- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ДОКЛАД «ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ »
ДОКЛАД «ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ »
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Емонакова Д.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОКЛАД
«ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ »
Приходишь к нам, малыш, ты робкими шагами
Бывает, плачешь, прижимаясь крепко к маме.
Смелей иди, дружок, тебя здесь не обидят.
Пройдут года и папа с мамою увидят,
Как ты окреп и повзрослел, и много знаешь,
Тот огонек, что мы зажгли, не потерял!
Слова из гимна Е. Трескина.
Введение.
Поступление ребенка в детский сад-это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Поэтому сегодня мы обратились к такой актуальной проблеме, как адаптация детей к детскому саду.
В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Н. Д. Ватутиной, Е. В. Жердевой и др.
Авторы в своих исследованиях сводятся во мнении, что воспитатели и родители должны объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Основные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания нам необходимо создать атмосферу тепла, света, уюта и любви в группе.
Основная наша задача - заслужить доверие ребенка. Помогают сглаживать отрицательные эмоции малышей различные игры-занятия:
-
Игры с водой и песком: дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую, или вылавливает сачком шарики, играет с рыбками, черепашками, лодками.
-
Дидактические игры, направленные на развитие мышления, внимания, активизацию словаря.
-
Наблюдение за окружающим (прогулки-экскурсии по детскому саду и по участку)
-
Подвижные игры (формирование двигательной активности, развитие логики)
-
Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук, речи)
-
Чтение и рассказ стишков, потешек, пение песенок, слушание музыки, рассматривание картинок и т. д.
-
Инсценирование сказок(кукольный театр, фланелеграф)
Основная задача игр-занятий с детьми в период адаптации- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны индивидуальные и групповые занятия, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Организация деятельности для достижения успешной
адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и дошкольного учреждения. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботу и внимание к людям, доброту. В связи с этим, мы разработали план педагогической деятельности адаптационного периода (Приложение 1).
Он состоит из трех этапов:
-
Подготовительный этап
-
Основной этап
-
Аналитический этап
Подготовительный этап имеет название «Комната доверия».Этот этап начинается еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. В период с мая по сентябрь в «комнате доверия» осуществляется предварительное знакомство с детьми и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения адаптации; для них воспитатель, медицинский работник, логопед, психолог и заведующая детским садом проводят консультации, дают рекомендации. Родители знакомятся с характеристикой возрастных особенностей и показателями развития детей раннего возраста. Проводится обязательное анкетирование по следующим темам: «Портрет моего ребенка, или карточка основных сведений о ребенке» (Приложение 2), «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение 3).Для более тесного сотрудничества с родителями мы разработали «Памятку для родителей», которая включает в себя разделы: »Как научить ребенка общаться», «Как подготовить ребенка к детскому саду», »Здоровье вашего малыша», Учимся говорить правильно» и т. д. 1 июня у нас проходит праздник, посвященный дню защиты детей, на который мы приглашаем родителей и будущих воспитанников. Также, в этой комнате проводятся совместные игры-занятия с родителями и детьми. После этих занятий дети играют самостоятельно несколько минут. В начале августа проводится день открытых дверей, который представляет собой экскурсию по детскому саду и участку, презентацию всех помещений.
Основной этап реализуется с сентября по октябрь, после поступления малыша в детский сад. Сначала идет поэтапный прием детей в группу. По вопросам пребывания детей в дошкольном учреждении мы проводили родительское собрание в форме тренинга. Также у нас состоялся семинар-практикум «Давайте поиграем». Ежедневно заполняются адаптационные листы на каждого воспитанника.
С 1 по 5 сентября у нас прошла неделя «Сказочных героев». Родители подготовили и провели для своих малышей кукольный театр по мотивам сказки «Колобок».
Заключительный этап пройдет с ноября по декабрь. Его суть в анализе листов адаптации. С детьми, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа.
В скором времени у нас появится свой сайт, на котором будет страничка, куда могут зайти родители и все желающие и задать любые вопросы по подготовке ребенка к детскому саду.
Заключение.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому тесное сотрудничество родителей и педагогов благополучный микроклимат детского сада становятся залогом успешной адаптации.
Приложение 1
План педагогической деятельности адаптационного периода
Подготовительный этап
дата
Мероприятие
Ответственный
май-сентябрь
Знакомство с родителями и детьми
Заведующая, воспитатель
май-сентябрь
Консультации и анкетирование по темам: «Карточка основных сведений о ребенке», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Психолог, логопед, медицинский работник, воспитатель
1 июня
Праздник, посвященный Дню защиты детей для родителей и воспитанников
Музыкальный работник, старший воспитатель, воспитатель
Август
Изготовление памятки для родителей
Воспитатель
Август
«День открытых дверей»
Заведующая, старший воспитатель, воспитатель
Основной этап
сентябрь-октябрь
Поэтапный прием детей
Воспитатель
1 сентября-5 сентября
Неделя «сказочных героев»
Воспитатель
ежедневно
Заполнение адаптационных листов
Воспитатель
Сентябрь-октябрь
Родительское собрание в форме тренинга, совместные игры-занятия «Легкое перышко»
Старший воспитатель, воспитатель
Сентябрь
Семинар-практикум «Давайте поиграем»
Воспитатель
Сентябрь
Кукольный спектакль, по мотивам сказки «Колобок»
Родители
Сентябрь-октябрь
Индивидуальные игры-занятия(с водой и песком),групповые занятия
Воспитатель
Аналитический этап
Ноябрь
Анализ адаптационных листов
Старший воспитатель, воспитатель
Ноябрь-декабрь
Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации
Воспитатель
Литература
-
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей датского сада/ -М.: Просвещение, 2003. -№3. -104с,ил
-
Жердева Е. В Дети раннего возраста в детском саду.Ростов-на-Дому.,2006.
-
Леонова З. П.Идем в детский сад! Улан-Удэ,2008.
-
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М.;Владос, 2007
-
Справочник старшего воспитателя.№7,июль 2010.
-
Тонкова-Ямпольская Р. В. Основы медицинских знаний,- М,: Просвещение, 1986.