Рабочая программа От слова к букве

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по речевому развитию «От слова к букве» в группе предшкольного образования разработана на основе Программы предшкольного образования детей 5-7 лет, разработанной группой авторов, в состав которой входят: Огнева Наталья Эдуардовна - главный специалист по дошкольному образованию агентства образования администрации Красноярского края

Фомичева Татьяна Павловна - кандидат психологических наук, заведующая кафедры дошкольного и начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования и др.

Общая характеристика

Речевое развитие «От слова к букве» для дошкольников 5-7 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте - русский язык - чтение и литература в начальной школе». На шестом году жизни дети достаточно свободно владеют родной речью. Для детей этого возраста характерно оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети активно экспериментируют со словом, видоизменяют его и придумывают новые слова. Включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов. Появляется интерес к речи как особому объекту познания: ребёнка интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Стремление привлечь к себе внимание собеседника выражается в попытках сделать свою речь выразительной. Ребёнок проявляет устойчивый интерес к книгам, обращает внимание на содержание произведения, проявляет желание постичь его внутренний смысл. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля. Дети стремятся обсудить содержание книги, пересказать сюжет, прочесть стихотворение.
Речевое развитие семилетних детей обусловлено изменениями в сфере общения. Речь старшими дошкольниками используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для организации собственной деятельности. Продолжается совершенствование умения вести диалог с собеседником и формируется монолог. Получает дальнейшее развитие интереса ребёнка к звучащей речи и формирования осознания элементов языка (звук, слово, слог, предложение); подмечают общее и различное в звучании слов, играют со словами, звуками, рифмами. Дети седьмого года жизни проявляют стремление к грамматической правильности речи и усваивают способы построения связной речи. При восприятии и осмыслении литературных произведений характерно появление способности к сопереживанию литературным героям, к восстановлению цепи событий и установлению смысловых связей, а также замечать отдельные выразительные средства языка, понимать признаки жанров (сказка, рассказ, стихотворение). У детей возникают тематические предпочтения.


Цель: всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

-Обогащать кругозор ребёнка и формирование представлений о двух взаимосвязанных областях:

- обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике);

- способы применения языка в познавательной деятельности и общении.

Создавать условия для развития познавательных психических процессов, интеллектуальных умений (анализ, обобщение, сравнение, классификация, установление закономерностей).

Развивать познавательную активность, инициативность, самостоятельность детей в разных видах деятельности.

Развивать произвольность деятельности: удержание цели деятельности, составление плана, выбор адекватных средств, проверка результата.


Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи с детьми 5-7 лет.

Занятия проводятся по учебному пособию для подготовки детей к школе «От слова к букве», части 1, 2.

Образовательный процесс по речевому развитию «От слова к букве» организуется максимально компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития ребёнка.

Рабочая программа реализуется в течение 1 года, предусматривает распределение учебного времени - 56 ч., 2 занятия в неделю с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет.

Познавательная деятельность является стержнеобразующей для познавательного развития ребёнка дошкольного возраста (в сочетании с развивающим потенциалом других видов деятельности).

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Продолжение непрерывного курса в начальную школу обеспечивается учебными пособиями:

  • Федосова Н.А. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2 ч. М.: Просвещение, 2001г.

  • Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Издательство «Учитель». 2002г.











Содержание рабочей программы


Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Дети активно и правильно используют слова, обозначающие название предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Понимают и используют в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, верность, заботливость, доброта и т.д.). Осваивают средства языковой выразительности: находят их в текстах литературных произведений и создают свои образные сравнения.

Согласуют в предложении существительные с числительными, прилагательными; используют несклоняемые существительные. Образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Образуют слова, пользуясь суффиксами онок -, ёнок - и др., приставками пре-, при-, от - и др., соединением слов. Составляют простые, сложные предложения, используют прямую и косвенную речь.

Дети поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Используют принятые нормы речевого общения, способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, благодарят за услугу, говорят вежливым тоном). Последовательно пересказывают небольшие литературные произведения без помощи взрослого, передают идею и содержание; используют авторские средства выразительности; пересказ по ролям, по частям, от лица литературного героя; составляют описательные рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок по плану, образцу, из личного, коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события. Различают литературные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение).

