Использование фонетической ритмики для формирования произношения детей с недостатками слуха. Консультация для родителей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей.

Тема: «Использование фонетической ритмики для формирования произношения детей с недостатками слуха».

Уважаемые родители!

Овладев простыми и эффективными приёмами фонетической ритмики, вы можете помочь своему ребенку полнее познать радость жизни, наполнив её успехами.

Наукой давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения.

Фонетическая ритмика - новый метод работы по формированию произношения слабослышащих детей младшего возраста.

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Все упражнения, содержащие движения и речь, направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания; и связанной с ним слитностью речи;

  • формирование умений изменять силу голоса;

  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний в слогах, словах;

  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Для нормативной речи необходим длительный, экономный выдох. Этому и надо научить детей, т.к. они не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Начинать тренировку с ребенком лучше всего с дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», и «стоя» и в движении.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания. Это беззвучные упражнения. Их множество вариантов. Все эти упражнения выполняются с целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом и сводиться к естественному дыханию при говорении - вдох носом, выдох - ртом.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: о-х или а-х, выпуская воздух через рот.

Дыхательные упражнения сочетаться с движением рук: вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Необходимо помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышц. У детей с недостатками слуха мышцы тела очень напряжены.

Есть несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. Подражание взрослому тоже способствует снятию напряжения. При помощи движений дети выражают свои эмоции, учатся управлять ими и употреблять их в нужных ситуациях естественными движениями, жестами, мимикой лица. Эти движения играют важную роль в общении.

Рекомендации по проведению дыхательных упражнений.

  • Выработка диафрагмального дыхания.

Закрепить понятие: вдох-выдох.

Вдох - носом, выдох - ртом.

(из положения лежа).



  • Фонационные упражнения.

Вдох - носом, на выдохе говорить :

ф___________________.





Речевое дыхание.

Руки положить на область диафрагмы. Вдох - носом, на выдохе сказать: па______ (живот втягивается).

Звук А.

Выполнить движение на звук А, сказать : па_______.

Темп.

Руки на талии. Топать ногами, стоя на месте (удар - слог):

па-па-па-па (повторить упражнение, убыстрить темп).

Изменение силы голоса.

Поднести палец к губам, сказать тихо: па-па.

Сильно вытянуть руки вверх в стороны, сказать громко: па_____.

(повторить упражнение).

Надеюсь, что мои рекомендации по использованию приемов фонетической ритмики помогут родителям, имеющим детей с недостатками слуха.

Желаю удачи!

Дополнительную информацию Вы можете получить:

1.ШматкоН.Д.»Использование фонетической ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушением слуха» Дефектология

1995№1

2.Шматко Н.Д.,Пелымска Т.В. «Если малыш не слышит» М.,Просвещение,199





















© 2010-2022