Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 комбинированного вида «Березка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан



Авторская дополнительная программа

Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Целевая группа: дошкольники 5-6- лет

Автор мастер-классов:

старший воспитатель

Тухватуллина Инна Александровна

высшая квалификационная категория



Чистополь - 2015



Пояснительная записка

Курс разработан на основе современных научных подходов к оздоровлению и воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. В программе нашли продолжение и развитие идеи развивающей педагогики оздоровления В.Т. Кудрявцева («Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм»). Автором был рационально и критически осмыслен опыт нетрадиционных практик развития и оздоровления, которые оформились в истории человеческой культуры, в частности в восточной психотехнике. Также использованы ключевые моменты программы «Расти здоровым» Санкт-Петербургской школы валеологов под руководством Г.К. Зайцева. В программу включены не только оздоровительные, но и познавательные моменты, способствующие социально-личностному развитию ребенка, основываясь на разработки программы «Здравствуй», М.Л.Лазарева, курса «Познаю себя» М.В. Корепановой, Е.В. Харламовой образовательной системы «Школа 2100» Л. Петерсон.

Авторская программа «Здоровье с улыбкой» физической и социально-личностного оздоровления детей 5-6 лет, апробированная в течение нескольких лет, дает педагогу возможность для творческого подхода к выбору содержания и методов работы, позволяет учитывать возраст и индивидуальные особенности детей. Практические разработки методического пособия богаты новаторскими идеями. Научно-методологической базой программы является авторская теория корейского ученого, академика Международной Академии Наук, почетного доктора университета физической культуры, профессора Пак Чжэ Ву с основами Су Джок терапии, твист терапии, улыбкамедитации. Данная программа представляет собой принципиально новую технологию оздоровления детей в детском саду и семье.

Цель программы - гармоничное развитие ребенка, его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни, где сами оздоровительные методики - только практическая часть новых навыков и умений заботы о себе, органично вытекающих из внутренних потребностей человека. Содержание профилактических и оздоровительных методик программы представляет собой основы Су Джок терапии, твист терапии, улыбкамедитации, которые в последние годы получили широкое распространение и становятся базовыми знаниями каждого человека во многих странах мира.

Физиологические основы Су Джок терапии заключаются в следующем: на кисти и стопы проецируется весь человек (все внутренние органы и опорно-двигательный аппарат - так называемый «сенсорный гомунгулус»); при возникновении дисгармоничного состояния или заболевания в каком-либо органе, части тела человека на кистях и стопах возникает отражение данной дисгармонии, патологии в виде точечных зон повышенной чувствительности - гиперстезированные зоны Пака.

Наши дети уже в третьем тысячелетии стали настоящими первооткрывателями, и учатся оздоравливать себя сами. Очень интересно проходят в детском саду познавательные занятия-тренинги с использованием знаний по Су Джок терапии. Дети открывают волшебное воздействие различных семян: гречихи, риса, пшеницы, яблочных зерен, арбуза на лечебных точках кистей и стоп. Это еще один эффективный метод профилактики и лечения многих заболеваний. Педагог удивляет детей тем, что в таком маленьком зернышке таится огромная сила и любовь к человеку, помогающая ему не болеть. Ребенок очарован великой силой природы к человеку. Но самым увлекательными занятиями, поистине творческими с использованием знаний по Су Джок терапии являются эксперименты с цветом. Дошкольники знакомятся с цветотерапией, задавая массу вопросов: «Почему?» Почему рисуем носик на руке зеленым цветом, чтобы насморк прошел. А что это за волшебные энергетические красные точки-пятнашки, которые защищают нас от коварного вируса гриппа, и повышают наш иммунитет?

