План самообразования на тему Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Варава Наталия Ахроровна

(Ф. И. О. педагога)

Воспитатель

(должность)

Средне - специальное (Троицкое пед.училище)

(образование)

30 лет

(стаж педагогической работы)

2

(квалификационная категория)

2003, 2006, 2010, 2014 гг.

(курсы повышения квалификации)

01.09.2012

(дата начала работы над темой)

2014 -2015 гг.

(предполагаемая дата окончания работы)





Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать - это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов - один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Юный исследователь»

Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.

Актуальность темы

На четвертом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно - экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»

Тема: Опытно - экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи:

Ознакомление детей с явлениями природы;

Формирование начальных естественнонаучных представлений;

Эти задачи реализуются через:

Занятия по естествознанию;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы;

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

- Обогатить предметно - развивающую среду.

- Пополнить научно - методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

-Создан учебно-методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».

По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2012 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»

Октябрь

2012 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2012 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Январь

2013 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей.

Февраль

2013 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» ( знакомство с лупой)

Март

2013 г.

Инновационные технологии - ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Вода в жизни человека»

Апрель

2013 г.

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов

Май

2013 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода итогового проблемного обучения .

Использование проблемного обучения в детском саду.

Сентябрь 2013 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации

Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)

Октябрь-ноябрь 2013 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Семинар на тему: «Где спрятался воздух»

Декабрь 2013 г.

«Шаг за шагом»

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)

Январь

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)

Февраль

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)

Работа с методическими программами и рекомендациями

Март

2014 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).

Май 2014 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Сентябрь

2014 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Конспект по теме: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов»

Октябрь-декабрь

2014 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах»;

Январь -февраль

2015 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания комплекса

Создание учебно-методического комплекса по детскому экспериментированию «Юный исследователь».

Март-май

2015 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Конспект на тему: «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;



Использованная литература


  1. ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2009. - 56 с., 2009

  2. Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.

  3. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.

  4. Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.

  5. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.

  6. Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк, 1999.

  7. Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.

  8. Коменский Я.А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

  9. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.

  10. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX - начала XX вв. / Сост.

П.А. Лебедев. М., 1990.

  1. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

  2. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.

  3. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.

  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

  5. Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.

  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.

  7. Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание - сила. 1984. № 12. С. 38-39.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

  9. Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

  10. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.

  11. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.

Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.

© 2010-2022