ПРОЕКТ «Я ХОЧУ В ШКОЛУ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13 Колосок»







проект

«Я хочу в школу»





Воспитатель: Н.Г. Латыпова; І квалификационной категории



п. Октябрьский, 2013 г.

Школьный проект «Я хочу в школу»

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта.

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

Формирование у детей правильного представления о школе;

Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы ;

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети - родители - сотрудники»;

Принцип доступности;

Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

Воспитатели; музыкальный руководитель; логопед

Дети старшего дошкольного возраста: 19 мальчиков, 17 девочек

Родители.

Срок реализации проекта

Учебный 2012 - 2013 гг.

Ожидаемый результат

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы.

Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя, ярко прослеживающийся во всех рисунках: мотивация, тревожность и страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь 5 детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т.п.

К тому же часть рисунков выполнена в темных, мрачных тонах, что отображает боязнь школы; затруднения, связанные с учебной деятельностью (коричневый цвет); негативное отношение к школе (черный цвет); отсутствие чувства ответственности ученика (фиолетовый цвет); боязнь учителя и плохих оценок (отсутствие учителя на рисунках или изображение его синим цветом).

По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:

Что такое школа?

Какие бывают школы?

Чему учат в школе?

Есть ли в школе кружки и секции? Какие?

Какими школы были раньше?

Как и где учились наши родители?

Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь». «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т.п. Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать?» Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, родители не скупятся на критические замечания, чем добиваются того, что дети не предпринимают никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Гипотеза

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

2 этап. Организация реализации проекта.


Направление работы с детьми

Задачи

Формы организации работы с детьми

Формы организации работы с родителями

Направление работы с родителями


Формирование правильных положительных представлений о школе

Сформировать у детей первоначальные знания о школе.

Создать психологическую положительную установку на школу.

Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Развитие положительного образа школы.

Диагностика. Психологический тренинг

Проективное рисование «Я в школе»

Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

Рассматривание картин о школьной жизни

Посещение школьной линейки - 1 сентября

Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Занятия: «Создание лесной школы», «Скоро в школу».

Д/и «Третий лишний»

Рисование «Дошкольник - первоклассник»

Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка)

Анкетирование родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми)

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

Организация фото-выставки «Наши мамы и папы - школьники»

Формирование представлений о готовности детей к школе

Формирование интереса к школьному обучению

Вызвать положительные эмоциональные переживания.

Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Ознакомить с содержанием школьного обучения.

Показать важность и значимость школьных знаний.

Закрепить знания о школьных атрибутах.

Закрепление полученных знаний и представлений о школе.

Выявление особенности внутренней позиции детей.

Развитие интереса к школе.

Общение по детским рисункам «Я в школе».

Просмотр м/ф «Девочка в цирке», «Вовка в Тридесятом царстве».

Видеофильм «Энциклопедия всезнайки

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики

Посещение школьной библиотеки

Занятия: «Игры в школе», «Ученье - свет, а не ученье - тьма»

Развлечение «Самые главные школьные слова»

С/р игра «Школа», «Первоклассник»

Д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»

Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками

Беседа «Подготовка детей к школе»

Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»

«Игры для подготовки детей к школе»

Тренинговые занятия

«Знакомство»

«Мотивационная готовность»

«Формирование самооценки

«Язык принятия и непринятия»»

«Первый раз в первый класс»

(совместное занятие с детьми)

«Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка»

Формирование интереса к подготовке ребенка к школе

Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение

Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Формировать знания о школьной дружбе.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»

Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Игры в школе», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения», «Ленивец», «Ябеда», «Шапка-невидимка», «Задача для лисенка», «Спорщик», «Обида», «Хвосты», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна», М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет», В, Драгунский «Денискины рассказы»

Экскурсия по школе №18

Занятия: «Школьные правила», «Незнайка идет в школу»

С/р игра «Ложная тревога»

Д/и «Собери портфель»

Консультация «Скоро в школу»

Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»

Занятие (совместно с детьми) «Все равно ты молодец»

Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей

Признание роли и авторитета учителя

Создать образ доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Закрепить интерес к учителю.

Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Школьные оценки», «Списывание», «Подсказка», «Гордость школы», рассказы К. Д. Ушинского

Упражнение «Учитель делает…»

Экспрессивный этюд «Учитель встречает учеников»

Занятия: «Букет для учителя», «Это страшная двойка»

С/р игра «Лесная школа»

Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Встреча и беседа с учителем начальных классов

Родительское собрание «Пора в школу»

Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»

Итоги проекта

Проведение непосредственно - образовательной деятельности с детьми

6-7 лет на школьную тематику

Родительские собрания на тему: «Мой ребенок в школе»: «Школьная готовность» (консультации, беседы, анкетирование)

Пение песен, чтение стихотворений, инсценировок к выпускному балу;

Оснащение зоны с/р игры «Школа» (школьные принадлежности, обучающие игры)

Чтение художественных произведений о школе (загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, рассказы)

Просмотры мультфильмов

Выставка иллюстраций «Все о школе»;

Выставка книг о школе в уголке чтения;

Посещение школы (класс, столовая, спортзал и т.п.)

Спортивное развлечение с учениками первого класса (в школьном спортзале) Второе место в соревнованиях «Весёлые старты»

Фотоальбом «Наши мамы и папы - школьники»;

Развлечение «Большие буквы»;

Выпускной бал.

На конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников - мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).


© 2010-2022