Физиологические основы твист терапии заключаются в следующем: наблюдая за танцами детей, движениями рук и ног, нас заинтересовала связь танцев со здоровьем человека. Заболевает человек. Первый признак, какой? Руки опускаются, ноги тяжелеют. Словно силы в них поубавилось. Нам стало интересно, насколько тесно связаны такие проявления с физиологией, и поставили перед собой задачу отыскать такие связи, если они существуют, и научиться пользоваться ими, как пультом дистанционного управления, воздействуя через руку и ногу на весь организм. Представляете, мы нашли ответ на поставленный вопрос! В арсенале здоровьесберегающих технологий в настоящее время появился новый нетрадиционный вид гимнастики - твист-гимнастика. Пак Чжэ Ву пишет, что среди всех движений человеческого организма скручивающие движения (твист) являются особенно важными благодаря своей способности активизировать систему спиральной энергетической сети человека, которая играет ведущую роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Твист-гимнастика включает минимальное количество движений, каждое из них обладает высокой эффективностью действия. Важное место отводится твисту позвоночника. Он, участвующий в любых твист-движениях тела, содержит в области каждого позвонка системы соответствия внутренним органам. Правильно выполняемый твист позвоночника способствует профилактике нарушений осанки, заболеваний опорно-двигательного аппарата, лечению внутренних органов. Оздоровительные твист упражнения необходимо сопровождать улыбкамедитацией. Эффект их значительно повышается.

Медитация Улыбка позволяет человеку осознать свою улыбающуюся природу и увидеть улыбку в каждом объекте этого мира, в каждом моменте, в любой ситуации. В свою очередь такое видение способствует ясному, целостному пониманию картины мира, решению проблем, избавлению от страданий. Поскольку силы не тратятся на борьбу и переживания, возрастают работоспособность и творческая активность, улучшается здоровье и отношения в семье, коллективе, появляются спокойствие, концентрация и целостность. Вся жизнь наполняется улыбкой и удивлением.

Обучение улыбке - это важный вопрос на любом этапе жизненного цикла человека. В первые три года жизни воспитание улыбки особенно важно. Если упустить этот момент, пострадает не только ребенок, но и его родители, общество, в котором этому ребенку во взрослом состоянии будет непросто себя найти. В детском саду мы отмечаем Международные дни улыбки. Это подходящее время для начала утверждения мира улыбки. Чтобы привить культуру улыбки во всем мире, целесообразно начинать улыбаться вместе в Международные дни улыбки. Профессор выделяет 16 таких праздников (по четыре раза в год по четыре дня): дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Празднуя четыре дня улыбки в детском саду, а в этом году он был 20, 21, 22, 23 сентября, у нас первый день - это улыбка души, которую дети воплощали в своих рисунках, а психолог совместно с педагогическим коллективом провели акцию «Подари свою улыбку» и оформили фотопанораму улыбающихся детей в своих группах. Следующий день - это улыбка разума. В этот день воспитатели проявили мастерство в организации развлекательных досугов, таких как «Юморина», «Путешествие в веселую страну Вообразилию», где дети рассказывали забавные, а порой просто смешные истории из жизни своей семьи. Третий день - это улыбка тела. Это был настоящий карнавал танцев с улыбкой «Солнце - источник жизни на Земле», «Путешествие по реке Времени». Танец и оздоровительная гимнастика превращался в акт творчества. Ребенок выражал через движение свои чувства: радость, удовольствие или гнев и злобу. Злоба может вылиться в танце совсем в другой энергичный и красивый образ. Так, в этюде «Танец огня» под стремительные и волнующие ритмы музыки Ванессы Мэй, дети «рисовали» лентами в пространстве свои чувства и переживания. Мы развиваем в детях легкость и гибкость тела, снимаем мышечные зажимы, даем ребенку ощущение свободы и радости, стимулируем моторное и эмоциональное самовыражение. Четвертый день - это Улыбка жизни. В этот день мы старались поделиться своей улыбкой с тем, кому ее не хватает. «День Добрых дел», так мы выражали свою любовь и внимание тому, кто так в этом нуждался.

Посмотрите в глаза ребенка - они удивляются, блестят. Теперь он точно знает, что природа приготовила для него подарок - волшебную улыбку жизни, что, путешествуя в мире движений, улыбаясь, используя знания Су Джок, он точно будет жизнерадостным и здоровым.

В разработке и реализации авторской программы «Здоровье с улыбкой» выражаю благодарность творческому коллективу МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида «Березка».

Отличительные особенности программы

  1. Простота обучения новым знаниям с преобладанием конкретной, наглядной информации, что является немаловажным, учитывая особенности детской психологии, и простота применения практических навыков, технически легко выполнимых, позволяют проводить обучение детей самооздоровлению, начиная с дошкольного возраста.

  2. Доступность, так как весь дидактический и практический материал рассчитан на использование доступных естественных стимуляторов, массажных ковриков, семян растений, несложных массажеров и другого нетрадиционного спортивного оборудования, сделанного руками воспитателей на доступные части тела - кисти и стопы, что делает возможным самостоятельное применение детьми полученных знаний и умений в бытовых, домашних условиях.

