- Преподавателю
- Дошкольное образование
- План кружка Театральная шкатулка
План кружка Театральная шкатулка
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гомзина Т.М. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Утверждена: На заседании методического совета МБДОУ «Детский сад №2»
Протокол №___________________
Программа
«Театральная шкатулка» Для детей с 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Гомзина Татьяна Михайловна Воспитатель I квалификационной категории.
г. Лысьва
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания разностороннего развития ребёнка. Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам жизни. Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость. Игры и занятия с педагогом позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Театр очень близок и понятен детям, т.к. в его основе лежит игра .А ведь игра - основной вид деятельности дошкольника. Уже в раннем возрасте малыши охотно изображают зверюшек, подражают, имитируют. Действия их насыщены и несут в себе большой положительный заряд. Ребёнок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа.
Именно в этой деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы педагога, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития ( совершенствуется диалогическое и монологическое освоение выразительности речи, активизируется словарь )
Ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, а это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию.
Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: учить детей сочетать движение и речь; выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску; свободно общаться, двигаться; формировать навыки кукловождения.
Развивающие: развивать мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат; развивать пантомимические и имитационные навыки; развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности; побуждать к участию в театрализованных играх, поощрять творческую инициативу; пополнять и активизировать словарь.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, партнёрские отношения, уважение к взрослым; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой.
Программа по дополнительному образованию в кружке «театральная шкатулка» для детей 4-5 лет рассчитана на один год.
Программа предусматривает 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 - 35 минут. Общее количество занятий 28
Занятия проводятся с согласия родителей с октября по май месяц.
Программа составлена с учетом реализации ФГТ.
1 Социально-личностное развитие.
Дети приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (учатся сочувствовать, одобрять, уступать, помогать). Воспитывается скромность, отзывчивость, желание быть справедливым (на примере героев разыгрываемых сказок). Углубляется представление о семье. Развивается положительное отношение к труду и желание трудиться. Формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности.
2 Познавательно-речевое развитие.
У детей развивается четкая дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу представления постановки спектакля. Знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3 Художественно-эстетическое развитие.
Дети учатся в музыке слышать эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказке.
Содержание занятий кружка « Театрализованная шкатулка» включает в себя:
- рассказывание сказок с показом кукольного театра и беседы по ним
- игры-драматизации
-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)
- задания для развития речевой интонационной выразительности
- игры-превращения
- упражнения на развития мимики, жестов, элементов искусства пантомимики
- ритмические минутки
- пальчиковые игры и упражнения
- театрализованные этюды
- словесные игры
Чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше театральное воплощение. Этому способствует: специально отведённое помещение, наличие различных видов кукольного театра, костюмы, различные атрибуты к занятиям, магнитофон, диски.
Предполагаемые умения и навыки:
-умеют действовать согласованно
-умеют произносить скороговорки, чистоговорки, потешки в разных темпах, с разной интонацией
-хорошо передают чувства через мимику, жесты, пантомимику
-знают 4-6 артикуляционных упражнений
-умеют строить простейшие диалоги
-создают выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов
-создают оригинальные образы
Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год (в середине октября и в конце апреля) путём наблюдения.
Итогом реализации программы дополнительного образования является проведение мини -спектакля детьми для родителей и педагогов.
Образовательный план
№
месяц
тема
1
октябрь
«Давайте познакомимся»
«Изменю себя друзья, догадайся, кто же я?»
«Пойми меня»
«В гости к бабушке Забаве»
2
ноябрь
«Жёлтый маленький комочек, любопытный очень, очень»
«Быстро времечко идет и цыплёнок подрастет»
«Волшебный сундучок»
«Мешок сюрпризов»
3
декабрь
«Выросла репка большая пребольшая»
«Дружно весело с охотой быстро справились с работой»
«Стоит в поле теремок»
«Ох, красивый теремок»
4
январь
«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»
«Где же «мяу» нам сыскать?»
