Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему Ткани

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОД для старших дошкольников «Ткани»

Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с традиционным текстильным ремеслом родного края.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину.

Развивающие:

  • развивать любознательность, интерес к истории родного края;

  • создавать условия для развития мелкой моторики рук, внимания и умения подбирать цветовые сочетания.

Образовательные:

  • познакомить детей со старинным процессом обработки льна;

  • учить приемам ручного ткачества;

  • расширять сведения детей о текстильном производстве Ивановского края и гербе города Иваново.

Используемые методы и приемы: фронтальная беседа, познавательно-двигательное упражнение, показ педагогом, практическая работа, показ иллюстраций, создание и решение проблемной ситуации.

Оборудование: проектор, компьютер для педагога, компьютерная презентация, рамки (по числу детей )с натянутыми нитями основы и несколькими рядами утка, нитки вязальные разных цветов, нарезанные по 15 см, серия картинок с этапами старинного способа обработки льна.

Конспект НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вхождение. Организационный момент. Приветствие.

Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность

Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга аплодисментами. А теперь поклонимся друг другу и сядем на стульчики.

Дети подходят к воспитателю, хлопают, кланяются и садятся.

Целеполагание, постановка задач

Обращает внимание детей на экран.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Может быть, кто-то из вас знает, что это такое?

- Правильно! Это герб нашего города Иваново. В старину рыцари на своих щитах изображали то животное, на которое они хотели быть похожими - льва, медведя. А потом эти рисунки на щитах стали называть гербами, и они стали передаваться от отца к сыну. А теперь у каждого города есть свой герб. И он может многое рассказать о том, чем знаменит город. Посмотрите, чем же знаменит наш город? Эта женщина - пряха, она прядет нитки, из которых потом сделают ткань. Значит в нашем городе что делают?

- Правильно. Наш город знаменит своими тканями и фабриками, где их делают. Вы хотите сами попробовать делать ткань?

- Тогда давайте приготовимся.

Дети смотрят на экран.

- Это герб.

Дети смотрят на экран и слушают.


- Нитки, ткань.

- Да.

Подготовка к усвоению нового материала.

Воспитатель говорит и показывает движения:

Мы возьмем большой квадрат

И натянем нитки

Будем быстро- быстро ткать -

Мы ведь не улитки

Так - основа, так - уток,

Мы запомним сразу!

Мы соткем такую ткань,

Что приятно глазу!

Дети повторяют движения за воспитателем Показывают руками квадрат

Маршируют

Машут согнутыми руками, имитируя движения челнока, грозят пальчиком

Движения руками вертикально и горизонтально

Маршируют

Хлопают в ладоши

Кланяются

Операционный этап

Усвоение новых знаний

Звучит русская народная музыка, воспитатель приглашает детей сесть за стол. Выдает детям рамки с натянутыми нитями основы и несколькими рядами утка.

- В старину ткали на больших ткацких станках, а у нас вот такие красивые рамочки.

Воспитатель показывает, как нужно ткать, продевая нити утка через нити основы.

- Ниточки, которые натянуты сверху вниз, называются «основа», на них и держится ткань. А те нитки, которые мы продеваем - это уток. Они придают ткани цвет. Перед вами уже нарезанные ниточки разных цветов. Следите, чтобы у вас было красивое сочетание. Можно делать однотонную ткань. Тогда вы будете брать нити одного цвета. А можно чередовать - ниточка красная, ниточка желтая. Или по две ниточки брать. Выбирайте, как будет красивей.

Дети садятся за стол, берут рамки.

Дети пробуют ткать.

Закрепление новых знаний

- Какие молодцы! Настоящие ткачи. Что вы сейчас делали ребята?

- А почему же ткань называется тканью, кто догадался?

- Правильно. А из чего же делают ткань?

- Да. А нитки делают из растений льна и хлопка. Давайте повторим: лен , хлопок.

- А откуда же берутся эти растения лен и хлопок?

- Верно! Посмотрите, пожалуйста, похожи ли наши ниточки на растения?

- Вы хотите узнать, как же человек превращает растения в нитки и ткань?

- Тогда давайте поиграем. Я буду рассказывать и показывать, а вы делайте вместе со мной.

- Мы делали ткань.

- Мы ткали.

- Потому что ее ткут.

- Из ниток.

Дети повторяют: «Лен, хлопок».

- Их выращивают люди.

- Нет.

- Да.

Воспитатель говорит и показывает движения, имитирующие работы по переработке льна.

Вот маленькое зернышко посадим в землю мы,

Польем росточек бережно, прополем от травы,

И вырос нам из зернышка высокий стебелек,

Берите серпы острые, срежем под корешок!

Теперь нам надо стебель измять и истрепать,

Чтоб серединку мягкую из-под коры достать.

Расчешем серединку мы, мягкую кудель,

Совьем из нее ниточку и будем ткать весь день.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Имитация движений по посадке семени, поливу и прополке

Поднимаем лицо кверху, показываем руками высоту, имитация движений работы серпом

Показываем, как мы мнем и треплем стебелек, очищаем от коры, поглаживаем и причесываем,

прядем нить и ткем.

Обобщение и систематизация

- Ну, а ткать мы с вами уже умеем, правда?

Воспитатель приглашает детей к столу, показывает им картинки с этапами старинного способа обработки льна.

- Что здесь нарисовано?

- Правильно. Только здесь все картинки перепутаны. Давайте расставим их по порядку. Что сначала?

- А потом?


- Да.

Дети подходят к столу, рассматривают картинки.

- Как делают ткань.

- Сначала сажают семена.

- Поливают, ухаживают за ними, потом собирают, мнут и расчесывают. Потом делают ниточки и ткут ткань.

Дети рассказывают по картинкам и раскладывают их в нужной последовательности.

.

Аналитический этап

Рефлексия

- Ребята! Что же показано на этих картинках?

- А кто помнит, из каких растений делают ткани?

- А что мы с вами научились делать?

- Что вам понравилось больше всего?

- А кто вспомнит, что нарисовано на гербе нашего города?

- Ребята, почему же она нарисована именно на нашем гербе?

Обращает внимание детей на экран.

- Да. Правильно, наш город Иваново знаменит своими тканями и фабриками, где все делают машины - и прядут нитки, и ткут ткани, и красят их тоже специальные машины. Как вы считаете, интересная ли это работа - делать ткань, работать на фабрике?

- А почему?

- Как делают ткань.

- Лен и хлопок.

- Ткать ткань.

- Ткать, играть в посадку льна.

- Женщина, которая делает нитки.

- Потому что в нашем городе делают ткань.

Дети смотрят на экран.

- Интересная.

- Потому что там много машин, красивых тканей.

Подведение итогов

- Нужная ли это работа? Зачем нам ткачи, прядильщики, изобретатели новых ткацких машин и станков?

- А для чего?

- Значит, вот почему все уважают и хвалят наш город. Потому что у нас…

- Да, нужны.

- Чтобы у всех людей была ткань, чтобы все могли сшить красивую одежду.

- Много фабрик, где делают для всех хорошую ткань.


© 2010-2022