- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему Ткани
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему Ткани
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шакирова Е.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НОД для старших дошкольников «Ткани»
Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с традиционным текстильным ремеслом родного края.
Задачи:
Воспитательные:
-
воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину.
Развивающие:
-
развивать любознательность, интерес к истории родного края;
-
создавать условия для развития мелкой моторики рук, внимания и умения подбирать цветовые сочетания.
Образовательные:
-
познакомить детей со старинным процессом обработки льна;
-
учить приемам ручного ткачества;
-
расширять сведения детей о текстильном производстве Ивановского края и гербе города Иваново.
Используемые методы и приемы: фронтальная беседа, познавательно-двигательное упражнение, показ педагогом, практическая работа, показ иллюстраций, создание и решение проблемной ситуации.
Оборудование: проектор, компьютер для педагога, компьютерная презентация, рамки (по числу детей )с натянутыми нитями основы и несколькими рядами утка, нитки вязальные разных цветов, нарезанные по 15 см, серия картинок с этапами старинного способа обработки льна.
Конспект НОД:
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Вхождение. Организационный момент. Приветствие.
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность
Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга аплодисментами. А теперь поклонимся друг другу и сядем на стульчики.
Дети подходят к воспитателю, хлопают, кланяются и садятся.
Целеполагание, постановка задач
Обращает внимание детей на экран.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Может быть, кто-то из вас знает, что это такое?
- Правильно! Это герб нашего города Иваново. В старину рыцари на своих щитах изображали то животное, на которое они хотели быть похожими - льва, медведя. А потом эти рисунки на щитах стали называть гербами, и они стали передаваться от отца к сыну. А теперь у каждого города есть свой герб. И он может многое рассказать о том, чем знаменит город. Посмотрите, чем же знаменит наш город? Эта женщина - пряха, она прядет нитки, из которых потом сделают ткань. Значит в нашем городе что делают?
- Правильно. Наш город знаменит своими тканями и фабриками, где их делают. Вы хотите сами попробовать делать ткань?
- Тогда давайте приготовимся.
Дети смотрят на экран.
- Это герб.
Дети смотрят на экран и слушают.
- Нитки, ткань.
- Да.
Подготовка к усвоению нового материала.
Воспитатель говорит и показывает движения:
Мы возьмем большой квадрат
И натянем нитки
Будем быстро- быстро ткать -
Мы ведь не улитки
Так - основа, так - уток,
Мы запомним сразу!
Мы соткем такую ткань,
Что приятно глазу!
Дети повторяют движения за воспитателем Показывают руками квадрат
Маршируют
Машут согнутыми руками, имитируя движения челнока, грозят пальчиком
Движения руками вертикально и горизонтально
Маршируют
Хлопают в ладоши
Кланяются
Операционный этап
Усвоение новых знаний
Звучит русская народная музыка, воспитатель приглашает детей сесть за стол. Выдает детям рамки с натянутыми нитями основы и несколькими рядами утка.
- В старину ткали на больших ткацких станках, а у нас вот такие красивые рамочки.
Воспитатель показывает, как нужно ткать, продевая нити утка через нити основы.
- Ниточки, которые натянуты сверху вниз, называются «основа», на них и держится ткань. А те нитки, которые мы продеваем - это уток. Они придают ткани цвет. Перед вами уже нарезанные ниточки разных цветов. Следите, чтобы у вас было красивое сочетание. Можно делать однотонную ткань. Тогда вы будете брать нити одного цвета. А можно чередовать - ниточка красная, ниточка желтая. Или по две ниточки брать. Выбирайте, как будет красивей.
Дети садятся за стол, берут рамки.
Дети пробуют ткать.
Закрепление новых знаний
- Какие молодцы! Настоящие ткачи. Что вы сейчас делали ребята?
- А почему же ткань называется тканью, кто догадался?
- Правильно. А из чего же делают ткань?
- Да. А нитки делают из растений льна и хлопка. Давайте повторим: лен , хлопок.
- А откуда же берутся эти растения лен и хлопок?
- Верно! Посмотрите, пожалуйста, похожи ли наши ниточки на растения?
- Вы хотите узнать, как же человек превращает растения в нитки и ткань?
- Тогда давайте поиграем. Я буду рассказывать и показывать, а вы делайте вместе со мной.
- Мы делали ткань.
- Мы ткали.
- Потому что ее ткут.
- Из ниток.
Дети повторяют: «Лен, хлопок».
- Их выращивают люди.
- Нет.
- Да.
Воспитатель говорит и показывает движения, имитирующие работы по переработке льна.
Вот маленькое зернышко посадим в землю мы,
Польем росточек бережно, прополем от травы,
И вырос нам из зернышка высокий стебелек,
Берите серпы острые, срежем под корешок!
Теперь нам надо стебель измять и истрепать,
Чтоб серединку мягкую из-под коры достать.
Расчешем серединку мы, мягкую кудель,
Совьем из нее ниточку и будем ткать весь день.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Имитация движений по посадке семени, поливу и прополке
Поднимаем лицо кверху, показываем руками высоту, имитация движений работы серпом
Показываем, как мы мнем и треплем стебелек, очищаем от коры, поглаживаем и причесываем,
прядем нить и ткем.
Обобщение и систематизация
- Ну, а ткать мы с вами уже умеем, правда?
Воспитатель приглашает детей к столу, показывает им картинки с этапами старинного способа обработки льна.
- Что здесь нарисовано?
- Правильно. Только здесь все картинки перепутаны. Давайте расставим их по порядку. Что сначала?
- А потом?
- Да.
Дети подходят к столу, рассматривают картинки.
- Как делают ткань.
- Сначала сажают семена.
- Поливают, ухаживают за ними, потом собирают, мнут и расчесывают. Потом делают ниточки и ткут ткань.
Дети рассказывают по картинкам и раскладывают их в нужной последовательности.
.
Аналитический этап
Рефлексия
- Ребята! Что же показано на этих картинках?
- А кто помнит, из каких растений делают ткани?
- А что мы с вами научились делать?
- Что вам понравилось больше всего?
- А кто вспомнит, что нарисовано на гербе нашего города?
- Ребята, почему же она нарисована именно на нашем гербе?
Обращает внимание детей на экран.
- Да. Правильно, наш город Иваново знаменит своими тканями и фабриками, где все делают машины - и прядут нитки, и ткут ткани, и красят их тоже специальные машины. Как вы считаете, интересная ли это работа - делать ткань, работать на фабрике?
- А почему?
- Как делают ткань.
- Лен и хлопок.
- Ткать ткань.
- Ткать, играть в посадку льна.
- Женщина, которая делает нитки.
- Потому что в нашем городе делают ткань.
Дети смотрят на экран.
- Интересная.
- Потому что там много машин, красивых тканей.
Подведение итогов
- Нужная ли это работа? Зачем нам ткачи, прядильщики, изобретатели новых ткацких машин и станков?
- А для чего?
- Значит, вот почему все уважают и хвалят наш город. Потому что у нас…
- Да, нужны.
- Чтобы у всех людей была ткань, чтобы все могли сшить красивую одежду.
- Много фабрик, где делают для всех хорошую ткань.