  3. Безопасность заключается в отсутствии каких-либо побочных действий и явлений несовместимости с другими видами оздоровления, поскольку практическая часть программы по профилактике и самооздоровлению при распространенных заболеваниях:

  • во-первых, оказывается на кисти и стопы, самые трущиеся, массируемые части тела человека, которые в повседневной жизни постоянно подвергаются естественной стимуляции;

  • во-вторых, дистанционно, то есть не на сам заболевший орган, а на его проекцию, отражение на кистях и стопах - дистанционных пультах здоровья;

  • в-третьих, неинвазивно, то есть без повреждения кожных покровов, без введения чего-либо внутрь организма ребенка;

  • в-четвертых, реализуется только через усиление уже имеющихся в организме эволюционно выработанных защитно-приспособительных ответов на патологию, то есть без вторжения в естественные системы саморегуляции человека.

  1. Высокая эффективность методик Су Джок, твист терапии и Улыбкамедитации, а именно азы включены в данную программу, позволяют в условиях дошкольных учреждений предупреждать или прерывать развитие многих распространенных социально обусловленных заболеваний, получать объективные оздоровительные, профилактические и лечебные эффекты в течение часов, минут, а в отдельных случаях, даже в первые десятки секунд.

  2. Семейный подход является неотъемлемой частью программы и заключается в обучении всех членов семьи: родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек - всех, с кем живет, повседневно контактирует ребенок, с целью:

- выполнения домашних профилактических и оздоравливающих заданий ребенку (например, в период эпидемий гриппа или после назначений медицинского работника, если имеются нарушения осанки и плоскостопие, хроническое заболевание, или при начальных признаках простуды и т.д.);

- чтобы в семье все были здоровы, и для этого умели оказывать само- и взаимопомощь при распространенных заболеваниях, которые есть практически в каждой семье;

- чтобы в семье - первом социальном опыте ребенка, стала обычным явлением самопомощь как мировоззренческий стереотип поведения, а не помощь извне (прием лекарств), что пока доминирует в большинстве семей.

6. Этапность обучения заключается в адаптации программы для каждой возрастной группы ДОУ от простых мероприятий (пассивных, подражательных) в ясельных, до активного оздоровительно-развивающего процесса (игры, занятия-тренинги, театрализованные постановки, спортивно-оздоровительные праздники и развлечения в физкультурном зале) в старших группах ДОУ.

7. Преемственность программы с проводимыми в ДОУ оздоровительными и профилактическими мероприятиями, учебно-воспитательным процессом, с медицинскими обследованиями детей в динамике, что является необходимым условием внедрения программы на научной основе.

8. Социализация программы, основанная на ее ориентированности на индивидуальные познавательные потребности индивида с целью его социальной адаптации, а также на заинтересованности общества в здоровых гражданах, направлена на конечный результат - воспитание социально активной личности, умеющей преодолевать трудности, и гармонично контактирующей со средой.

9. Формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни является главной целью программы и ее новизной, продиктованной самим временем.

Организация и методика проведения занятий с детьми

Организация занятий может иметь как самостоятельный характер, так и включенный» характер. Программа «Здоровье с улыбкой» состоит из 32 занятий (30 -тематических, 2 - итоговых) по 30 минут каждое. Занятия проводятся один раз в неделю. Учитывая, что занятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Часть занятий организована в форме вечеров развлечений для детей и родителей, а также включена в другие занятия по дошкольной подготовке. Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Хорошим дополнением является оформление в группах уголков «Здоровье с улыбкой», экспозиционных выставок семейных фотографий.

Для эффективности в реализации поставленных целей программы «Здоровье с улыбкой» необходимо использовать групповые формы работы. При этом нужно иметь в виду, что ведущим группового занятия может быть не обязательно психолог или инструктор по физическому воспитанию, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Курс программы включает аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный, оздоровительно-развивающий компоненты.

Соответственно в занятиях можно выделить следующие основные направления. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования осознавать свои чувства, причины поведения, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свое здоровье и жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Оздоровительно-развивающее направление предполагает формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Учитывая данные компоненты программы, мы представили их в следующих разделах: «Мои улыбающиеся открытия», «Мое здоровье и чудесные волшебники».

