Контрольная работа «ЗОЖ знакомство детей с телом и органами человека»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования саратовской области гапоу со «Саратовский областной педагогический колледж»





Контрольная работа «ЗОЖ знакомство детей с телом и органами человека»



Выполнила студентка

группы 011

Котельникова Дилафет Абдулмежидовна.

Проверила: Скоморовская Т. В.







Саратов 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Ознакомление детей с органами чувств для понимания связи человека с природой

1.1 Формы и методы работы с детьми

1.2 Работа с дошкольниками по ознакомлению с органами чувств человека

Глава 2.План работы по ознакомлению дошкольников с человеком как живым существом

Заключение

Список литературы







Введение

С момента рождения человека начинается социализация личности. Стартовым моментом на пути социализирующейся личности является адаптация ребенка к окружающему, заключающаяся в ориентировке и постепенном ознакомлении с явлениями природы и социальной жизнью.

Дальнейшее развитие ребенка зависит, с одной стороны, от воздействия на него внешних факторов и, с другой стороны, от способности индивида адаптироваться к этим внешним воздействиям.

Исходя из всего вышеизложенного, были определены цель и задачи курсовой работы.

Цель:

Определить оптимальные педагогические условия, способствующие оздоровлению и становлению социально-нравственной позиции старших дошкольников на основе их знаний и представлений об органах чувств человека.

Задачи:

Анализ теоретической разработанности проблемы, определение логики воспитательно-образовательной работы по формированию представлений об органах чувств человека у старших дошкольников.

Таким образом, актуальность темы подтверждается объективной важностью проблемы, заключающейся в непреходящей ценности здоровья, сохранение которого возможно не только благодаря послушному выполнению и соблюдению детьми культурно-гигиенических навыков, но и на основе элементарных представлений об организме человека; необходимостью и возможностью формирования на этой основе осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему организму через понимание ценности и значимости любого органа для нормального функционирования человеческого организма в целом, адекватного отношения к людям с ограничениями жизнедеятельности, а также малой разработанностью данной проблемы для дошкольников.

Объект исследования: ценностное отношение детей младшего дошкольного возраста к здоровью в контексте развития нравственной сферы личности.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека, направленный на становление социально-нравственной позиции ребенка - дошкольника.

Глава 1. Ознакомления детей с органами чувств для понимания связи человека с природой

1.1 Формы и методы работы с детьми

Процесс адаптации, зависящий от полноты и разнообразия ощущений, напрямую связан с функционированием органов чувств и анализаторной чувствительностью ребенка (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), а также мыслительными операциями, возникающими в коре головного мозга при получении ассоциативными зонами нервных импульсов от рецепторов того или иного органа чувств.

Реформа образования связана с реформой в социальной жизни, поэтому в настоящее время наблюдается переход от технократического к гуманистическому принципу в воспитательно-образовательном процессе. Который основывается на индивидуальных способностях и интересах детей.

Основным принципом гуманистического подхода в решении проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста является совершенствование учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а именно содержания и методики работы с детьми (Концепция дошкольного воспитания).

Актуальность исследования определяется как необходимостью, так и возможностью изучения педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об органах чувств человека на основе интереса к познанию окружающей действительности, себя, своего места, своей роли в этом мире.

Д.Б. Эльконин отмечал, что органы чувств детей уже к началу дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования сходны с органами чувств взрослых людей. По его мнениию у ребенка именно в дошкольном возрасте впервые возникают внутренние этические инстанции, а также начальные общие представления о природе, о самом себе, появляется первый абрис детского мировоззрения. Следовательно, начинается становление социально-нравственной позиции личности.

Анализ исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики доказывает необходимость проведения работы по тренировке органов чувств детей дошкольного возраста» что важно для их сенсорного развития (М. Монтессори, Ф. Фребель, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова и др.).

От функционирования органов чувств зависит и психо-физиологическое состояние организма, поэтому современные исследователи все чаще обращаются к проблеме ознакомления дошкольников с организмом человека (Н.Н Авдеева, А.А. Вахрушев, Г.К. Зайцев, В.Н. Зимонина, С.А. Козлова, Б.В, Рылеева, Р.Б. Стеркина, и др.).