Проводят звуковой анализ слов (интонационное выделение звуков в слове, определение места звука в слове, выделение слов с заданным звуком, дифференциация звуков по их качественной характеристике - гласные, согласные твёрдые и мягкие, знакомство со смыслоразличительной функцией звука, сравнение слов по звучанию, подбор слов на заданный звук, слогоделение, выделение ударного слова и звука в слове, составление предложений из 2-4 слов, деление предложения на слова).

Устанавливают при слушании литературного произведения связи в текстах (логику событий, мотивы поведения и т. д.), оценивают действия и поступки героев.

Исполняют литературные произведения (пересказывают, выразительно читают наизусть- индивидуально и в диалоге со взрослым). Участвуют в творческом диалоге по поводу литературного произведения, при разрешении проблемных ситуаций. Слушая и дополняя друг друга, совместно воспроизводят содержание литературного произведения. В процессе обсуждения вносят элементы интерпретации, оценивают описанные события, литературных героев и их поступков.




В старшем дошкольном возрасте основными факторами развития речи являются общение со взрослыми и сверстниками и организованные словесные игры и занятия.

Дети активно владеют словарем. Используют слова, необходимые для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями (погладил, подул, смял, взвесил, понюхал и т. д.). Употребляют разные части речи точно по смыслу. Владеют операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский, грузовой, наземный, воздушный, водный, подземный).

Согласуют существительные с числительными, местоимения с существительными. Образуют существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных, однокоренные слова. Используют предложения разных видов.

Совершенствуют способы диалогического взаимодействия. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание литературных произведений, используя выразительные средства. Составляют рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картин, небольшие рассказы из личного опыта и сказки.

Овладевают более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи: самостоятельно проводят звуковой анализ 3-6 звуковых слов, дифференцируют звуки и дают им качественную характеристику, узнают буквы русского алфавита. Знакомятся с анализом предложения и его графическим моделированием. Овладевают некоторыми графическими навыками (обведение по контуру, штриховка и т. д.).

Понимают художественные ценности отдельных литературных произведений - образную выразительность стихотворения, неожиданное развитие сюжета в рассказе. Исполняют литературные произведения (пересказ, выразительное индивидуальное чтение наизусть в группе и в диалоге со взрослым). Дети сочиняют собственные сказки традиционного типа, по аналогии с известными народными сказками (о животных и волшебными) и нетрадиционного типа, по аналогии с современными авторскими сказками (о детях, природных явлениях, предметах); составляют рассказы об интересных случаях из собственной жизни. Поддерживают диалог по поводу литературного произведения.




Интегральные показатели развития для детей 5-7лет

  • овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказывается, умет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнёра, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;

  • правильно произносит все звуки родного языка;

  • проводит звуковой анализ слов, качественно характеризует звуки, называет слова на заданный звук.

  • узнаёт буквы русского алфавита.







Литература

Речевое развитие

1. Белова Т.В. Готов ли я к школе?: пособие для детей 5-7лет/Т.В. Белова, В.А. Солнцева.-М.: Просвещение, 2012г. (Преемственность).

2. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Развитие речи, математика, мышление. - М.: Айрис-пресс, 2004г.

3. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Издательство «Учитель». 2002г.

4. Новицкая М.Ю. Родной дом: учебное пособие для подготовки детей к школе/М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова.-М.: Просвещение, (Преемственность).2007г.

5. Сорокко О.С. Риторика для маленьких: пособие для детей 5-7 / О.С Сорокко, Р.И. Никольская. - М.: Просвещение, (Преемственность).

2012г.

6. Романова В.И. Подготовка детей к школе: Конструирование букв и цифр: Пособие для дошкольников - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001г.

7. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Методическое пособие по организации занятий во всех возрастных группах детского сада. Совершенство, 2003.

8. Федосова Н.А. От слова к букве : учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 1. / Н. А. Федосова. - М. : Просвещение. - 96с. : ил. - обл.

9. Федосова Н. А. От слова к букве: учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 2. / Н. А. Федосова - М. : Просвещение. - 95с. : ил. - обл.

10. Федосова Н.А. Подготовка детей к школе: Развитие речи: пособие для дошкольников - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001г.

11. 150 тестов,игр, упражнений для подготовки детей к школе-М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.





Развёрнутый календарный комплексно--тематический план

№№ п/п

занятий

№ п/п

разделов

тем занятий

Наименование

тем занятий

Время

Тип занятия

Интегральные показатели развития детей

Вид контроля

Дата проведения




План

Факт

для детей 5-7лет



Осенние странички. 9 ч.



