- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Ремесла и занятия русских в Сибири
Ремесла и занятия русских в Сибири
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Левина Н.А. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект для детей подготовительной к школе группы
«Ремесла и занятия русских в Сибири»
Левина Наталья Александровна, воспитатель,
Цель:
-
Расширять представления детей о жизни русских в Сибири, об их семейном укладе.
-
Воспитывать интерес к истории народов Сибири.
-
Продолжать формировать умение делиться своими знаниями, коллективно выполнять интеллектуальные и творческие задания.
-
Уточнить знания детей о ремеслах и занятиях людей в русской крестьянской общине, не связанных с земледелием; показать возможности существовавшего товарообмена; показать взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском сообществе
-
.Продолжать развивать интерес к народным сказкам, помогать почувствовать красоту и выразительность языка сказки.
Интеграция видов деятельности детей:
-
Познавательно-исследовательская.
-
Коммуникативная.
-
Трудовая.
-
Чтение художественной литературы.
Дополнительные мероприятия:
-
Экскурсии в дом народного творчества «Сибирские ремесла». Чтение рассказа «Что из чего?» из книги М.Ильина «О том, что тебя окружает».
-
Беседы с детьми о ремеслах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов из книги «История ремесел».
-
Презентация «Труд и ремесла Иркутской области».
Средства организации образовательной деятельности:
-
Запись спокойной музыки.
-
Большая книга, на обложке которой изображены деревенские пейзажи и наборы инструментов ремесленника, когда книга открывается, образуется открытое пространство «ворота».
-
Набор картинок из серии «Ремесла на Руси».
-
Музыкальное сопровождение для игры.
-
Видеозапись сказки, запись инсценировки сказки.
-
Сухие бассейны.
-
Мультимедиа.
Взаимодействие с родителями:
-
Участие в инсцуен6ировки сказки «Кто мосток починил».
-
Совместный просмотр презентации «Труд и ремесла Иркутской области».
-
Разучивание и объяснение смысла пословицы - Кто что знает, тем и хлеб добывает.
-
Рисование фрагмента сказки
Содержание
Воспитатель вносит большую книгу
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
(дети высказывают свои предположения)
Игра «Путешествие в историю ремесел»
- Сегодня у нас день большого путешествия в историю ремесел Сибири, вы не только узнаете полезные сведения, но и сами сможете поделиться своими знаниями и заработать памятные дипломы знатоков ремесел. А путешествовать мы отправимся в книгу.
(открывается книга, и дети проходят через нее)
- Добро пожаловать в Книгу ремесел!
В Сибири издавна жили и трудились люди, которые не занимались земледельческим трудом, как остальные крестьяне. Эти люди не пахали землю, не сеяли хлеб, а обладали особыми умениями.
Их труд постоянно был востребован в деревнях, и по мере необходимости к ним неизменно обращались за помощью. Относились к мастерам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, то есть старались во всем угодить и не ссориться, чтобы те, в свою очередь, выполнили работу хорошо и в срок.
- А вы знаете, каких дел эти мастера?
( к таким мастерам относились: кузнецы, мельники, пастухи, гончары, печники, плотники)
- Правильно, выберите мастеров-ремесленников, о которых вы хотите рассказать.
(дети выбирают и демонстрируют картинки с кратким пояснением вида ремесла).
(Звучит музыкальное сопровождение)
Коммуникативная игра «Иголка и нитка»
Слова детей
Движения детей
Ты, портной, такой умелый
Дети становятся друг за другом, держась за руки
Сшей для кухни фартук белый
1-й ребенок изображает иголку, бежит, меняя направление
Я сама бы сшить смогла, да пока еще мала
Дети бегут за «иголкой», стараясь не отставать, чтобы ниточка не порвалась
- А сейчас, мы послушаем сказку, которая называется «Кто мосток починил?»