Ряд парциальных программ для воспитания и обучения дошкольников включает в свое содержание знания об организме человека («Обеспечение безопасности детей дошкольного возрасте», «Программа по валеологии», «Здравствуй!», «Открой себя», «Детская картина мира» и др.). Однако пока не было предложено четкой методики по формированию у детей дошкольного возраста представлений о воспринимающих структурах - о системе органов чувств.

Так как ребенок дошкольного возраста является самобытной личностью, своеобразно воспринимающей и познающей окружающее, данная проблема должна решаться посредством интеграции интеллектуального, физического и социально-нравственного воспитания и развития ребенка.

По мнению Л. Этингена, состояние здоровья и физическое развитие ребенка зависит от окружающих условий.

Таким образом, главным требованием является обеспечение должного уровня медико-санитарного обслуживания детей в детском саду, проведение ежегодной диспансеризации.

В настоящее время создана широкая сеть государственных и коммерческих учреждений, призванных обеспечить лечение больных детей - это поликлиники, больницы, санатории.

Кроме того, системой народного образования Республики Беларусь определены основные условия укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения.

Выполнение вышеперечисленного полностью зависит от взрослых, ребенок же остается пассивным объектом, тогда как планирует и организует такую деятельность взрослый. Между тем, возможность постановки ребенка в активную позицию с одной стороны интересом и вниманием ребенка к себе, к своему телу, и с другой стороны, развитием самостоятельности детей дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать представления о своем организме, так как это будет способствовать: а) становлению личности; нравственному, физическому, интеллектуальному развитию ребенка; б) осознанному доведению по сохранению и укреплению здоровья.

У детей младшего дошкольного возраста можно сформировать представления об органах чувств человека при следующих условиях:

1) при наличии у детей интереса к собственному организму;

2) при научно обоснованном отборе знаний об органах чувств человека для работы с детьми;

3) при организации педагогического процесса, включающего три взаимосвязанных блока: когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

4) при установлении взаимосвязи между физическим и нравственным воспитанием ребенка;

5) при условии сотрудничества детского сада и семьи.

Восприятие окружающего мира детерминировано работой органов чувств, функционирование которых имеет ряд возрастных и индивидуальных различий, поэтому задачей данного параграфа является анализ специфики восприятия действительности детьми дошкольного возраста во взаимосвязи с рассмотрением особенностей психического развития детей и формированием представлений дошкольников.

Благодаря работе органов чувств происходит ориентация человека в окружающей обстановке через чувственное восприятие реальности, что является основой процесса познания. Именно в дошкольном возрасте благодаря мыслительным операциям происходит осознание ребенком себя как существа биологического и социального.

По мнению Л.Н. Леонтьева, умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик. Л.К. Роджерс выделял организмическую сущность личности, понимая индивида как организм, который всегда стремится сохранить и усовершенствовать себя, в первую очередь свои органы восприятия и движения.

Как отмечалось ранее, современные требования к культурно-гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению детей имеют не только сугубо личное, а социальное значение. Проблема формирования здорового образа жизни предполагает формирование представлений детей о своем организме через овладение определенным объемом знаний и осознание важности самостоятельной активной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

При этом следует учитывать актуальную потребность дошкольников в познании себя, своего организма, а также актуализацию потребностей более высокого порядка с целью формирования социальной позиции. Я.А. Коменский, говоря о воспитании, выделял три основные цели это познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу. Ж.-Ж. Руссо считал недостаточным оберегать детей. По его мнению, необходимо научнть детей делать это самостоятельно, то есть научить их оберегать себя.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития личности, ее социализации (Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Л.Ф. Обухова, Д-Б. Эльконин и Др.). Важнейшим средством социализации личности дошкольника является ознакомление его с окружающей социальной действительностью, где ознакомление представляет собой организованный процесс, предполагающий целенаправленное сообщение знаний в процессе обучения.

Благодаря количеству и качеству контактов и ощущений, возникающих в процессе функционирования органов чувств, получаемых в виде импульсов и перерабатываемых затем головным мозгом, происходит адаптация человека в окружающем мире, постепенное становление и развитие личности.

Человеческий организм - невероятно сложный механизм, в котором наблюдается асинхронное развитие различных систем и органов, характерное для каждого возрастного периода.