1

1

Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Слова-разные». Звуковой анализ слов (зонт, лес).

1

Занятие- игра

Учатся вслушиваться в звучание слов и чётком произнесении звуков, развивают фонетический слух; упражняются в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков, вслушиваются и самостоятельно находят слова, сходные и разные по звучанию.

Определяют место звука в слове.; учат стихи наизусть; составляют рассказы по картинке, пересказывают сказки.

03.10.

2

2

Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов (лист, туча).

1

Занятие- игра

07.10.

3

3

Составление рассказа на тему: «Как мы играем». Стихотворение «В центре нашего двора». Звуковой анализ слов (игра, игла).

1

Занятие- игра

11.10.

4

4

Моё имя. Игры: «Здравствуй, меня зовут», «Имена моих соседей». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».

1

Занятие- игра

14.10.

5

5

Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на огороде? Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой анализ слов (репа, сад).

1

Занятие- игра

Учатся вслушиваться в звучание слов и чётком произнесении звуков, развивают фонетический слух; упражняются в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков, вслушиваются и самостоятельно находят слова, сходные и разные по звучанию.

Определяют место звука в слове.; учат стихи наизусть; составляют рассказы по картинке, пересказывают сказки.

18.10.

6

6

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: « Осенняя рыбалка».

1

Занятие- игра

21.10.

7

7

Знакомство с рассказом: «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака. ,0,Составление рассказа по рисункам.

1

Занятие- игра

24.10.

8

8

Знакомство с рассказом: «Осенняя ёлочка». Стихотворение: Листопад.

1

Занятие- игра

28.10.

9

9

Обобщение. Проверь себя. Игра: «Стоп! Палочка, остановись!» Игра: «Что звучит вокруг нас?»

1

Занятие- игра

31.10.


Зимние странички. 6 ч.


06.11.

10

1

Зимние странички. Составление рассказа по рисунку. Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова (зима).

1

Занятие- игра

Учатся составлять рассказ по рисунку; заучивают наизусть стихотворение «Белый снег, пушистый»; проводят звуковой анализ слова (зима).

07.11.

11

2

Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное копытце»;

1

Занятие- игра

Исполняют литературные произведения (пересказывают, выразительно читают наизусть- индивидуально и в диалоге со взрослым). Участвуют в творческом диалоге по поводу литературного произведения, при разрешении проблемных ситуаций. Слушая, и дополняя друг друга, совместно воспроизводят содержание литературного произведения, оценивают описанные события, литературных героев и их поступков.

11.11.

12

3

Составление рассказа о зиме по картинке. Знакомство со стихотворением: «Зимние краски».

1

Занятие- игра

14.11.

13

4

Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ слова (волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц».

1

Занятие- игра

18.11.

14

5

Знакомство с рассказом В. Бианки «Серая шейка».

1

Занятие- игра

Учатся пересказывать рассказы; задавать вопросы и правильно отвечать на них, раскрывают смысл пословиц.

Определяют место звука в слове; участвуют в подвижной игре.

21.11.

15

6

Знакомство с рассказом М. Пришвина «Беличья память».

1

Занятие- игра

25.11.


Весенние странички. 3 ч.

16

1

Весенние странички. Знакомство со стихотворением А.Плещеева «Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна, лужи).

1

Занятие- игра

Учатся рассказывать о весне, рассуждать, отгадывать загадки, составлять небольшие рассказы по рисунку.

Определяют место звука в слове; участвуют в подвижной игре.

28.11.

17

2

Знакомство с народной сказкой: «Лисичка-сестричка и серый волк».

1

Занятие- игра

Учатся пересказывать народные сказки; задавать вопросы и правильно отвечать на них. Загадывать загадки.

Определяют место звука в слове; участвуют в подвижной игре.

02.12.

18

3

Знакомство с народной сказкой: «Котофей Котофеевич» (обр. И. Карнауховой). Игра: «Васька-кот».

1

Занятие- игра

05.12.


Летние странички. 3 ч.

19

1

Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова «Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок о лете.

1

Занятие- игра

Учатся рассказывать о лете, рассуждать, отгадывать загадки, составлять небольшие рассказы по рисунку.

Определяют место звука в слове; участвуют в игре.

09.12.

20

2

Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом В. Бианки: «Купание медвежат».

