Методическая разработка на тему: Тема: Семейный клуб как одна из форм взаимодействия с родителями в оздоровлении старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Казанцевой Т.Н. инструктора по физической культуре МБДОУ детского сада №9 «Золотой ключик»

Тема: Семейный клуб как одна из форм взаимодействия с родителями в оздоровлении старших дошкольников.

Актуальность

Требования ФГОС Воспитание здорового ребенка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны здоровые и активные творческие, гармонично развитые личности.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Совместная работа МБДОУ и семьи по приобщению детей к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать.

Таким образом, чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует формировать прежде всего у родителей.

Оздоровительная работа в ДОУ - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие.

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей по данному направлению, является очень важным и актуальным. Особенность дошкольного воспитания - необходимость участия в семье. Это обусловлено возрастной физиологией мозга ребенка. Профессор В.Б. Слезин, более 30 лет занимающийся вопросами управления поведением человека и скринингом электроэнцефалографических показателей уровней возрастного сознания, описал отличительные признаки семейного уровня сознания дошкольника, воспринимающего мир через общение с родителями.

Десятилетние исследования петербургского психолога А.О. Ореховой доказали, что сенситивный период формирования позитивного и негативного отношения к важнейшим сторонам жизнедеятельности человека, в том числе к здоровому образу жизни, - возрастной период с 5 до 7 лет. Именно в это время ребенок формирует главные модели своего поведения и эмоционального отношения к различным явлениям окружающего мира, в том числе к здоровому образу жизни, подражая самым авторитетным для него людям - родителям.

Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться педагогам и родителям нужно начинать эту работу с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский.

Нами разработана модель социального партнерства детского сада с семьёй, предполагающая совместную деятельность всех сторон образова-тельного процесса в условиях открытости и сотрудничества.

Считаем, что одной из самых эффективных форм работы с семьей, соответствующей данной модели, являются занятия в семейном клубе, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Цель нашей работы: Создать условия для активного взаимодействия педагогов и родителей в оздоровлении детей в семейном клубе.

Реализацию цели обеспечиваем через группу взаимосвязанных задач, а именно:

1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.

2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья, как своих детей, так и своего собственного. Укреплять детско-родительские отношения.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

5. Способствовать обмену опытом семейного воспитания.

Ведущая педагогическая идея

Считаем, что тесное взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в семейном клубе в вопросах оздоровления детей и формирования здорового образа жизни позволит добиться реального улучшения и сохранения здоровья детей и членов их семей, а также способствует не только расширению знаний, но и укреплению семейных традиций здорового образа жизни.

Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. А также родители испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком, слабо ознакомлены с оздоровительными методиками, во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми из-за нехватки времени. На протяжении нескольких лет увеличивается заболеваемость детей в ДОУ, снижается уровень развития физических качеств.

Вся работа была построена следующим образом.

Задачами первого этапа было изучение ожиданий родителей от образовательного учреждения, их потребностей и образовательных инициатив семьи для эффективного партнерства и вовлечения их в жизнь детского сада. А также изучение особенностей семейного воспитания и существующих традиций семьи в формировании здорового образа жизни.

Использовались следующие формы работы:

- анкетирование и опросы;

- формирование информационного банка данных по работе семьей.

- родительские собрания с показом видеофильмов об организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;

- дни открытых дверей;

- фотовыставки.

На втором этапе целью нашей работы было создание условий для благоприятного развития детей через организацию сотрудничества семьи и детского сада в семейном клубе.

1. Подготовка нормативной базы работы семейного клуба.

2. Разработка положения о Семейном клубе «Мама, папа, я - здоровая семья».

3. Разработка перспективного и текущего планов работы клуба.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

5. Пополнение предметно-развивающей среды: тренажерами для взрослых, медиатекой для медитаций и занятий, систематизация консультативного материала.

Третий этап - совместная деятельность в семейном клубе

1. Повышение уровня компетенции родителей.

2.Активное включение семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и тесное сотрудничество в вопросах физического развития детей через использование традиционных и инновационных форм и методов работы в семейном клубе «Мама, папа, я - здоровая семья».