Звучит запись сказки:
Давным-давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком стояла деревенька Невеличка. Люди в той деревеньке жили простые да работящие. Смастерили они через реку Неглубинку деревянный мосток-переправу. Крепкий мосток, ладный. Службу свою он исправно нес - с одного берега на другой всякого сухим переправит. Идут девицы в лес, по досточкам лапоточками мягко ступают - легко мостику. Идут гуси на луг, по досточкам лапками перебирают - легко мостику. Скачет конь белоногий, в четыре подковы по досточкам постукивает - тяжело мостику. Стоит мосток, поскрипывает, да не жалуется, дело свое честно выполняет.
Много лет прошло, много воды в речке Неглубинке утекло. Стал мосток уже не тот: настил прогнил, перила надломились, опоры подкосились. Идут девицы в лес - обходят мосток стороной. Ведет пастушок Савушка гусочек на луг - обходит мосток стороной. Скачет конь белоногий по мелководью, на мост не ступает. Погрустил мосток без работы-заботы да отправился в путь-дорогу мастера искать.
Просмотр сказки «Кто мосток починил?»
Первым повстречался ему на пути печник.
Здравствуй, печник- теплу хозяин! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает печник: Не серчай, мосток-переправа. Мое ремесло иное - кирпичи брать да печи ровно класть. Возьми моей глины да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути гончар
Отдал ему мосток глину да с поклоном обратился:
- Здравствуй, гончар-глинник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает гончар: Не серчай, мосток-переправа. Мое ремесло иное - горшки мастерить, а не мосты править. Возьми мой горшок глиняный да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути мельник.
Отдал ему мосток горшок да с поклоном обратился:
- Здравствуй, мельник - не бездельник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает мельник: Не серчай, мосток-переправа. Мое ремесло иное - зерно в муку молоть. Возьми муки мешок да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути кузнец.
Отдал ему мосток муку да с поклоном обратился: Здравствуй, кузнец -коваль! Починил бы ты меня, подладил бы.
Отвечает кузнец: Не серчай, мосток-переправа. Мое ремесло иное - у наковальни стоять, молот крепко держать да железо ковать. Возьми топор железный да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дальше. Вскоре повстречался ему на пути плотник.
Отдал ему мосток топор да с поклоном обратился: Здравствуй, плотник - с деревом работник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Обрадовался плотник топору новому. Без промедления за работу принялся. Настил прогнивший заменил, перила закрепил, опоры починил. Без сучка вышел мосток, без задоринки. Принимайте, люди добрые, работу плотницкую! Служи, мосток-переправа!
Звучит запись сказки
Идут девицы в лес через мост - поклон мастерам! Ведет пастушок Савушка гусочек на луг - поклон мастерам! Скачет конь белоногий с молодым купцом в седле - привет мастерам! Бежит под мостом речка Неглубинка, журчит-говорит водица, как давным-давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком нес службу исправно мосток-переправа…
Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»
Дети запускают руки в «сухой бассейн», делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Беседа по содержанию сказки:
- Почему в сказке деревня названа Невеличка? Какие названия деревень вы знаете? Почему люди дали им такие названия?
- Какой мосток в сказке был построен через речку? (Деревянный, крепкий, -
Как вы думаете, почему речка названа в сказке Неглубинка? Рассмотрите изображение деревянного моста, назовите части (настил, перила, опоры).
- У каких мастеров просил помощи мост? (Ответы детей подкрепляются демонстрацией картинок с изображением мастеров за работой.) Почему ремесленники отказывали в помощи мостику? Почему мосточку помог именно плотник?
- Что передавал мосток от мастера к мастеру? (Объяснить детям сущность товарообмена.)
- Какие из этих ремесел существуют в наше время? Кто такой купец? (Богатый торговец, владелец торгового предприятия.)
- Как сейчас называется это занятие людей? (Индивидуальное предпринимательство.)
Релаксация «Всё для всех» (сидя на ковре)
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!