В первом разделе программы: «Мои улыбающиеся открытия» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

Во втором разделе программы «Мое здоровье и чудесные волшебники» у дошкольников формируются представления о собственном теле, осознании важности заботливого отношения к своему организму, дети знакомятся с великими волшебниками здоровья.

Таким образом, начальный курс программы «Здоровье с улыбкой» физического и социально-личностного оздоровления может рассматриваться как неотъемлемый компонент целостного развития личности детей дошкольного возраста.

Продукт инновационной деятельности: методические рекомендации к программе «Здоровье с улыбкой» с разработками конспектов занятий.

Тематическое планирование занятий для старшей группы

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Раздел 1

Мои улыбающиеся открытия

( 20 занятий)

Кто Я?

Какой Я?

Мы все разные

Школа улыбок

Я и моя семья

Я и мои друзья

Мои мечты

Я не боюсь научиться, если надо - я научусь

Я умею

Мои сказочные сны

Море Радости

Водный карнавал

Остров Улыбки

Животный мир острова Улыбки

Растительный мир острова Улыбки

Путешествие на удивительную планету

Жители удивительной планеты

Животные удивительной планеты

Растительный мир удивительной планеты

Итоговое развлечение: «Праздник Улыбки»



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

21

22

23

24

25



26

27



28

29

30

31

32

Раздел 2

Мое здоровье и чудесные волшебники

(12 занятий)

Главное чудо на свете

Великие волшебники

На зарядку - становись!

Наш друг - волшебный носик

Нос как орган обоняния и дыхания.

Профилактика и лечение насморка

Точечный массаж рук и ног

Профилактика гриппа с помощью СУ ДЖОК терапии. Энергетическое лечение.

Развлечение «Праздник Здоровья»

Полезно и вкусно

Сделай компьютер своим другом

Полезные и вредные привычки

Итоговое занятие «Коктейль Здоровья»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Предлагаем вашему вниманию мастер-классы по реализации авторской программы «Здоровье с улыбкой» раздела 1 «Мои улыбающиеся открытия»

Ход мастер-класса.

Вводная часть: Добрый день, уважаемые коллеги! Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. О чем свидетельствует обеспокоенность ученых и практиков, обусловленная статистическими данными и выводами специалистов об ухудшении состояния здоровья подрастающих поколений. И хотя в психолого-педагогической теории и практике накоплен большой опыт в области оздоровления детей дошкольного возраста, поиск эффективных технологий продолжается. В жизнь нужно «внедрять» психообразовательные программы, системы самооздоровления, которые закладывают фундамент к гармоничному развитию детей, их физическим, эмоциональным и интеллектуальным возможностям, формируют новые мировоззренческие стереотипы здорового образа жизни. Именно возраст 5-6 лет очень важен, потому что закладывается фундамент будущих интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности.

Особое внимание обращают исследователи на социально-личностное развитие дошкольника, которое неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, физического развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его отграничить от остальных видов и направлений. Потенциал ребенка в социально-личностном развитии значительно выше, чем это принято считать. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности в последующем не восполняются или восполняются с трудом. Важно то, что уже в старшем дошкольном возрасте можно способствовать воспитанию уверенности в себе, развитие положительного отно­шения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.

Ознакомившись с авторской теорией корейского ученого, академика Международной Академии Наук, почетного доктора университета физической культуры, профессора Пак Чжэ Ву с основами Су Джок терапии, твист терапии, улыбкамедитации, мы представляем вашему вниманию собой принципиально новую технологию оздоровления детей в детском саду и семье.

Основная часть. Предлагаем вам отправиться в путешествие по «Морю радости».

Раздел 1. «Мои улыбающиеся открытия»

Тема: Море Радости

Цель: формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни с использованием инновационных здоровьеразвивающих технологий: твистгимнастики, твистходьбы и улыбкамедитации.

Задачи:

- создать непринужденную, психологическую атмосферу, положитель­ный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;

- развивать саморегуляцию (концентрацию внимания);

- познакомить с каким-либо эмоциональным состоянием (настроением) радости в процессе рассматривания картинки или видеозаписи;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, пантомимике (проигрывание этюдов), умение рассказать о своих чувствах;

  • предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений;

  • нарисовать с детьми природный объект, на который они отправляют­ся или на котором находятся, используя соответствующую цветовую гамму;

  • проанализировать чувства;

- выполнять «Веселую твист-ходьбу», твист-гимнастику лежа, релаксационную гимнастику, Улыбкамедитацию, имеющие оздоровительную направленность.