1

Комбини

рованный

Учатся пересказывать рассказ, задавать вопросы и правильно отвечать на них, заучивают присказки.

Определяют место звука в слове; участвуют в подвижной игре.

12.12.

21

3

Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на Человека.

1

Комбини

рованный

16.12.


Гласные и согласные звуки и буквы. 7 ч.

22

1

Гласные и согласные звуки.

1

Комбини

рованный

Узнают о понятии «согласный звук».

Учатся делать звуковой анализ слов; различать печатные буквы в текстах; составлять рассказы, сказки, загадки по рисункам; писать печатные буквы, конструировать буквы из их элементов.

Определяют место звука в слове;

Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

19.12.

23

2

Осень. Гласный звук (О). Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (О) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Называют слова с заданным звуком.

Выполняют занимательные задания.

Совершенствуют дикцию.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Развивают мелкие мышцы рук.

23.12.

24

3

Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (А) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Выполняют занимательные задания.

Совершенствуют дикцию.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Развивают мелкие мышцы рук.

26.12.

25

4

Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку об улитке.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (У) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Выполняют занимательные задания.

Совершенствуют дикцию.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Придумывают загадку по рисунку.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

30.12.

26

5

Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (ы) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Выполняют занимательные задания.

Совершенствуют дикцию.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Придумывают загадку по рисунку.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

13.01.

27

6

Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква И ?». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (И ) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Выполняют занимательные задания.

16.01.

28

7

Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Э». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Учатся выделять звук (Э) из речи. Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Выполняют занимательные задания.

Совершенствуют дикцию.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Разучивают скороговорки.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

20.01.


Двузначные гласные 4 ч.

29

1

Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Я?». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Понимают ,что если (Я), (Ю) стоят в начале слова и после гласной, то обозначают два звука. Определяют место звука в слове;

Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Развивают мелкие мышцы рук.

23.01

30

2

Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ю)?». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

27.01.

31

3

Гласная двузначная буква (Е). Буква Е

(е) в начале слова.

Звуковой анализ слова «ели».

Соотношение звуков и букв в словах

с йотированными гласными.

Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Е)?». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Пользуются правилом об обозначении звуков [ й'] [ э] в начале слова одной буквой -Е-.

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

30.01.

32

4

Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ё) ?». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Понимают, что если (Ё), стоят в начале слова и после гласной, то обозначают два звука. Определяют место звука в слове.

Развивают фонематический слух и речь; тренируются в печатании букв.

Пересказывают сказку.

Узнают правило обозначения [ о] после мягкой согласной буквой - ё - и учатся применять на практике.

Развивают мелкие мышцы рук.

12.02.


Звонкие, глухие, шипящие согласные. 23 ч.

33

1

Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л. Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (л, л*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

10.02.

34

2

Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на рисунке М», «Доскажи словечко».

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (м, м*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

13.02.

35

3

Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на рисунке Н», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (н, н*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развивают мелкие мышцы рук.

17.02.

36

4

Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на рисунке Р», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (р, р*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развитие памяти.

Развивают мелкие мышцы рук.

20.02.

37

5

Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на рисунке В», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (в, в*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развитие памяти.

Развивают мелкие мышцы рук.

24.02.

38

6

Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (ф, ф*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развитие памяти.

Развивают мелкие мышцы рук.

27.02.

39

7

Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з.

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (з, з*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развитие памяти.

Развивают мелкие мышцы рук.

03.03.

40

8

Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где спряталась буква С».

1

Комбини

рованный

Определяют позиции звука в словах; придумывают слова со звуками (с, с*).

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвуют в играх.

Развитие памяти.

Развивают мелкие мышцы рук.

06.03.

41

9

Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш.

1

Комбини

рованный

Учатся интонационно произносить шипящий звук [ш].

10.03.

42

10

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение звуков [ж- ш]

1

Комбини

рованный

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последо­вательной и с нарушением последовательности)

13.03.

43

11

Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б.

1

Комбини

рованный

Различать и обозначать соответствующим знаком-замести­телем гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. В соответст­вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы­вать слова с определённым звуком, заданной звуковой структу­рой слова

17.03.

44

12

Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

20.03.

45

13

Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д.

1

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

24.03.

46

14

Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

24.03.

47

15

Знакомство с буквой Г (г).

1

Комбини

рованный

Определяют ударный гласный звук в словах.

27.03.

48

16

Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

03.04.