В младшем дошкольном возрасте наблюдается непрерывный процесс дифференцировки тканей, незаконченность функционального развития отдельных органов и систем, что способствует неустойчивости организма ребенка к неблагоприятным внешним воздействиям.

Развитие нервной системы в определенной степени зависит от функционирования органов чувств, так как именно от органов чувств сигналы о происходящем поступают в центральную нервную систему.

Существует тесная взаимосвязь между особенностями созревания отдельных структур нервной системы и развитием всех психических процессов и функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также двигательной и познавательной активности детей. Развитие психических функций оказывает влияние на становление личности ребенка - дошкольника.

Интеллектуальное, нравственно-духовное развитие личности определяется «сензитивными периодами», когда условия для развития тех или иных качеств являются оптимальными (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и др.).

Характеризуя особенности развития психических процессов в дошкольный период детства, следует отметить принципиальные отличительные черты в старшем дошкольном возрасте, влияющие на формирование внутренней позиции, на интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Первой ступенью познания мира является восприятие, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Восприятие характеризуется целостным отражением предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности; обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие синонимично перцептивным возможностям организма (от лат. Peroeptio - восприятие). Не ставя перед собой специальных задач, ребенок воспринимает окружающий его мир. Это происходит через его органы чувств. Постепенно ребенок узнает, что окружающий мир имеет разнообразные характеристики: тепло, цвет, величину или размер и другие признаки.

Эта среда отлична от той, в которой он находился до рождения. Окружающий мир непостоянен, он изменяется под влиянием ряда факторов. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

1.2 Работа с дошкольниками по ознакомлению с органами чувств человека

В целях организации практической части экспериментальной работы по формированию у младших дошкольников представлений об органах чувств человека было необходимо выявить исходный уровень имеющихся у детей представлений о своем организме.

Вместе с тем мы учитывали доказанный в науке факт о том, что в период дошкольного детства на основе любопытства и любознательности развивается познавательный интерес детей.

На этапе констатации ставились следующие задачи:

1. Проследить, имеется ли у детей старшего дошкольного возраста интерес к своему физическому телу и, в частности, к органам чувств человека; определить специфику (особенности) этого интереса в зависимости от пола ребенка.

2. Выявить и проанализировать имеющиеся у детей знания о своем организме, различных его частях (органах) по следующим аспектам:

а) интеллектуально-физиологический аспект (значение различных органов в жизни человека, некоторые особенности их строения и функционирования, сохранение и укрепление здоровья человека);

б) социально-нравственный аспект (отношение детей к болезни», к людям с ограничениями жизнедеятельности).

3. Изучить состояние работы по формированию представлений об организме человека в системе общественного дошкольного воспитания.

Опираясь на положение И.Ч. Красовской о том, что наличие интереса может быть обусловлено стимулами, подкрепляющими этот интерес, мы в начале проведения констатирующего эксперимента с детьми младшего дошкольного возраста разнообразили содержание книжного уголка в группе, поместив наряду с новыми книгами о животных, книгами со сказками.

После этого в течениє недели проводилось наблюдение за детьми, а именно за тем как дети знакомились с новыми книгами книжного уголка.

Организация наблюдения за детьми в книжном уголке. Новые книги были выставлены в период дневного сна детей. После полдника во время самостоятельной деятельности проводилось наблюдение за тем, обращают ли дети внимание на произошедшие изменения в книжном уголке и как они изучают содержимое книжного уголка.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, на развитие продуктивных форм мышления.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности:

1) ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют: познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно.

Процесс знакомства с человеком, формирования сознательного отношения к себе, своему здоровью более полно и успешно проходит под руководством взрослого. В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

1) формирование у детей адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела);

2) формирование у детей системы знаний о его здоровье, факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья;

3) ознакомление с основами здорового образа жизни;

В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся:

1) поисково-экспериментальным,

2) продуктивным,

3) игровым,

4) проблемным методам,

5) наблюдению за собой и за другими;

6) практическим методам овладения навыками ухода за своим телом , которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровье сберегающих процедур.

Считается, что каждому педагогическому коллективу необходимо найти методы, помогающие наиболее более эффективно решать эти задачи.

В ходе практической деятельности мы пришли к выводу, что одним из таких является метод экспериментирования, представляющий собой «основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей старшего дошкольного возраста» (Н.Н. Поддьяков).

Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам:

1) осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира,

2) развивает познавательную активность,

3) любознательность,

4) детское творчество,

5) формирует представление о человеке,

6) знания о здоровом образе жизни,

7) стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей.

8) ребёнок учится сравнивать,

9) обобщать,

10) классифицировать;

11) уточняются и упорядочиваются знания,

12) происходит осмысление информации,

13) развивается самостоятельность.

Глава 2. План работы по ознакомлению дошкольников с человеком как живым существом

дошкольник орган чувство человек

Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

Экспериментальная деятельность.

Органы чувств.

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.

Задачи:

1) уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы

2) развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования

3) учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.

Материалы и оборудование: у каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким, солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные палочки.

Два комочка ваты, один - пропитан духами, другой - соком лука. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, чтобы запах не улетучивался. Плотный матерчатый мешочек с ароматным наполнителем.

Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента).

У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки), шарф для завязывания глаз.

Проведение эксперимента. Изучение кожи. Дети сидят по двое за столами.

В.: Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями(педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали?

Ответы детей.

В.: Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали?

Ответы детей.

В.: Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?

Ответы детей.

Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль).

Глаза.

В.: Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (педагог показывает поочередно несколько предметов).

Ответы детей (молчание или «не знаем»).

В.: Откройте глаза. Вот что я делала (педагог повторяет действия).

Зачем нужны глаза?

Ответы детей.

В.: Посмотрите друг на друга. По очереди помашите рукой перед глазами своего товарища. Что он сделал? Зачем нужны веки и ресницы?

Ответы детей.

В.: Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. Поменяйтесь ролями.

Зачем нужны брови?

Ответы детей.

Вывод: Зачем нужны глаза и его помощники?

Нос.

В.: Давайте проверим, для чего нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы - другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?

Ответы детей.

В.: Те, кто сидит слева, закройте глаза. Сидящие справа, разверните один комочек с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Поменяйтесь ролями. Зачем нам нос?

Ответы детей.

В.: Не трогая мешочка, догадайтесь по запаху, что находится внутри. Что вы сделали, чтобы почувствовать запах?

Ответы детей (несколько глубоких вдохов).

Вывод: для чего нужен нос? Как мы чувствуем запах?

Уши.

В.: Проверим, зачем нужны уши. Плотно закройте себе уши ладонями. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я делала?

Ответы детей.

В.: Что я сказала? (не слышали).

Ещё один опыт. (Педагог производит за ширмой несколько действий: шуршит бумагой, переливает воду, мешает ложкой в стакане). Что я делаю?

Ответы детей.

Вывод: Для чего нужны уши?

Рот.

В.: Сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, меня зовут… (Дети не могут). Для чего нужен рот?

Ответы детей.

В.: Возьмите кусочек хлеба. Съешьте его. Для чего нужен рот?

Ответы детей.

В.: Те, кто сидят слева, высуньте язык. Те, кто сидят справа, возьмите палочку, обмакните в один из растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали?

Ответы детей.

Вывод: Для чего нужен рот?

Органы чувств.

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов. Показать значение органов в повседневной жизни, в опасных ситуациях.

Задачи:

1) уточнить с помощью опытов, как нам помогают те или иные органы;

2) развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования;

3) формировать у детей представление о необходимости всех органов чувств у человека в некоторых опасных ситуациях.

Материал и оборудование: у педагога - спички. У детей - два кусочка ваты с резким запахом - приятным и неприятным, завёрнутые в полиэтилен.

Проведение эксперимента.

В.: Закройте глаза и зажмите нос, что я делаю? (педагог зажигает спичку)

Ответы детей (не знаю).

В.: Теперь закройте только глаза. Что я делаю? (ещё раз зажигает спичку), как узнали?

Ответы детей (зажгли что-то, узнали по запаху).

В.: Теперь зажмите нос, что я делаю? (педагог повторяет действие ), как узнали?

Ответы детей.

В.: Какие органы чувств помогли нам?

Ответы детей.

Вывод: В какой опасной ситуации бывает огонь? Как мы можем узнать об огне? Какие органы помогают нам ориентироваться в окружающем мире?

Кровеносная система.