4 этап аналитический - совместная оценка результатов деятельности семейного клуба.
Задачи этапа:

1. Изучить эмоциональную комфортность и удовлетворенность детей и родителей, оправданность ожиданий родителей.

2. Удовлетворенность педагогов и родителей результатами взаимодействия.
На этом этапе проводятся анкетирование и опросы родителей и педагогов, выявляющие насколько эффективно организовано взаимодействие.

Принципы взаимодействия в семейном клубе

В соответствии с целью и задачами нашего семейного клуба нами определены принципы взаимодействия с семьей, главным из которых является признание ведущей роли семьи в оздоровлении детей, оказывающей глубокое влияние на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Соблюдение всеми участниками клуба данных принципов педагогической этики, а также взаимоуважение и взаимопонимание позволили достичь желаемых результатов

Система работы семейного клуба «Мама, папа, я - здоровая семья»

Занятия в клубе проходят 1 раз в месяц продолжительностью 1 час.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Мамы, папы, педагоги и дети - активные участники заседаний клуба, которые проходят в увлекательной игровой форме, что позволяет родителям реализовать свой творческий потенциал и научиться вместе с детьми многим полезным вещам. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. Проводится предварительная работа.

Чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, подбираем разнообразные способы сообщения информации о предстоящем занятии. Заранее организуем фотовыставки для родителей, выкладываем необходимую информацию по данной проблеме на сайте, в информационных уголках групп: «Закаливание детей», «Цветомузыкальная гимнастика дома», «Нетрадиционные способы лечения и профилактики заболеваний», «Режим питания нарушать нельзя!». Создали электронную библиотечку здоровья, которой родители активно пользуются.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач.

Занятия в клубе предусматривают в основном две части: теоретическая и практическая.

Так как родители приходят на занятие после трудового дня, занятие начинается с десятиминутной релаксации и медитации по восстановлению (это очень нравится мамам и папам) и помогает создать положительный эмоциональный фон встречи, затем проводится самомассаж (рук, ног, головы, БАТ…) для активизации работы организма после расслабления.

Теоретическая часть проводится по плану клуба, продолжительность этой части - 20 - 30 минут. Используются в этой части, как традиционные, так и инновационные формы:

- видеопросмотры «Система оздоровления детей в ДОУ», деловые игры, видео презентации «Занятия на фитболе», «Йога в оздоровлении детей»

-дискуссии «Здоровый образ жизни формируется в семье», «Как увлечь детей спортивными играми и упражнениями»,

-консультации «Стадион дома», «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»,

-диспут «Здоровячки и хлюпики - кто они?»,

-психолого-педагогический практикум «Здоровый ребенок»,

- круглые столы «Здоровые дети в здоровой семье», «Загородные прогулки и походы»,

- викторина «За здоровый образ жизни»

- обмен опытом «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний», проекты «Летний отдых вместе с детьми», «Мама, папа, я - здоровая семья»

Все эти мероприятия проводятся в рамках семейного клуба специалистами: медиками, психологом, логопедами, инструкторами.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. Родители сейчас образованные и информированные, поэтому мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейных клубах, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому широко используем интерактивные методы взаимодействия с родителями, обеспечивающими многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивного использования возникающих во время общения проблемных ситуаций. Такое взаимодействие позволяет родителям без стеснения раскованно высказать свое мнение и отстоять его, активно и с желанием участвовать в работе, совместно находить наиболее эффективные решения проблем.

При встрече использую интерактивные упражнения: «Здравствуй, друг», «Носики здороваются», «Комплимент» (с передачей сердечка), «Волшебная нить», «Дерево настроения», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка». При знакомстве - «Меня зовут…» (подобрать прилагательные, характеризующие имя). Это позволяет быстрее адаптироваться и познакомиться, сплотиться.

При обсуждении какой-либо проблемы применяем упражнения «Пирамида приоритетов», «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Кластеры» (гроздь), «Выбери позицию», «Микрофон», «Работа в группах, парах», «Дерево решений»

Затем ко второй, практической части подключаются дети. Это может быть совместное выполнение комплекса лечебно-профилактических упражнений для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, упражнений йоги, на фитболах, в тренажерном зале, защита творческих проектов, тренинги, практикумы, игры. Продолжительность - 30-35 минут.