49

17

Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х.

Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

07.04.

50

18

Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц.

Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки. Беседа «Откуда пришли цифры».

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

10.04.

51

19

Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ.

Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

14.04.

52

20

Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч.

Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

17.04.

53

21

Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о йогах?»

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы.

21.04.

54

22

Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак

[ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты». Письмо печатных букв.

1

Комбини

рованный

Проводят сравнительный анализ слов и делать выводы. Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе,

24.04.

55

23

Знакомство с рассказом: В. Осеевой, «Почему?», с авторской сказкой: К

1

Комбини

рованный

Работают над интонацией и выразительность речи.

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе,

28.04.


Обобщение. 1 ч.

56

1

Обобщение. Проверь себя.

1

Обобщённое занятие

28.04.


ИТОГО:

56






Пояснительная записка Курс «Познавательная грамматика» и «Волшебное письмо от крючка до точки» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: - создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; - практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; - формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются: - расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; - формирование грамматического строя речи ребенка; - совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); - создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. Возрастные особенности детей 5- 7лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово. Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи - без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.). В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: - развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); - чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; - беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); - разучивание наизусть и выразительное чтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме ра


так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. ПРОГРАММА Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов - материал, форма, цвет, размер - и одушевленных - человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное - развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая. Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации. Планируемые результаты: - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.; - артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; - оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; - обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; - использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; - следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; - сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; - соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; - правильно произносить все звуки; - отчетливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; - находить слова с определенным звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; - ориентироваться на странице тетради. Используется учебно-методический комплекс: 1. Наталья Павлова. Азбука с крупными буквами. Москва Издательство «Эксмо». 2. Автор - составитель Л. Маврина. Серия «Дружок. Прописи для дошкольников.»Готовимся к школе. Учимся писать. Издательство «Стрекоза». 3. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2012г. 4. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2012г

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (чтение)

№ п/п Тема Количество часов I. Устная и письменная речь 1 1.Понятие об устной и письменной речи.Составление рассказа по теме «Осень» 1 2 «Осенний наряд деревьев» 1 3 «Игрушки» 1 4 - Составление рассказа по картинке»Осенний урожай». 1 5 - «Звуки осени» 1 6 «Осень в городе» 1 7 «Осень в лесу» 18 «Осень в деревне»- 1 9 -«Общие признаки предметов и их различия» 1 10 «Формирование чѐткого произношения звуков» 1 11 «Составление и разгадывание загадок об осени. о еѐ приметах.» 1 12 «»Здравствуй сказка» 1 13 «Описание предмета» 1 14 ,»Формирование чѐткого произношение звуков» 1 15 «Формирование грамматического строя речи» 1 16 «Образование звукоподражательных глаголов» 1 17 «Составление рассказа по зарисовке» 1 18 «Общие признаки предметов и их различия» 1 19 «Произношение гласных звуков протяжно» 1 20 «Работа со словами на тему «Перелѐтные птицы» 1 21 «Заучивание стихотворения» 1 22 «Работа над произношением:интонация .темп речи» 1 23 «Отличие сказки от рассказа» 1 24 «Умение строить речевые высказывания в устной форме» 1 25 «Классификация предложений по темам» 1 26 «Формирование грамматического строя речи»» 1 27 «Способы словообразований» 1 28 Умение устанавливать аналогии ., дополнять предмет.» 1 29 «Подскажи словечко» 1 30 «Подготовка к обучению речи. 1 31 «Развитие фонематического слуха» 1 32 «Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 33 « Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 34 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 35 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 36 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 37 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 39 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 40 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 41 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 42 Согласные твѐрдые и мягкие звонкие» 1 42 «Звонкие и глухие согласные» 1 44 «Звонкие и глухие согласные» 1 45 «Звонкие и глухие согласные» 1 46 «Звонкие и глухие согласные» 1 47 «Согласные мягкие глухие» 1 48 «Согласные мягкие глухие» 1 50 «Согласные мягкие глухие» 1 51 «»Выделение звуков в словах» 1 52 «Выделение звуков в словах» 1 53 «Звуковой анализ слов» 1 54 «Звуковой анализ слов» 1 55 «Звуковой анализ слов» 1 56 «Повторение пройденного.» 1

22МКОУ «Арефьевская ООШ»

Учитель истории: Нагорняк Ирина Владимировна

© 2010-2022