Цель: Дать детям первые представления о кровеносной системе.

Задачи:

1) познакомить детей с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды», «пульс».

2) развивать любознательность.

3) формировать способность анализировать результаты опытов.

Материалы и оборудование: у педагога: спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, плакат с изображением кровеносной системы человека.

Проведение эксперимента.

В.: Сегодня мы поговорим о крови. У вас у всех есть кровь? Вы её видели? Какого она цвета? Опишите кровь.

Ответы детей.

В.: Почему кровь из нас не выливается? (предположения детей). Она течёт по сосудам. Положите руки на стол ладонями вверх. Найдите сосуды у себя вот здесь (запястье). Рассмотрите их. На сосудах можно почувствовать толчки крови. Это называется «пульс».

Давайте найдём пульс на запястье, на шее, на висках. Приложите кончики пальцев вот здесь (педагог показывает), сильно не нажимайте. (Дети «слушают» пульс). Почему мы слышим пульс?

Ответы детей.

В.: Как вы думаете кто толкает кровь по сосудам? Это сердце. Оно выталкивает кровь порциями. Вот так. (Педагог набирает воду в спринцовку, соединённую с прозрачной трубкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как подкрашенная жидкость течёт по трубке.)

В сердце есть специальные отверстия, через которые течёт кровь. Они то закрываются, то открываются. Закрываются они с шумом, как дверь (педагог демонстрирует, закрывая дверь со стуком).мы можем послушать, как работает сердце. Повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища - к тому месту, где находится сердце. (Педагог корректирует действия детей, даёт возможность всем услышать удары сердца. Если дети одеты легко, раздеваться не надо, тоны хорошо прослушиваются через одежду). Теперь поменяйтесь ролями. Что услышали?

Ответы детей.

Вывод: у нас есть сердце, сосуды и кровь. Сердце находится внутри организма, его нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать. Оно заставляет кровь двигаться по сосудам.

Дыхательная система.

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания

2) подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания

3) расширить кругозор детей.

Материал и оборудование: у детей: зеркало; у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы.

Проведение эксперимента

В.: Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?

Ответы детей.

В.: Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа?

Ответы детей.

В.: Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать?

Ответы детей.

В.: По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?

Ответы детей.

В.: Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?

Ответы детей.

В.:В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?

Ответы детей.

Вывод: .: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?

Ответы и показ детьми.

Эксперименты по изучению работы дыхательной системы.

Определение объёма выдоха.

Определение частоты дыхания.

Определение силы дыхательных мышц.

Целью эксперимента:

1) определение оптимальных условий и путей формирования представлений об органах чувств у детей младшего дошкольного возраста,

2) об их роли в жизни человека,

3) об их взаимосвязи и действии компенсаторного механизма в случае дефектов того или иного органа чувств, а также органичное сочетание эмоционального, интеллектуального, физического и нравственного развития старших дошкольников в процессе такой работы.

Данная экспериментальная работа проводилась в русле программы С.А. Козловой «Я - Человек» (81) но приобщению ребенка-дошкольника к социальному миру, а именно в русле раздела «Что я знаю о себе: мой организм». Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с внутренними органами человеческого организма разработана и представлена в исследовании СБ. Шукшиной (203).

Формирующий эксперимент проводился на базе ДОУ №22 и ДОУ №15 в течение двух лет.

В эксперименте участвовало 35 детей старшего дошкольного возраста (19 девочек, 16 мальчиков).

В целях оптимизации экспериментальной работы были организованы еженедельные групповые консультации для воспитателей.

А также проводились индивидуальные консультации непосредственно с воспитателями каждой группы, позволяющие проанализировать проведенную работу и ее результаты, определить задачи и обсудить методику работы с детьми старшего дошкольного возраста на следующую неделю.

Также осуществлялось тесное взаимодействие с родителями детей, участвующих в эксперименте.

Проблема осознанного отношения к величайшей человеческой ценности здоровью, чрезвычайно важна. Мы предположили, что дошкольный возраст является сензитивиым периодом, когда можно и нужно начинать формировать у детей осознанное отношение к своему физическому и социальному «Я».

Необходимость проведения работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений об органах чувств человека обоснована наличием у них интереса к человеческому телу и к особенностям и возможностям функционирования отдельных систем и органов.

