли в Кожило музей? Мы еще не были в музее удмуртской культуры, но наши дети уже могут отличить костюмы и узоры близких нам народов. Давайте поиграем в игру «Соберись в кружок».( Дети собираются в кружки по узорам на картинках: татарский , удмуртский , русский)

15 слайд. Кто знает , что мы видим на экране?(Дом культуры)

-Для чего построили такое большое здание? Кто ходит в Дом культуры?

Наши школьники посещают кружки в Доме культуры. Они учатся играть на инструментах, петь .Разучивают танцы разных народов. А вы , ребята , сможете Алевтине Евгеньевне показать ,как умеете танцевать?(Да)

Игра «Покажи танцевальные движения»(удмуртские,русские,татарские).

18 слайд. А это хор нашего Дома культуры. Они являются победителями разных конкурсов.

19-20 слайды. Сабантуй.

- Алевтина Евгеньевна, как вы думаете , где татары могут от души веселиться, соревноваться ,помериться своими силами?(Не знаю)

-А вы , дети,знаете? (На сабантуе)

-С окончанием посевных работ, начинается подготовка к Сабантую. Работники Дома культуры в национальных костюмах собирают подарки для будущих победителей. Победитель в борьбе получает барана. Лучший певец _чак-чак .Кто поднимется до конца столба- получает петуха А лучшему джигиту вручают чайник. А вы ,ребята в каких конкурсах принимали участие?

-Алевтина Евгеньевна , а у удмуртов есть такой праздник?

(Праздник «Гырын быдтон»)

-К сожалению , мы не проводили пока у себя в детском саду такого праздника, но стихотворение про «Гырын быдтон» мы знаем .Кто хочет рассказать?( Эвелина Цигельник «Гырын быдтон»)

-Удмуртские игры, проводимые на праздниках ,отличаются от татарских? Чем отличаются? А наши дети тоже знают удмуртские игры. Давайте поиграем!

21 слайд. Алевтина Евгеньевна , про нашу деревню написали в Большой Советской Энциклопедии .Почему? Нашу деревню прославил учитель астраномии Кестымской школы Ахмаров Ибрагим Валиуллович.Он очень любил смотреть на ночное небо. Однажды поздно вечером он шел домой из клуба ,где он рассказывал своим односельчанам про звезды.Он увидел на небе необычную звезду с хвостом. Это была новая комета .Пешком отправился Ибрагим Валиуллович в Балезино , чтобы отправить телеграмму в Пулковскую обсерваторию о своем открытии. Обсерватория -_это место , где ученые наблюдают и изучают звезды.Ученые ,получив телеграмму от Ахмарова , посморели на небо и увидели новую комету. Комету так и назвали -Звездой Ахмарова.

А еще про нашу деревню написана песня «чупче буе туган як».Стихи написал учитель истории Насыбулла Хадырович ,а музыку сочинила Галия Лутфулловна Касимовы. А про Кожило есть песня?

А.Е. : Конечно есть .Дети я приглашаю вас в гости в Кожило. Мне тоже хочется вам показать свою деревню, познакомить с традициями нашего народа. Мне очень у вас понравилось. Я вам благодарна за гостеприимство , за ваше доброе отношение к людям другой нации.

Я хочу вам подарить наше национальное блюдо.

Воспитатель : Спасибо ,Алевтина Евгеньевна. Мы тоже хотим вам подарить наше национальное блюдо - чак-чак. Пейте чай и вспоминайте нас. До свидания.

Воспитатель: Спасибо вам, дети , что помогли принять гостью. Вам она понравилась? Что нового узнали? Какой вывод можете сделать от сегодняшней встречи?(Ответы детей)

Руслана: Люди на свет

Рождаются разными,

Непохожими , своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить.



© 2010-2022