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
«Кто сказал «мяу»?
5
февраль
«Колобок наш удалой»
«Колобок не тот, другой»
«Колобок - хитрый маленький зверёк»
«Колобок - колючий бок»
6
март
«Лисичку заяц в дом впустил - и вот на улице один»
«Каждый хочет заиньке помочь»
«Ох, и хитрая лиса»
«Лиса, заяц и петух»
7
апрель
«Сильный дождик припустил , муравьишку измочил»
«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»
«Дождик льёт, а грибок та всё растёт»
«Вот так гриб-великан, всем хватило места там»
Содержание образовательного плана
№
Месяц
Содержание
1
Октябрь
«Давайте познакомимся»
Задачи: формировать у детей интерес к театрализованным играм и желание участвовать в общем действии; побуждать к активному общению; развивать речь и умение строить диалог
-беседа о театре с показом кукол, костюмов, декораций
-игра м.п. «Назови своё имя»
-игра на эмоции «Узнай по голосу»
-пальчиковая игра «Дружные ребята»
«Изменю себя друзья, догадайся, кто же я?»
Задачи: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей;
учить выразительно, произносить фразы, несущие различную
эмоциональную окраску
-артикуляционная гимнастика
-пальчик. Игра «Дружные ребята»
-ряженье в костюмы
-имитационные этюды «Дождик», «Облака»
«Пойми меня»
Задачи: развивать память, внимание, образное мышление; развивать
выразительность движений, мелкую моторику; поощрять творческую
инициативу, умение импровизировать
-отгадывание загадок о животных
-беседа «Как вы догадались?»
-игровое упр. «Где мы были, мы не скажем .»
-пантомима упр. «Мама и детёныш»
2
Ноябрь
«Жёлтый маленький комочек любопытный очень, очень»
Задачи: познакомить со сказкой К.Чуковского «Цыпленок»; побуждать детей к диалогу; учить имитировать движения, характерные для различных животных
-пальчиковая игра «Курочка»
-отгадывание загадок о дом. птицах
-мимические этюды «Радость и грусть», «Пёрышки»
-знакомство со сказкой, используя кукольный театр
-имитационное упр. «Курочка -хохлатка»
«Быстро времечко идёт и цыплёнок подрастёт»
Задачи: развивать выразительность движений, умение согласовывать движения и речь; развивать мелкую и общую моторику
-артикуляционная гимнастика
-проговаривание чистоговорок
-имтацион.упр. «Кто как ходит»
-театрализован.этюд «Наседка и цыплята»
«Волшебный сундучок»
Задачи: продолжать развивать выразительность движений, умение
имитировать, согласовывая движения и речь
-пальчиковая игра
-отгадывание загадок
-имитационное упр. «Изобрази героя», ряженье в костюмы.
«Мешок с сюрпризом»
(драматизация сказки «Цыпленок»
Задачи: уточнить содержание сказки; побуждать детей к драматизации
-упражнения на выразительность речи
Драматизация сказки «Цыпленок» детьми.
3
Декабрь
«Выросла репка большая»
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки
-рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»
-слушание сказки в аудиозаписи
-имитационное упр. «Тянут-потянут»…
«Тянут-потянут-вытянуть не могут»
Задачи: учить детей пересказывать сказку с использованием символов; развивать интонационную выразительность речи
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая игра
-знакомство с символами
-пересказ сказки «Репка»
-имитационное упр. «Помощники»
«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали»
Задачи: развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат; учить детей сочетать движение и речь
-артикуляционная гимнастика
-отгадывание загадок
-имитационное упр. «Изобрази героя»
«Дружно, весело с охотой быстро справимся с работой»
Задачи: побуждать детей к инсценированию сказки; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать дружеские взаимоотношения с окружающими
-игра «Изобрази героя»
-драматизация сказки «Репка»
4
Январь
«Стоит в поле теремок»
Задачи: развивать интерес к театрализованной деятельности; учить отвечать на вопросы; учить интонационно, выразительно воспроизводить заданную фразу
-рассказывание сказки с использованием настольного театра
-беседа по содержанию
-упражнение на интонационную выразительность речи
«Кто в теремочке живёт»
Задачи: учить отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; упражнять в воспроизведении знакомого текста; развивать имитационные навыки; воспитывать любовь к животным
-игра «Угадай, о ком говорю»
-рассказывание сказки вместе с детьми
-имитационное упр.