Материалы к мастер-классу: аудиозаписи М.Л. Лазарева из программы «Сонатал», Д. Кабалевского «Клоуны», «Азбука настроения».

Проведение мастер-класса. Практическая часть.

Педагог: Здравствуйте! Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга волшебной песней.

Рецетирование. Звучит «Гимн восходящему солнцу».

Солнышко, взойди, румяное Припев: Здравствуй, солнце золотое!

Над лесами, над полянами, Здравствуй, небо голубое!

Над морями над глубокими, Люди с песней просыпайтесь

Над горами над высокими. И друг другу улыбайтесь.

Двигательная партитура: а) в куплете руки совершают движения, адекватные образам (солнышко, взойди - руки вверх, над полянами - в стороны, над морями - вниз и т.д. б) в конце каждой строчки куплета производятся два хлопка на том уровне, где находились руки; в) в припеве производятся одиночные хлопки в конце каждой строчки.

Эмоциональная партитура: пение производится на естественной улыбке с дополнительной активной работой мимических мышц.

Давайте подарим свою добрую, искреннюю улыбку всем присутствующим и станцуем танец «Улыбки».

Звучит фонограмма «Дружба начинается с улыбки».

Беседа:

  • Как вы думаете, почему улыбка обладает такой волшебной силой: все
    плохое превращает в хорошее?

  • А вы умеете улыбаться? Чему (кому) вы чаще всего улыбаетесь?

  • В жизни можно обойтись без улыбки? Почему?

  • В каком настроении живет улыбка?

- Правильно, улыбка живет в настроении радости. А какие настроения
вы еще знаете? (Грусть, страх, удивление, спокойствие.) Хотите с ними познакомиться поближе и узнать много нового и интересного? Тогда приготовьтесь….

Этюд «Колдунье не колдуется» из «Азбуки настроения».

- Какое выражение лица у этой колдуньи? Почему колдунье не колдуется?

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по
«Необыкновенной стране чувств». Путь нам предстоит долгий и неблизкий.
У всех хватит смелости и сил? Я думаю, что нам не помешает перед даль­ней дорогой выполнить очень полезное упражнение, которое поможет в «Необыкновенной стране чувств» лучше все услышать, рассмотреть и чувствовать.

Твист гимнастика упражнение «Заряд бодрости».

Предложите педагогам сесть (встать) свободно, вытянуть вперед два пaльчика: большой и указательный.

- Возьмитесь пальцами правой и левой руки до мочки ушей. Помассируйте ушки, выполняя спиральные движения, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!», в одну и в другую сторону (по 4 раза). А теперь опустите руки и тряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его на кончик носа, выполняем веселый танец носика, возьмите крылышки носа, выполняем вращения их, меж бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!» (4 - 8 раз), под носик, массируем и эту точку, около носика, выполняем веселый массаж. Стряхните ладошки. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда кулачок и со словами «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку (8 раз) в одну и в другую сторону. Теперь скажите: «Я все слышу! Я все вижу! Я все чувствую!»

Итак, мы отправляемся в плавание по волнам «Моря радости» с веселым капитаном.

Звучит фонограмма «Песенки о веселом капитане». Появляется веселый капитан.

Капитан: Здравствуйте! Хотите попасть на мой корабль и отправиться в путешествие? Но на корабль капитан пускает только самых веселых, радостных и улыбчивых детей, потому что я сам очень веселый человек. Ведь недаром я путешествую по «Морю радости». И поэтому я приготовил для вас задания; если вы все вместе справитесь с ними, то я с радостью приму вас на борту своего корабля. (Педагоги разыгрывают этюды.)

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и пришлось расстаться. Маль­чик остался в городе, а друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадова­лись они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбка.

Этюд «Негаданная радость»

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих маленьких детей и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!» Мама подняла руку и показала билеты. Дети сначала замерли, а потом пус­тились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения: закусить нижнюю губу, поднять брови, улыб­нуться. Смеются, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Этюд «Два клоуна»

Под музыку Д. Кабалевского «Клоуны» дети разбиваются на пары - они клоуны. Клоуны весело жонглируют кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собира­ют кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты улыбкой, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

По окончании проигрывания этюдовпроводится обсужде­ние: «Что вы чувствовали, когда изображали радость?»

