Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»


«Ввести ребенка в мир человеческих отношений -

одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский

«ФОРМРОВАИНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

"Учимся общаться"



Продолжительность проекта: Долгосрочный сентябрь - май .

Участники проекта:

дети средней группы,

воспитатель Чернышева Л.Б.

родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать

легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать;


ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома.

То развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Поиск более эффективных приёмов и методов образовательной работы по

формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного

возраста реализуемых в ДОУ и семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

*разработать систему образовательной работы по

формированию у детей среднего дошкольного возраста

коммуникативных навыков;

*отобрать игры, направленные на улучшение качества

образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;

* привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей;

*способствовать созданию предметно-развивающей

среды в домашних условиях и детском саду.


ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап

Информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи: сбор и анализ информации, анализ

и совершенствование предметно-игровой деятельности.


2 этап

Работа с детьми

Задача: развитие у детей коммуникативных навыков

через игровую деятельность


3 этап

работа с родителями

Задача: создание единого образовательного пространства «детский

сад - семья» для формирования коммуникативных навыков у детей.


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА



*Изучение передового педагогического опыта работы по формированию

коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.


*Подбор методов педагогической диагностики детей.


*Анализ результатов начальной диагностики.


*Создание в группе предметно-игровой среды.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА


*Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков

у детей среднего дошкольного возраста.


*Создание картотек подвижных, дидактических, словесных,

театрализованных игр, игр-драматизаций,

игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и

навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых

и режиссерских игр.


*Разработка консультативного материала для родителей.



РАБОТА С ДЕТЬМИ

*Проведение диагностики развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

*Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через игры.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Включение родителей в непосредственное общение с детьми.

*Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

*Подведение итогов проекта.

*Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности

реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.

Непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. Дают богатый материал для развития диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру


СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью,

совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и формированию грамматического строя языка.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

В этих играх ребенок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли,

упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя

свои «пьески».


ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не

только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-

драматизации.

Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.


СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

*проведение совместных мероприятий, мастер-классов, практикумов,

консультаций, родительских гостиных,


*оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития

навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных

навыков»;


*оформление тематических выставок, стендов, дидактического материала;


*проведение Дней открытых дверей;


*совместные посиделки, чаепития. Положительная установка взаимодействующих сторон

на совместную работу.



Задачи

Формы работы с детьми и родителями

Дата

Кто проводит

Создание атмосферы праздника для детей и родителей.


«Арбузник»

Фотовыставка«Наш праздник».

Картотека игр «социально-коммукативное развитие»


Сентябрь

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером.


«День именинника»

Игра импровизация по сказке «Колосок»

Праздник осени.


Октябрь

Родители. Косарева Е.М


Давыдова М.Л

Формировать диалогическую и связную речь; умение отчетливо и внятно произносить слова.

Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Помочь родителям установить эмоционально-тактильный контакт в совместной с детьми двигательной деятельности.


Игра драматизация «Как котенок маму искал».

Конкурс «Волшебный театр».

Развлечение «Вместе с бабушкой Ягой».


Ноябрь

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Родители


Кляусова Т.Б

Чернышева Л.Б

Создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.


Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, родителей и детей. Укрепление связей детского сада и семьи.

Театр «Экологическая сказка»

Н.Челны.

Конкурс «Новогодний костюм»

Театральная постановка.

Конкурсы: «Новогодняя открытка», «Игрушка для елки»


Декабрь.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Давыдова М.Л

Родители



Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота.


Развивать эмоционально-чувственную сферу детей. Образное мышление. Творческое воображение. Выразительную речь.

«Мы мороза не боимся»

Спортивное развлечение.

«Колядки», развлечение в детской библиотеке


Январь.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.


Вотинова Л.В


Развивать ловкость, быстроту, внимание, мышление, творческие способности детей, через участие в конкурсах, эмоциональное настроение, чувство радости.


Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития.

«Не перевелись ещё богатыри на Руси


Родительская гостиная

«Сам себе логопед».


Февраль

инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.


Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней


Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Книжкина неделя.


Тетрализованная постановка «Заюшкина избушка»


Март.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Давыдова М.Л

Наберухина Е.Н

родители


подвести итоги за прошедший год о взаимодействии воспитателя и родителей.

выявить индивидуальные особенности в развитии детей и наметить пути их развития; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.



«Фестиваль детских достижений,».

апрель Чернышева Л.Б.


Формировать опыт социального взаимодействия. Воспитывать справедливое отношение друг к другу. Развивать способность к сопереживанию. Учить управлять своими чувствами и эмоциями.

Когда мои друзья со мной»

Май.

инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.


Литература и интернет-ресурсы


  1. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.


  1. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.

  2. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

  3. Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Педагогика, 1997.

  4. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 19

  5. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. - М.: Просвещение, 2004.


  1. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещениеf

  2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976

  3. Григорьева Юлия Сергеевна


© 2010-2022