- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюрина О.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому
направлению развития детей №69 «Радуга»
Конспект итоговой
непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе №5
на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»
Воспитатель гр. №5
Тюрина О.В.
г. Набережные Челны
октябрь, 2015 год
Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.
Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.
Задачи:
Образовательные:
-
Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
-
Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;
-
Упражнять в делении слов на слоги;
-
Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;
-
Упражнять в определении места звука в словах, в определении
-
количества слогов в слове;
-
Закрепить умение читать слова;
-
Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
-
Закрепить знания о многозначных словах.
-
Закрепить умение подбирать родственные слова.
-
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
Развивающие:
-
Развивать связную речь;
-
Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
-
Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
-
Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
-
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;
Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;
Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,
Материал (оборудование):
Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка - попугай, мяч.
Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.
Организация детей на НОД:
-
Дети стоят на ковре полукругом;
-
Дети сидят на стульях;
-
Дети сидят за столами;
-
Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;
-
Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.
Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.
(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)
- На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).
Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.
Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».
- Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?
- Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.
-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)
- Давайте назовем гласные звуки.
- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)
- Давайте назовем согласные звуки.
- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
1 задание.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).
(Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т.д.)
2 задание.
Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)
Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).
Например: АОИКУ, БТЛАК, МВАГШ, УЫИЖЮ и т.д.
3 задание.
«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)
-
Рак, рыба, тигр, радуга. (Звук «р»)
-
Заяц, зуб, зонт, арбуз. (звук «з»)
-
Жираф, баклажан, ёж, пожар. (звук «ж»)
-
Фонарь, флаг, светофор, шарф. (звук «ф»)
4 задание. (Физминутка)
Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)
(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)
Стул из дерева - деревянный,
Шапка из меха - меховая.
Компот из вишни - вишневый,
Суп из капусты - капустный,
Мяч из резины - резиновый,
Стакан из стекла - стеклянный,
Конструктор из пластмассы - пластмассовый,
Самолетик из бумаги - бумажный,
Дровосек из железа - железный,
Салат из огурца - огуречный,
Мороженое из молока - молочное,
Варенье из яблока - яблочное,
Сок из тыквы - тыквенный.
Дом из кирпича - кирпичный,
Носки из шерсти - шерстяные,
Флаг России - российский,
Конфета из шоколада - шоколадная.
5 задание. (дети садятся на стулья)
«Чтение слов с пропущенными буквами».
(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)
Например: д..м, рядом картинка «дом»
Лук, сыр, рак, кот, гриб, лес, и т.д.
6 задание.
«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)
ЛИМОН - 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,
составьте предложение со словом «лимон».
7 задание.
Настольная игра «Найди слог, получится слово»
(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)
Ар-буз зеб-ра мас-ка
Ба-нан руч-ка ёл-ка
Ли-са са-хар зи-ма
Ва-за ры-ба зу-бы
(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда - карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).
8 задание.
«Назови одним словом»
(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)
Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.
9 задание.
«В мире сказок».
( воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).
-
Не послушал он сестрицу,
Грязную попил водицу.
Из нормального ребёнка
Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-
Помог он сыну мельника
Маркизом стать богатым.
Есть у него усы и хвост,
Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)
-
Мальчишка деревянный,
Непоседа и проказник,
Карабаса наказал
И устроил куклам праздник. (Буратино)
-
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)
-
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)
-
Удивляется народ:
Едет печь и дым идёт.
Едет парень на печи,
Ест большие калачи. (По щучьему велению)
-
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)
-
Покупала самовар,
А спасал ее комар.. (Муха - цокотуха)
-
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться… (Айболит)
-
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли
Ищет их она, зовет
И в дороге слёзы льет… (Федорино горе)
-
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нем.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)
Гимнастика для глаз. (На экране)
10 задание.
- А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.
- Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.
- Давайте откроем сундучок. А в нем - монетки - шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.
- Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).
Итог НОД:
- Скажите, пожалуйста, где вы побывали?
- Чем вы там занимались?
- Трудно ли было вам получить ключик?
- Какие трудности были у вас на пути?
- Как вы оцениваете свои старания?
- Справились ли вы с заданиями?
На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?
Что вам больше всех понравилось?