  • Как билось ваше сердце?

  • Как вы дышали (дышите)?

  • Что происходило с вашими мышцами?

  • Что вам хочется сделать, когда вы так себя чувствуете?

Капитан приглашает на корабль, который они строят из на­польного строительного материала. Корабль украшают разноцветными флажками, выбирая яркие красочные оттенки.

- Наш капитан просит у вас помощи. Чтобы корабль набрал полный ход, мы с вами выполним волшебное упражнение.

Упражнение «Трубач» с элементами «Веселой твист ходьбы».

Капитан бежит по кругу, выбирая трубача. Трубач становится в середину круга.

Звучит фонограмма партитуры «Трубач» Лазарева М.Л. из программы «Сонатал».

Упражнение «Подари движение».

Участники встают в круг, звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. (Завести мотор, покружиться вол­чком, покачать насос, поднять гири.) Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и так продолжается кругу.

Мы славно потанцевали, как приятно улыбается наше тело, оно говорит вам спасибо за веселую гимнастику. Но нам пора возвращаться в детский сад, давайте сядем в веселый музыкальный поезд и выполним «Веселый музыкальный массаж».

Массажно-двигательная партитура. При выполнении этой песни производятся массажные движения на спине соседа.

Звуковая партитура. При попевании звуков животных - происходит голосовое тремоло с максимальным подключением вибрации в области живота, имитирующее звуки животных. При пропевании строчек о слоне и коне имитируют низкие звуки.

А где у нас колдунья, посмотрите у нее веселое настроение, и сейчас она может совершать настоящие чудеса и у нее все обязательно получится! Смотрите, наколдовала к завтраку из Африки банан! Она хочется поделиться с вами вкусным и полезным завтраком.

Вам понравилось путешествие по «Морю радости». Предлагаю пожелать всем путешественникам всего самого хорошего и доброго. Для этого каждый из вас, держа свечу в руках, пожелает всем нам что-то хорошее, а затем своему соседу. И так по кругу. Наше путешествие подходит к концу, и настала пора возвращаться .

Ритуал прощания «Я передаю улыбку».

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по реализации авторской программы «Здоровье с улыбкой» раздела 2 «Мое здоровье и чудесные волшебники»

Ход мастер-класса.

Вводная часть: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы хотим познакомить Вас с основными положениями метода Су Джок. Метод Су Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В ряде стран метод Су Джок входит в государственные программы здравоохранения и народного образования. В переводе с корейского Су - кисть, Джок - стопа.

Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека (голографические отражения в так называемой - системе соответствия).

Система соответствия - это своеобразная информационно-энергетическая копия тела, в которой отражается не только анатомическое строение организма, но и его функциональное состояние.

Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Рис. 1. Внутренние органы в системе соответствия кисти.

Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Рис. 2. Внутренние органы в системе соответствия стопы.

В этой системе есть свои миниатюрные энергетические системы. Они представлены бель-меридианами на пальцах кистей и стоп и бель-чакрами на кистях и стопах в виде энергетических центров («бель» - специальная, особая, уменьшенная). Вот они-то и есть основа энергетического обеспечения человека в системах соответствия.

Авторская программа физического и социально-личностного развития детей 5-6 лет Здоровье с улыбкой

Рис. 3. Стандартная система соответствия на пальцах кисти.

Все системы соответствия различных уровней характеризуются способностью одновременно получать информацию о болезни, реагировать на нее выраженным повышением болевой чувствительности в соответствующих точках и оказывать лечебное действие при их стимуляции. Эту систему для удобства будем называть системой саморегуляции.

Таким образом, кисть и стопа - своеобразные пульты управления организмом человека. В здоровом организме все органы и энергетическая система человека находятся в уравновешенном состоянии (гомеостаз). Информация о состоянии всего организма передается во все системы соответствия одновременно, и происходит это путем передачи волновых колебаний. Понятие «здоровый человек» или «состояние здоровья» - это равновесие в энергетической системе всего организма или в отдельном органе. Цель любого лечения - восстановить нарушенное равновесие в энергетической системе человека. В результате чего будет излечен и больной орган.

Основная часть.

Раздел 2. «Мое здоровье и чудесные волшебники»

Тема: Нос как орган обоняния и дыхания. Профилактика и лечение насморка.

