- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернышева Л.Б. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогический проект
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений -
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский
«ФОРМРОВАИНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
"Учимся общаться"
Продолжительность проекта: Долгосрочный сентябрь - май .
Участники проекта:
дети средней группы,
воспитатель Чернышева Л.Б.
родители воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать
легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать;
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома.
То развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Поиск более эффективных приёмов и методов образовательной работы по
формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного
возраста реализуемых в ДОУ и семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
*разработать систему образовательной работы по
формированию у детей среднего дошкольного возраста
коммуникативных навыков;
*отобрать игры, направленные на улучшение качества
образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;
* привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей;
*способствовать созданию предметно-развивающей
среды в домашних условиях и детском саду.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап
Информационно-аналитическое обеспечение проекта
Задачи: сбор и анализ информации, анализ
и совершенствование предметно-игровой деятельности.
2 этап
Работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных навыков
через игровую деятельность
3 этап
работа с родителями
Задача: создание единого образовательного пространства «детский
сад - семья» для формирования коммуникативных навыков у детей.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
*Изучение передового педагогического опыта работы по формированию
коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
*Подбор методов педагогической диагностики детей.
*Анализ результатов начальной диагностики.
*Создание в группе предметно-игровой среды.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
*Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков
у детей среднего дошкольного возраста.
*Создание картотек подвижных, дидактических, словесных,
театрализованных игр, игр-драматизаций,
игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и
навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых
и режиссерских игр.
*Разработка консультативного материала для родителей.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
*Проведение диагностики развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.
*Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через игры.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Включение родителей в непосредственное общение с детьми.
*Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
*Подведение итогов проекта.
*Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ
Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности
реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.
Непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. Дают богатый материал для развития диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью,
совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и формированию грамматического строя языка.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В этих играх ребенок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли,
упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя
свои «пьески».
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ
Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не
только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-
драматизации.
Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
*проведение совместных мероприятий, мастер-классов, практикумов,
консультаций, родительских гостиных,
*оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития
навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных
навыков»;
*оформление тематических выставок, стендов, дидактического материала;
*проведение Дней открытых дверей;
*совместные посиделки, чаепития. Положительная установка взаимодействующих сторон
на совместную работу.
Задачи
Формы работы с детьми и родителями
Дата
Кто проводит
Создание атмосферы праздника для детей и родителей.
«Арбузник»
Фотовыставка«Наш праздник».
Картотека игр «социально-коммукативное развитие»
Сентябрь
Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером.
«День именинника»
Игра импровизация по сказке «Колосок»
Праздник осени.
Октябрь
Родители. Косарева Е.М
Давыдова М.Л
Формировать диалогическую и связную речь; умение отчетливо и внятно произносить слова.
Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Помочь родителям установить эмоционально-тактильный контакт в совместной с детьми двигательной деятельности.
Игра драматизация «Как котенок маму искал».
Конкурс «Волшебный театр».
Развлечение «Вместе с бабушкой Ягой».
Ноябрь
Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Родители
Кляусова Т.Б
Чернышева Л.Б
Создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.
Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, родителей и детей. Укрепление связей детского сада и семьи.
Театр «Экологическая сказка»
Н.Челны.
Конкурс «Новогодний костюм»
Театральная постановка.
Конкурсы: «Новогодняя открытка», «Игрушка для елки»
Декабрь.
Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Давыдова М.Л
Родители
Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей. Образное мышление. Творческое воображение. Выразительную речь.
«Мы мороза не боимся»
Спортивное развлечение.
«Колядки», развлечение в детской библиотеке
Январь.
Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Вотинова Л.В
Развивать ловкость, быстроту, внимание, мышление, творческие способности детей, через участие в конкурсах, эмоциональное настроение, чувство радости.
Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития.
«Не перевелись ещё богатыри на Руси
Родительская гостиная
«Сам себе логопед».
Февраль
инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней
Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.
Книжкина неделя.
Тетрализованная постановка «Заюшкина избушка»
Март.
Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Давыдова М.Л
Наберухина Е.Н
родители
подвести итоги за прошедший год о взаимодействии воспитателя и родителей.
выявить индивидуальные особенности в развитии детей и наметить пути их развития; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.
«Фестиваль детских достижений,».
апрель Чернышева Л.Б.
Формировать опыт социального взаимодействия. Воспитывать справедливое отношение друг к другу. Развивать способность к сопереживанию. Учить управлять своими чувствами и эмоциями.
Когда мои друзья со мной»
Май.
инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.
Литература и интернет-ресурсы
-
Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
-
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.
-
Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
-
Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Педагогика, 1997.
-
Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 19
-
Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. - М.: Просвещение, 2004.
-
Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещениеf
-
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976
-
Григорьева Юлия Сергеевна