Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми »

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»



Консультация для воспитателей

« Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми »



Воспитатель:

Кашапова Г.С.











Декабрь, 2015г.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК БЫТЬ?

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка? Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания и т. д.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы взаимодействия могут способствовать формированию у ребёнка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка

Критерии оценки

Гиперактивный ребёнок

Тревожный ребёнок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определённых случаях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряжённые движения

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность,

импульсивность.

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

  2. Не слушает, когда к нему обращаются.

  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

  4. Испытывает трудности в организации.

  5. Часто теряет вещи.

  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ

Проявление гиперактивного ребёнка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие и

каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите. Чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижны- ми играми.

Конечно же воспитатели детских садов обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Занятия в подготовительной к школе группе продолжаются 30-35 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребёнок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если после выполнения 2-3-х заданий провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый. Поэтому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.

  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки

  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.

  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).


© 2010-2022