Цель:

- дать элементарное представление об органах обоняния и дыхания; объяснить, почему важно правильно дышать носом.

- упражнять педагогов в лечении насморка с помощью СУ ДЖОК.

Предварительная работа. Знакомство педагогов с основными элементами и приемами системы СУ ДЖОК.

Материалы к мастер-классу: массажные шарики, колечки, семена (гречихи, редиса, яблок)

Практическая часть. Вариант 1.

Педагог. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о нашем носе. Давайте вспомним: для чего нужен нос людям и животным?

Педагог. Нос орган обоняния и дыхания. Он может рассказать хозяину о запахах вокруг него. Эти запахи могут, нравиться человеку или нет. Нос - орган дыхания. Некоторые мамы и папы твердят детям: «Дыши носом!» Ведь проходя через нос воздух согревается и очищается от пыли. А еще нос может быть термометром. Если у малыша носик холодный - значит ножки озябли. Нос также важен и для животных. Назовите: чем полезен нос животным? Да, он помогает избежать опасности, так как с помощью него они чувствуют запах врага. Также животные находят пищу с помощью носа. Носы у животных самые разнообразные. Вспомните носы разных животных? У людей тоже разные носы: длинные и короткие , курносые и картошкой. Но каким бы не был нос, он очень нужен и важен для человека и животного. Но иногда с носом случается неприятность. Постоит человек на сквозняке, или ноги промочит - и нос покраснеет, распухнет, и начнется насморк. Как вы думаете, чем неприятен насморк?

На Востоке говорят: «Нет насморка - нет гриппа». Как вы думаете? Почему так говорят? Насморк можно полечить! Как можно помочь человеку, который заболел?

Педагог: Сегодня я познакомлю вас с чудесным волшебником доктором Су Джок

Нам поможет всем Су Джок

Очень верный наш дружок!

Он похож на человека

Голова, глаза, два века,

Нос, губы, уши вот-

А вот тут у нас живот!

Есть и руки, есть и ножки

Побежит он по дорожке!

Да, доктор Су Джок - это волшебное лечение по кисте и стопе.

Коллеги, покажите на ладошке - подружке голову, руки, ноги. А теперь нарисуйте глаза, рот, нос. Если носик простужен, то ему массаж нужен. Возьмите волшебные палочки, будем нажимать на точку носа. А как еще можно полечить? А если у нас нет времени сидеть и массировать носик, мы можем наклеить на точку носа семена - волшебные зернышки гречихи, яблок или редиса! То же можно делать на стопе. А что можно делать, чтоб не заболеть насморком?

Мы возьмем волшебный шарик, шарик-ежик непростой!

Шарик-ежик очень важный, потому что он массажный!

Педагог: делать гимнастику с массажными шариками. Можно бегать босиком по шипованному коврику.

Минутка здоровья (Дети выполняют ритмическую гимнастику «Ежики»)

А еще можно точку носа отметить зеленым цветом (фломастером, зеленой краской).

Педагог: Если мы не будем лениться, то быстро победим насморк! Вот волшебные пальчики-выручалочки, волшебные зернышки гречихи, пластырь, фломастер посидите и поупражняйтесь! Педагог делает вывод о том, что нос - это орган дыхания и орган чувств. Будьте здоровы и берегите здоровье окружающих.

Вариант 2. Практическая часть (Продолжение)

Тема: Точечный массаж рук и тела

Цель: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки оздоровительной работы; закрепить знания детей по СУ ДЖОК терапии; профилактика гриппа с помощью СУ ДЖОК, закрепление навыков по работе в данной системе.

Материалы: массажные шарики, колечки, семена (гречихи, редиса, яблок), фломастеры черного и красного цвета, лейкопластырь, перцовый пластырь.

Ход мастер-класса:

Педагог: Здравствуйте! Мы продолжаем знакомиться с чудесным волшебником доктором Су Джок.

Сегодня утром почтальон нам посылку принес. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Посмотрите, письмо! Давайте, прочтем: «Здравствуйте! Я узнал, что королева Простуда и принцесса Плохое настроение решили захватить в плен детей. Я посылаю вам волшебные шарики и колечки, которые защитят ваших детей от злых чар.

Доктор Су Джок.

(Достаем шарики).

