ДОКЛАД «ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ »

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

«ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ »

Приходишь к нам, малыш, ты робкими шагами

Бывает, плачешь, прижимаясь крепко к маме.

Смелей иди, дружок, тебя здесь не обидят.

Пройдут года и папа с мамою увидят,

Как ты окреп и повзрослел, и много знаешь,

Тот огонек, что мы зажгли, не потерял!

Слова из гимна Е. Трескина.

Введение.

Поступление ребенка в детский сад-это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Поэтому сегодня мы обратились к такой актуальной проблеме, как адаптация детей к детскому саду.

В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Н. Д. Ватутиной, Е. В. Жердевой и др.

Авторы в своих исследованиях сводятся во мнении, что воспитатели и родители должны объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Основные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания нам необходимо создать атмосферу тепла, света, уюта и любви в группе.

Основная наша задача - заслужить доверие ребенка. Помогают сглаживать отрицательные эмоции малышей различные игры-занятия:

  1. Игры с водой и песком: дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую, или вылавливает сачком шарики, играет с рыбками, черепашками, лодками.

  2. Дидактические игры, направленные на развитие мышления, внимания, активизацию словаря.

  3. Наблюдение за окружающим (прогулки-экскурсии по детскому саду и по участку)

  4. Подвижные игры (формирование двигательной активности, развитие логики)

  5. Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук, речи)

  6. Чтение и рассказ стишков, потешек, пение песенок, слушание музыки, рассматривание картинок и т. д.

  7. Инсценирование сказок(кукольный театр, фланелеграф)

Основная задача игр-занятий с детьми в период адаптации- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны индивидуальные и групповые занятия, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Организация деятельности для достижения успешной

адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и дошкольного учреждения. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботу и внимание к людям, доброту. В связи с этим, мы разработали план педагогической деятельности адаптационного периода (Приложение 1).

Он состоит из трех этапов:

  1. Подготовительный этап

  2. Основной этап

  3. Аналитический этап

Подготовительный этап имеет название «Комната доверия».Этот этап начинается еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. В период с мая по сентябрь в «комнате доверия» осуществляется предварительное знакомство с детьми и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения адаптации; для них воспитатель, медицинский работник, логопед, психолог и заведующая детским садом проводят консультации, дают рекомендации. Родители знакомятся с характеристикой возрастных особенностей и показателями развития детей раннего возраста. Проводится обязательное анкетирование по следующим темам: «Портрет моего ребенка, или карточка основных сведений о ребенке» (Приложение 2), «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение 3).Для более тесного сотрудничества с родителями мы разработали «Памятку для родителей», которая включает в себя разделы: »Как научить ребенка общаться», «Как подготовить ребенка к детскому саду», »Здоровье вашего малыша», Учимся говорить правильно» и т. д. 1 июня у нас проходит праздник, посвященный дню защиты детей, на который мы приглашаем родителей и будущих воспитанников. Также, в этой комнате проводятся совместные игры-занятия с родителями и детьми. После этих занятий дети играют самостоятельно несколько минут. В начале августа проводится день открытых дверей, который представляет собой экскурсию по детскому саду и участку, презентацию всех помещений.

Основной этап реализуется с сентября по октябрь, после поступления малыша в детский сад. Сначала идет поэтапный прием детей в группу. По вопросам пребывания детей в дошкольном учреждении мы проводили родительское собрание в форме тренинга. Также у нас состоялся семинар-практикум «Давайте поиграем». Ежедневно заполняются адаптационные листы на каждого воспитанника.

С 1 по 5 сентября у нас прошла неделя «Сказочных героев». Родители подготовили и провели для своих малышей кукольный театр по мотивам сказки «Колобок».

Заключительный этап пройдет с ноября по декабрь. Его суть в анализе листов адаптации. С детьми, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа.

В скором времени у нас появится свой сайт, на котором будет страничка, куда могут зайти родители и все желающие и задать любые вопросы по подготовке ребенка к детскому саду.

Заключение.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому тесное сотрудничество родителей и педагогов благополучный микроклимат детского сада становятся залогом успешной адаптации.

Приложение 1

План педагогической деятельности адаптационного периода

Подготовительный этап

дата

Мероприятие

Ответственный

май-сентябрь

Знакомство с родителями и детьми

Заведующая, воспитатель

май-сентябрь

Консультации и анкетирование по темам: «Карточка основных сведений о ребенке», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

Психолог, логопед, медицинский работник, воспитатель

1 июня

Праздник, посвященный Дню защиты детей для родителей и воспитанников

Музыкальный работник, старший воспитатель, воспитатель

Август

Изготовление памятки для родителей

Воспитатель

Август

«День открытых дверей»

Заведующая, старший воспитатель, воспитатель

Основной этап

сентябрь-октябрь

Поэтапный прием детей

Воспитатель

1 сентября-5 сентября

Неделя «сказочных героев»

Воспитатель

ежедневно

Заполнение адаптационных листов

Воспитатель

Сентябрь-октябрь

Родительское собрание в форме тренинга, совместные игры-занятия «Легкое перышко»

Старший воспитатель, воспитатель

Сентябрь

Семинар-практикум «Давайте поиграем»

Воспитатель

Сентябрь

Кукольный спектакль, по мотивам сказки «Колобок»

Родители

Сентябрь-октябрь

Индивидуальные игры-занятия(с водой и песком),групповые занятия

Воспитатель

Аналитический этап

Ноябрь

Анализ адаптационных листов

Старший воспитатель, воспитатель

Ноябрь-декабрь

Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации

Воспитатель










Литература


  1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей датского сада/ -М.: Просвещение, 2003. -№3. -104с,ил

  2. Жердева Е. В Дети раннего возраста в детском саду.Ростов-на-Дому.,2006.

  3. Леонова З. П.Идем в детский сад! Улан-Удэ,2008.

  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М.;Владос, 2007

  5. Справочник старшего воспитателя.№7,июль 2010.

  6. Тонкова-Ямпольская Р. В. Основы медицинских знаний,- М,: Просвещение, 1986.

© 2010-2022