- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проектная деятельность в ДОУ. Здоровый образ жизни
Проектная деятельность в ДОУ. Здоровый образ жизни
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Круглова Л.Г. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6» г. Иваново
.
«Здоровый образ жизни»Проект по теме:
(Подготовительная группа)
.
Проект реализован воспитателем Кругловой Л.Г.
г. Иваново 2014
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Здоровый образ жизни»
2.Проект реализован: воспитателем группы" Муравейник" Кругловой Л.Г.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
-
по характеру координации: открытый
-
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный - 1 (один) месяц. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Наш детский сад находится в одном из живописных и экологически чистых мест города Иванова, среди лесных красот, поэтому одним из основных направлений работы в образовательном учреждении - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день - помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основа проекта была взята из интернет- ресурса для апробирования и реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
В течении месяца с детьми подготовительной группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования "Папа , мама , я - спортивная семья", "Веселые старты", "Зимняя олимпиада".
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.
Задачи проекта:
-
повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
-
продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
-
способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
-
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка; -
привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
-
организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);
-
мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
-
воспитание нравственного поведения;
-
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
-
организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда
включает в себя следующие компоненты:
-
Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
-
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
-
Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
-
Совершенствование системы физического воспитания.
-
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
-
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
-
Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
-
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
-
Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
-
Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
-
Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты проекта:
-
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
-
Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
-
Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
-
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
План работы над проектом:
-
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
-
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно - не полезно», «Плохо - хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
-
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла , умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования.
-
Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
-
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры», оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
-
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
-
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
-
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Тематические беседы с детьми:
-
«Как можно заботиться о своем здоровье».
-
«Чистота и здоровье».
-
«Полезно - не полезно».
-
«Как надо закаляться».
-
«Личная гигиена».
-
«О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
-
К. Чуковский «Доктор Айболит»
-
Стихотворения о здоровье
-
А. Барто «Девочка чумазая»
-
К. Чуковский «Мойдодыр»
-
Александрова «Купание»
-
Г. Зайцев «Дружи с водой»
-
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные
эмоции.
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть - плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.
3
«Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
4
«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода - залог чистоты и здоровья.
Игровая деятельность:
Название игры, цель
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро - медленно, реагировать на сигнал.
8
«Волшебный лес» - комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9
«Развитие движения у детей старшего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
-
Рисование карандашами, фломастерами , мелками.
-
Творческая работа в нетрадиционных техниках.
-
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
-
Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;
-
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения, экскурсии:
-
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
-
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем и тренажерами.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-
Динамические паузы - во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
-
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
-
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
-
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
-
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
-
Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
-
Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
-
Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
-
Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
-
физкультурные занятия
-
самостоятельная деятельность детей
-
подвижные игры
-
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
-
двигательно-оздоровительные физкультминутки
-
физические упражнения после дневного сна
-
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
-
физкультурные прогулки (в лес)
-
физкультурные досуги
-
спортивные праздники
-
оздоровительные процедуры и т.д.
Ожидаемые результаты:
-
Обустройство территории ДОУ спортивными объектами.
-
Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно-оздоровительными организациями города.
-
Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.
-
Создание и публикация брошюр по распространению результатов проекта.
-
Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного направления.
-
Рост индекса здоровья воспитанников.
-
Увеличение процента вакцинации среди участников проекта против гриппа, туляремии и клещевого энцефалита.
-
Диссеминация педагогического опыта.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового собрания с родителями:
Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Здоровый образ жизни» моему ребенку» осуществлялось в форме круглого стола.
Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение прошедшего года, каких результатов добились).
Показана презентация «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили по теме собрания.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
-
У детей подготовительной группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
-
Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
-
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
-
Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
-
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
-
Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
-
Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного
оборудования.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.