«В тесноте, да не в обиде»
Задачи: учить соотносить музыкальное произведение с характером движений выбранного персонажа; упражнять в умении произносить фразы разной силой голоса и интонацией; сочетать движение и речь
-игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю»
«Ох, красивый теремок»
Задачи: побуждать детей к театрализованной игре; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой
-драматизация сказки «Теремок» детьми
5
Февраль
«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»
Задачи: познакомить детей со сказкой; учить отвечать на вопросы, рассуждая о характеристиках героев; развивать подражательные навыки
-пальчиковая игра «Щенок и его друзья»
-рассказывание сказки
-пантомимика упр. «Вот я какой»
«Где же «мяу» нам сыскать?»
Задачи: закрепить представления детей о характерных особенностях персонажей сказки; продолжать развивать пантомимические и имитационные навыки; развивать интонационную выразительность.
-загадывание загадок о героях сказки
-артикуляционная гимнастика
-проговаривание чистоговорки с разной интонацией
-пантомимика. игра «Угадай, кого покажу»
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
Задачи: продолжать развивать имитационные способности детей; развивать выразительность речи; побуждать к активному участию в театрализованной деятельности
-артикуляционная гимнастика
-упр. В интонировании диалогов
-пантомимика игра «Угадай, кого встретил щенок?»
«Кто сказал мяу?»
Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; стимулировать инициативу детей и их интерес к театрализованной игре
-подготовка к драматизации - беседа о сказке, распределение ролей
-драматизация сказки
6
Март
«Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице один»
Задачи: познакомить детей со сказкой; учить анализировать ситуации; развивать умения сочетать движения и речь, произносить текст с различной силой голоса и интонацией
-рассказывание сказки
-рассматривание иллюстраций
-п.и. «Лиса и зайцы»
«Каждый хочет заиньке помочь»
Задачи: учить отвечать на вопросы, вести диалог; развивать имитационные навыки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
-артикуляционная гимнастика
-беседа по сказке
-имитационное упр.
«Ох, и хитрая лиса»
Задачи: учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом героя; упражнять в произношении фраз с разной интонацией; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой
-отгадывание загадок
-рассказывание сказки вместе с детьми
-ряженье в костюмы
-имитационные движения под музыку
«Лиса, заяц и петух»
Задачи: побуждать детей к участию в театрализованной игре; поощрять творческую инициативу; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения
-драматизация сказки «Лиса, заяц и петух»
7
Апрель
«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»
Задачи: познакомить детей со сказкой; продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию; развивать из образное мышление
-п.и. «Дождик»
-этюд «Капельки»
-рассказывание сказки
-беседа по содержанию
«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»
Задачи: формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; учить пересказывать сказку с помощью плоскостных фигурок; упражнять в имитационных движениях
-сюрпризный момент
-пальчиковая игра
-пересказ сказки
- упр. на имитацию «Попросись под грибок»
«Дождик льёт, а грибочек всё растёт»
Задачи: формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние героев сказки; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; упражнять в умении сочетать движение и речь; побуждать к участию в общем театрализованном действии
-артикуляционная гимнастика
-отгадывание загадок
-рассматривание иллюстраций, беседа по ним
-этюд «Дождь идёт»
-имитационное упр. «Кто попросился под грибок?»
«Вот так гриб-великан, всем хватило место там»
Задачи: вызвать желание участвовать в театрализованной игре; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения
-драматизация сказки «Под грибом»