Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МҚКК «Павлодар қаласының №35 сәбилер бақшасы»

ГККП «Ясли-сад №35»








Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Усатенко В.В.







2012-2013 уч год

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Игра делиться на несколько стадий:

1 стадия

Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 стадия

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре

3 стадия

В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр дети усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях , так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

  • сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом", " Назови три предмета" требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия", то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре "Угадай, что мы задумали", необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: "да" или "нет". Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.

В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре " Кто построил этот дом?" дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

- мотивационный (желание узнавать новое);

- практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу";

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

Дидактические игры, по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Тема недели

Умственное развитие

Мотивационный компонент

Практический компонент

"Техника"

Игра: "Умные машины"

Цель:- закрепление тематического словаря

- различение и называние технических средств, которые помогают людям

Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники.

Подбор изображения транспорта на картинке с изображением.

- группировать машины по признакам: по их назначению.

"Овощи и фрукты"

Игра: "Магазин"

Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения

- соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием

Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме.

Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор - овощи

"Сказки"

Игра: "Из каких мы сказок?"

Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.

- учить понимать вопросы и отвечать на них

Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора.

Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно-контрольные навыки деятельности у детей.

"Времена года"

Игра: "Времена года"

Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение

-учить устанавливать причинно следственные связи

Выбрать то, что соответствует данному времени года.

Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.

"Части тела"

Игра: "Знаешь ли ты себя?

Цель: закреплять названия частей тела

- запоминать и соотносить их мысленно.

Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок

Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека.


"Словесные игры"

Игра: "Придумай предложение"

Цель:

совершенствовать речевую активность,

- увеличивать словарный запас слов.

- развивать внимание,

Быстро придумать, сказать предложение.

Передача мяча после составления полного предложения.

"Логика"

Игра " Да -Нет"

Цель: учить детей мыслить;

- логично ставить вопросы;

- делать правильные умозаключения.

Ответ на вопросы словами только "да" или "нет".

Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности.

"Учись объяснять"

Игра "Для чего нужен предмет?"

Цель: Учить детей сравнивать предметы;

-узнавать предметы по описанию

Сравнивание предметов по признакам сходства и различия.

Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры.

"Растения" (комнатные полевые садовые)

Игра: "Какое растение?"

Цель: - называние растений

-отнесение растений к их родовому отношению

Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка нарисованного растения с родителями дома

Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением нарисованным ребенком с родителями.

"Животные" (домашние, дикие)

Игра: "Помогите животным найти свой дом"

Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных.

Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: "где живет лиса?" лиса живет в лесу. Уточняют значение "дом" и "дикие, домашние животные"

"Одежда и обувь"

Игра: "Помоги Незнайке"

Цель:

- активизировать словарь детей

- учить понимать вопросы и отвечать на них

- развивать внимание

Педагог говорит детям: "незнайка собрался на прогулку, но не знает что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку"

Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви.


"Человек"

(части тела)

Игра: "Запомни и найди"

Цель:

- учить детей находить одинаковые изображения

- закреплять названия частей тела

- запоминать и соотносить их мысленно.

Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела.

Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке.

"Продукты питания"

Игра: "Посылка"

Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию.

Предварительный сбор муляжей продуктов питания

Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение.

"Посуда"

Игра: "Кайди картинку"

Цель: - активизировать словарь

-совершенствовать навык глобального чтения

- развивать внимание

Совместный подбор картинок с изображением посуды

Чтение табличек с названием посуды, показ правильной картинки

"Мебель"

Игра: "Кукла Маша купила мебель"

Цель: - называние предметов мебели

- соотнесение мебели с геометрическими фигурами.

Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели.

Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами.

"Дом"

Игра: "Мишкин дом"

Цель: - расширение словаря детей

-называние частей дома

Подготовка игрушечного дома, мебели для дома.

Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки.

"Семья"

Игра: "Узнай по фотографии"

Цель: - называние членов семьи

- выявление знаний о родственных отношений.

Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями.

Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку.

"Профессии"

Игра: "Кому что надо?"

Цель: - уточнение представления детей о профессиях

- учить называть функции и свойства предметов.

Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми.

Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство - дает детям врач.

"Улица"

Игра: " Какие бывают улицы?"

Цель: расширение словаря детей

- уточнение представлений об улицах.

Рассмотрение городских и сельских улиц.

Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц.


"Гигиена"

Игра: "Трубочист"

Цель:- уточнять представления о гигиене

- учить правильно, одеваться, умываться, вытираться.

Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой.

Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены.

"Насекомые, птицы"

Игра: "Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?"

Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов

- учить аналитическому чтению.

Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц.

Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками.

"Школьные принадлежности"

Игра: "Буратино идет в школу"

Цель: - расширение словаря детей

-уточнение знаний школьных принадлежностей

Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе.

Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей.

Корней Чуковский говорил, что ребенок играет не только камешками, кубиками и куклами, но и мыслями.

«Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».

(С. Т. Шацкий).

© 2010-2022