Стараемся создать положительный общий настрой на занятии, где царят доброжелательность, юмор, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс более эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Совместные занятия позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми, что повышает эмоциональную насыщенность и информативность контактов родителей с детьми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества

В третьей, заключительной части - чаепитие (полезные травяные настои). А также с помощью интерактивных упражнений «Кафе», «Цветик-семицветик», «Ромашка вопросов» - подводятся итоги, определяется тема будущего занятия, распределяется домашнее задание. Родителям раздаются разнообразные буклеты: «Йога для дошкольников», «Использование фитбол -гимнастики в физическом развитии дошкольников», «Профилактика заболеваний носа», памятки «О здоровом питании», «Советы родителям», предлагается литература из «Библиотечки здоровья». Отмечаются личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.

Еще мы практикуем такие формы проведения занятий в нашем клубе, как

- поход «Зимний лес полон чудес», «Двенадцать записок»;

- совместное проведение занятий: «В здоровом теле здоровый дух», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

- праздников: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Как Баба Яга внука в армию провожала».

Участниками клуба на сайте детского сада создан журнал «Здоровая семья - здоровые дети» по обмену опытом, электронный фотоальбом «Мама, папа, я - здоровая семья»

В конце года на последнем занятии были подведены итоги, всем семьям были вручены дипломы активных участников семейного клуба «Мама, папа, я - здоровая семья»

Детско-родительский клуб - перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Проанализировав результаты работы клуба за несколько лет можно сделать следующие выводы:

- работа в клубе приносит много радости и детям и взрослым;

- у детей, посещающих занятия в клубе ниже заболеваемость, выше уровень развития физических качеств. Эти дети активно участвуют в районных соревнованиях.

По результатам анкетирования и опросов:

- повысился рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: ответственность за здоровье детей, осознание необходимости ведения здорового образа жизни всей семьей, повысился интерес к проблемам детей;

- произошло повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития детей, родители расширили знания о здоровьесбережении детей и овладели навыками самооздорвления,

- положительные изменения произошли во взаимоотношениях в семье, повысилась мотивационная готовность к оздоровительной деятельности всеми членами семьи.

От такого взаимодействия получили положительные результаты все.

В детском саду были созданы условия для благоприятного развития детей через организацию сотрудничества семьи и детского сада в семейном клубе:

- произошло объединение детского сада и семьи в решении проблем физического развития детей;

- были внедрены новые формы работы с семьей (ИКТ, проектирование);

- появилась возможность более активного обмена опытом работы.

Безусловно, систематические занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты:

1. Снизилась заболеваемость, значительно повысился как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков.

2.У родителей повысилась мотивация здоровья, знания и опыт по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Укрепились детско-родительские отношения, их эмоциональная насыщенность и информативность. Уровень родительских притязаний соотносится со способностями ребенка, поменялась объективность оценки возможностей ребенка.

4. Была оказана адресная теоретическая и практическая помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

5. Состоялся активный обмен опытом семейного воспитания в вопросах оздоровления, где родители смогли проявить свои знания и умения, творчество

Адресная направленность личного вклада: опыт может быть доступен и полезен педагогам, владеющим современными технологиями и обладающим инновационным потенциалом, которые находятся в поиске оптимальных и эффективных методов и форм взаимодействия с родителями в сохранении и укреплении здоровья детей и членов их семей. А также может быть совместим с любыми образовательными Программами и технологиями.

Трудоемкость личного вклада: необходимость разработки положения и плана работы семейного клуба на основе современных технологий взаимодействия с семьей.

Литература

1.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

2.Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2007

3.Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002

4.Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. Коллектив авторов. - М.:ТЦ Сфера. 2006

5.Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Кочетковой Л.В. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Оздоровительная работа. Журнал «Управление в ДОУ» №1, 2006.

7. Матвеева Н.М. Взрослым о детях. Родителям о детях. Родительские собрания. Ярославль, 2013.

8. doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie12.htm



© 2010-2022