Картотека опытов с водой в младшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».

Задача: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, текучая).
Посадить за стол кукол.
- Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
- Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
- Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
- Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
- Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)

Опыт 2. «Прозрачность воды».



Задача: Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная).

Опустим в стакан воды камень. Дети делают вывод: что вода прозрачная (для сравнения наливаем в дугой стакан молоко, опускаем камень, сравниваем. При этом, прежде чем дети будут проводить эксперимент выясняем свойства камня (он твердый, а губка мягкая). Подвести детей, к простому выводу: вода прозрачная, молоко - нет.

Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».


Задача: Знакомство детей со свойствами воды (приобретает цвет краски, которую добавили в воду).

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)

Опыт 5. «Вода может литься, а может разбрызгиваться».

Задача: Знакомство детей со свойствами воды (текучая, может превращаться в мелкие капельки).
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

Опыт 6. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени».


Задача: Знакомство детей со свойствами воды (впитывается в ткань), качествами материалов (ткань впитывает воду, через некоторое время высыхает; на солнце ткань высыхает быстрей).

Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)

Опыт 7. «Почва рыхлится легче, если её полить».



Задача: Знакомство детей со свойствами воды (впитывается в почву), качества материалов (почва впитывает воду; сухая почва рыхлится трудно; влажная почва рыхлится легко).


Предложить рассмотреть почву в цветочном горшке (клумбе), потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения. После полива пощупайте почву в цветочном горшке (клумбе). Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда почва (земля) рыхлится легче? (Почва рыхлится легче, если её полить). Зачем нам это знать? (Если почва сухая, перед рыхлением её нужно немного полить водой).

Опыт 8. «Руки станут чище,

если помыть их водой».



Задача: Знакомство детей с действиями с водой (вода смывает грязь с предметов, в т.ч. с рук).


Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)

Опыт 9. «Какая лужа

высохнет быстрее?»

Задача: углубить знания детей о свойствах воды (на солнце высыхает; чем меньше воды, тем быстрее она высыхает).
- Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
- Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
- Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)

Опыт 10. «Вода - наша помощница».


Задача: Расширить знания детей о действиях с водой (вода смывает грязь с предметов).

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
- Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
- Что же делать? (Помыть.)
- Чем? (Водой и тряпочкой.)
- А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
- Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)

Опыт 11. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Задача: Знакомство детей со свойствами воды (на холоде превращается в лёд; в тепле лёд превращается в воду).
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)

Опыт 4. «Запах воды».



Задача: Знакомство детей со свойствами воды (не имеет запаха; приобретает запах вещества, которое добавляют в воду).

Наливаем воду в стаканы, предлагаем понюхать. Дети делают вывод: что вода не имеет запаха. Для сравнения, наливаем в другой стакан воду и добавляем к ней сок лимона. Сравниваем запахи,

Делаем вывод: Есть ли у чистой воды запах? (Нет, у чистой воды нет запаха). А когда он появляется? (Если в воду добавить что-то с запахом). Зачем нам это знать? (Чтобы узнать, чистая вода или с добавкой. Чтобы знать, можно ли пить воду).

Опыт 12. «Как быстрее растопить лёд».

Задача: Углубить знания детей о свойствах льда (тает в тепле; быстрее всего лёд тает, если полить его тёплой водой).

Что происходит с водой на улице зимой? (Она замерзает, превращается в лёд). А что происходит со льдом, если принести его домой, в тепло? (Лёд тает). Как вы думаете, как побыстрее растаять лёд? (Ответы детей. Необходимо вместе с предложенным ниже способом, проверить гипотезы детей). Я вам предлагаю еще один способ, как можно быстро растопить лед! Кладите льдинки в ванночки. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода нам поможет быстрее растопить лед и освободить льдинки теплая или холодная? (Тёплая растопит быстрее). Берите лейки и полейте на льдинки, лейте аккуратно, не торопитесь. Смотрите, лед пропал, что с ним случилось?

Вывод: Лед растаял, теплая вода растопила лед. Чтобы лёд быстрее растаял, его нужно полить тёплой водой. Зачем нам нужно это знать? (Если кто-то примёрз языком, на язык нужно полить тёплую воду).



© 2010-2022