Посмотрите, какие интересные шарики разных цветов (желтые, красные, зеленые, синие, оранжевые). Слышите, в шариках что-то лежит. Давайте, откроем шарик. Что там? Как вы думаете? Да, это колечко, о котором писал Доктор Су Джок. Давайте вместе подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать? (Педагоги называют различные способы взаимодействия с шариками и колечками). Вы предложили много интересных способов. Давайте попробуем покатать шарик между ладонями. Что вы при этом почувствуете? Вы не случайно почувствовали легкое покалывание на своих ладошках. Ведь мы через ладоши воздействуем на все органы нашего тела. Кровь поступает ко всем органам и болезни будут обходить стороной. А как мы можем использовать колечки? Правильно, мы можем надевать колечки поочередно на все пальчики. Давайте, вспомним, как называются наши пальчики. Помните сказку про пальчики?

Чтение стихотворения:

Жили братья, не тужили

Но однажды приуныли,

Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать.

Я хоть ростом не велик,

Но веселый озорник,

Все стоите вы за мной,

Буду зваться я большой.

Я указывать люблю

На цветы и на Луну

Очень я внимательный

Палец указательный.

Я стою посередине,

Буду зваться я отныне

Средний палец-удалец,

Вот такой я молодец!

Меньше всех я братьев ростом

Ох, как маленьким непросто!

Но меня легко узнать

Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как не гадал,

Имя так себе не дал

Но его не обижают

Безымянным называют.

А теперь, давайте надевать колечки на все пальчики по очереди:

Большой палец мы массируем, если болит голова. Указательный - чтобы дыхание было ровным, средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок, безымянный - чтобы хорошо работали внутренние органы, мизинец - чтобы лучше работало сердце.

Вот видите, как мы через наши ладошки пальчики воздействуем на все наши органы! Но мы можем заметить наши результаты только в том случае, если массирование шариками и колечками будет ежедневным. Так, давайте пообещаем друг другу каждый день делать массаж рук волшебными шариками и колечками. И тогда никакие злые чары нам и нашим детям не страшны.

После того, как дети овладели самомассажем рук с использованием шариков и колец, можно учить массировать стопы ног, взаимомассажу рук, ног, спины.

Педагог: К нам пришло письмо от доктора Су Джок, да с рисунками. Он рассказывает, что еще у нас на теле есть «волшебные точки», которые тоже помогут нам справиться с королевой Простудой и принцессой Плохое настроение. Давайте рассмотрим рисунки и найдем эти точки друг у друга (дети рассматривают эти рисунки и парами изучают точки на теле товарища, на своем теле). Нежно массируя друг друга по десять раз каждую точку, мы станем сильными и выносливыми. Но помните, важно, чтобы ваши прикосновения были нежными и приятными вашему товарищу, только тогда действуют «волшебные точки».

Коллеги, посмотрите на свои волшебные ладошки? А почему они волшебные? Когда нам плохо, кто-то нас обидел, в детстве мама гладит нас, обнимает, нам становится легче, надежнее. В ладошках целебная сила. Большая энергия! Мы можем победить любую болезнь, даже коварный грипп.

Вот волшебные ладошки

Расскажите мне друзья,

Как вы лечите себя,

Если вдруг коварный грипп

К вам за пазуху проник?

В этом поможет нам лучший дружок

Наш верный помощник - защитник СУ ДЖОК!

Участники мастер-класса рассказывают о методах защиты от простуды. (На столах у каждого простой карандаш для массажа точек носа, миндалин, трахеи, бронхов), семена гречихи, яблока, редиса). Они практикуются друг на друге с помощью метода семянотерапии, рассказывают, что болит у его товарища и проводят лечение с помощью СУ ДЖОК.

Волшебное тепло! Что это такое? В первые дни, когда вы заболели и у вас нет температуры прогрейте точки носа, горла, бронхов с помощью теплого перцового пластыря. Возьмите теплый пластырь и наклейте туда, где у вашего товарища болит - точку соответствия.

Но лучшее средство от простуды и гриппа - прогревание энергетических точек на кистях и стопах. Прогревайте эти точки каждый день, и будете здоровы! (Каждому раздается ладошка, участники берут красный фломастер и тренируются на своих ладошках рисовать энергетические точки.

В заключении берут массажные шарики и колечки и закрепляют самомассаж рук для гармонизации всего организма.

Ритуал прощания. «Я передаю улыбку»



© 2010-2022