А также увеличением количества детей дошкольного возраста не только с врожденными, но в большей степени с приобретенными отклонениями в развитии.

Опираясь на идеи целостности организма, личности и среды (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) нами выделены основные требования к определению содержания знаний об органах чувств человека, с которыми можно знакомить детей старшего дошкольного возраста.

Прежде всего, при отборе материала мы следовали положению теории Л.С. Выготского об -«интеллектуализации чувств» ребенка. В соответствии с этой теорией считаем целесообразным давать детям лишь те знания, к которым у них изначально проявляется интерес и эмоциональная отзывчивость или эмоциональный настрой.

Формирование представлений о себе, а именно о социо-биологической сущности человека может быть успешным, если, согласно теории С.А Козловой, у детей наблюдается «эмоциогенность знаний».

Темпы физического и психического развития детей, объем получаемых знаний и представлений об окружающем несравненно велики именно в период дошкольного детства. Я.А. Коменский главную цель образования видел в «исчерпании всей энциклопедии наук», поэтому детей дошкольного возраста необходимо вводить в разные области действительности, так как им необходимы такие звания, которые давали бы общее представление об интересующих их фактах действительности.

Но звания о человеческом организме имеют не только энциклопедическую значимость. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста направлена на познание отношений между людьми, по 106 этому, в соответствии с принципом личностно-ориентированяой педагогики: Хоть ты и мал, но такой же человек, как и я.

Я уважаю тебя, и мы вместе делаем общее дело», мы выдвинули принцип формирования гуманного отношения к больным людям и инвалидам: «Если он не такой как я, то это не означает, что он хуже меня. Мы можем вместе делать общее дело».

В случае принятия этого принципа детьми, они смогут, не стесняясь, дружить с такими людьми, что позволит последним не чувствовать себя ущербными и отвергнутыми обществом. Следовательно, такая работа будет способствовать личностному развитию детей, их успешной социализации и оздоровлению общественной атмосферы в целом.

Заключение

Большинство личностных качеств развиваются или имеют свою основу в дошкольном детстве. Немаловажную роль в этом играет содержание знаний, получаемых детьми. Следовательно, необходимо в соответствии с целью формирующего эксперимента выделить требования к содержанию знаний об органах чувств человека для детей старшего дошкольного возраста.

Требования к содержанию званий - отбираемое содержание знаний должно выполнять основные функции: информативную, эмоциогенную, побудительную (С.А. Козлова); - отбор конкретных знаний производится с учетом познавательных возможностей и интересов детей, что обеспечит доступность научных знаний для их прочного усвоения (В.В. Давыдов). В дальнейшем на основе конкретных знаний возможна их систематизация; - отбираемые знания должны быть интересными, эмоционально значимыми, так как именно такой материал развивает познавательную активность и способствует формированию устойчивого интереса детей (А. Валлон, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, А.Д. Кошелева, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова).

Именно эмоциональная насыщенность содержания порождает пытливость, любознательность, и влечет за собой формирование познавательных интересов; - материал должен быть научным и достоверным. Разнообразная научная и научно-популярная литература по анатомии, физиологии, гигиене, психофизиологии и медицине должна быть адаптирована для восприятия детьми младшего дошкольного возраста;

- содержание отбираемых знаний должно оказывать не только образовательное, но и воспитательное, и развивающее воздействие на личность ребенка, так как это способствует формированию его социальной позиции в обществе, проявляющейся в нравственных суждениях и поступках (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

- полученные знания и представления должны нести практическую пользу для каждого ребенка.

Для того чтобы могли использоваться детьми в практической деятельности с целью сохранения и укрепления своего здоровья на основе формирующихся в дошкольном возрасте элементов самостоятельности.

И это в свою очередь способствует самовоспитанию и саморазвитию личности (А.А. Люблинская, Л.И. Божович, Л.И. Непомнящая и др.).

Список Литературы

1) Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2004.

2) Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2004.

3) Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я - человек». Мой организм: Методические рекомендации. М.: ВЛАДОС, 2001.

4) Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2008.

5) Радуга: Программа и руководство для воспитателей <… > детского сада. М., 1994.

6) Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.

7) Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.

8) Шукшина С.Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М.: Школьная Пресса, 2004.



© 2010-2022