Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного педагога - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение не приходит к детям без помощи педагога. Сотрудничество педагога и ребенка предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую ребенку, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития. В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие"). Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Содержанием интерактивного взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе в условиях детского сада является программный материал.

Целью интерактивного обучения для современной предшколы, детского сада в условиях модернизации образования рассматривается общее развитие детей, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие ребенка включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания детьми ситуации успеха в процессе образовательной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность педагога и детей за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных, универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности ребенка. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого ребенка в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения детей можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и дети самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать.

Содержание образовательного материала современных программ включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения детьми на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность образовательного материала - перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств детей. К интерактивным методам относят игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формируется знания, в том числе, и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей и мировоззренческих идей и т.п. Систематическое применение педагогом интерактивных методов на занятиях создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:

• соответствие целям и задачам обучения и развития детей;

• соответствие дидактическим целям занятиям;

• соответствие содержанию темы занятия;

• соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям детей и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом;

• соответствие временным рамкам обучения;

• соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;

• соответствие способу руководства образовательной деятельностью;

• соответствие логике образовательного процесса.

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания образовательного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения детьми.

Стиль проведения интерактивных занятий.

Поскольку совместная деятельность - одно из условий формирования демократического, гражданского общества, то проектирование отношений между педагогом и детьми должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения.Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:

• гуманная педагогическая позиция;

• ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

• создание на занятии культурно-информационной и предметно-пространственной среды;

• владение методикой и основами образовательных технологий;

• целенаправленное развитие индивидуальности детей.

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между детьми педагог преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных действий, педагога и детей.

Еще одной интерактивной формойобучения является игровое проектирование, которое основывается на методе проектов. Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих познавательную деятельность детей при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации. В процессе проектной деятельности у детей формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений детей из разных предметных областей.

Для современного детского сада, предшколы особенно, наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты. Данный вид проектов классифицируется по преобладающему методу:

- исследовательские, основанные на исследовательском методе, развивающем познавательную активность;

- творческие, основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей детей.;

- в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться достаточно часто.;

- информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до всех. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры проектов.

По протяженности во времени проекты могут быть краткосрочными (1-2 занятия в рамках одного предмета или двух). В игровых проектах, носящих соревновательный характер, более приемлема бальная шкала оценивания достижений детей. В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность обучаемых, оценка также необходима, как промежуточная, так и итоговая.

В процессе проектов педагог может:

а) открыто участвовать в проектировании, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников;

б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, педагог также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать дети.

Требования к организации проекта:

1. Проект разрабатывается по инициативе детей, но тема может быть предложена педагогом. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение детьми в группе разных проектов.

2.Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения детей.

3. Проект педагогически значим, т.е. дети в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают умениями и навыками. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности детей. Предполагает широкое разнообразие тем.

4. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями педагога и детей, в то же время, по мере его развертывания, допускается корректировка проекта.

Работу с мультимедийными программами также относят к интерактивным формам образовательной работы детей и педагога. Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое мышление, коммуникативные способности у детей, формирует их умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации. Как показал опыт, обучение детей с помощью мультимедиапрограмм повышает качество и эффективность усвоения знаний, развивает умения анализировать различную информацию. Это - эффективный стимул обучения детей.

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Использование мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для педагога в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения в условиях гуманистического образования. Детям становятся одновременно доступны различные источники информации по теме занятия, целенаправленный отбор различного материала, что обеспечивает эффективность выполнения задачи, расширяет возможности качественного усвоения материала, общего развития детей.

Логика занятия с использованием мультимедийных средствпредполагает:

• соответствие мультимедийных программ содержанию, цели занятия;

• взаимосвязь всех частей занятия;

• цельность;

• обоснованность приемов, методов, средств, ведущих к цели;

• динамику педагогического процесса, развития детей на пути к цели;

• результативность учебной деятельности детей на каждом этапе занятия.



Работа детей с материалами мультимедийного учебника будет способствовать:

• формированию у детей элементарного анализа и последующей логической оценки;

• пониманию сущности явлений в процессе анализа информации;

•различению рациональных и нерациональных способов деятельности;

• выделению главного в практической и самостоятельной работе;

• формированию умений простейшей аргументации, выраженной в словесной и письменной формах;

• развитию умений классификации учебного материала (группировка, сравнение, сопоставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы).



© 2010-2022