ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

1. Образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

2. Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

3. Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда -часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особе

Назначение и цели организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей,

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,

- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность,

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос-лых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, ме-бель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе тех-нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное

оздоровительное оборудование

трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависи-мости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможостей детей;

полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе де-тей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, по-собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной

Предметное содержание Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные

Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;

- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выхо-дящим за рамки его возрастной компетенции;

- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые сред-ства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации,

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО12.

Примерный перечень зон для организации РППС:

- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материлами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

- для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Изменении е Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.

Обеспечение

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция - игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборно-сти, включенности в социум.

Формирование предметного содержания РППС ДОО

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль - это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

РППС может включать следующие функциональные модули:

 «Игровая»;

 «Физкультура»;

 «Музыка»;

 «Творчество»;

 «Логопед»;

 «Психолог»;

 «Уличное пространство»;

 «Бассейн».

Функциональный модуль «Игровая»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

 организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

 включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

 формирование и коррекция индивидуального развития детей;

 создание условий для гармоничного развития детей.

Для родителей:

 организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;

 создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи

Функциональный модуль «Физкультура»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

 способствование правильному формированию опорно-двигательного аппа-рата;

 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

 ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.

Для родителей:

 способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

 ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний

Функциональный модуль «Музыка»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

 приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

 воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

 формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;

 приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности.

Для родителей:

 приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

 воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

 приобщение к различным видам музыкальной культуры

Функциональный модуль «Творчество»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

 развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

 развитие детского творчества;

 развитие продуктивной деятельности детей - аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.

Для родителей:

 развитие творческой активности детей в различных видах деятельности

Функциональный модуль «Уличное пространство»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

 организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития;

 организация занятий дошкольников для физического развития и укрепления здоровья.

Для родителей:

 организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития


© 2010-2022