КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»


Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности.
По данным исследования Спировой Л. Ф., ребенок с нарушениями речи, обусловленной несформированностью фонематических процессов, этой готовностью не обладает. Дети данной категории допускают ошибки при выделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяют гласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми с речевыми нарушениями не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Дети с нарушениями речи при обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают, допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей так же пестрит ошибками: это замены и пропуски букв, слогов.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения.
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специально организованной работы.

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.

Об игровых приемах в логопедической работе говорилось не раз: это устранение заикания в игре (Волкова Г. А., Выгодская И. Г., Пелингер Е. А., Успенская Л. П.), применение игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи (Максакова, Тумакова, Геринг, Герман, Швайко), использование игр в логопедической работе с детьми (Селиверстов), использование игровых сюжетов по коррекции речи (Пожиленко Е. А.)
Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач:
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.

Для детей с нарушениями речи, у которых отсутствует готовность к анализу звукового состава речи при подготовке к обучению грамоте необходимо учитывать следующие особенности:
- Работа проводится на материале правильно произносимых детьми звуков.
- Устные упражнения в анализе звукового состава слова предваряют упражнения с буквами
- В процессе работы над звукопроизношением идет закрепление звукобуквенных связей.
- Раздвигаются во времени знакомство со звуками и буквами, близкими по артикуляторным и акустическим признакам.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых приемов, все игровые приемы можно разделить на несколько групп:

  1. Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

  1. Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

  1. Использование наглядного занимательного материала: на этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособие Звуковые замки, Звуковички. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

  1. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

  2. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
    Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре реализуется значительно быстрее и прочнее.
    Таким образом, в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты, рассмотрим материал по использованию игровых приемов в 3 направлениях:
    Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
    Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
    Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
    I направление Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.
    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
    Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.
    В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.
    Ударные гласные узнаются значительно лучше, чем безударные. Они выделяются значительно легче из начала слова, чем из конца и середины.
    Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. Щелевые легче выделяются из начала слова, а взрывные - из конца.
    Исходя из этого последовательность овладения звуковым анализом будет следующая:
    Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
    Выделение ударного гласного в начале слова.
    Анализ звукового ряда из 2 - 3 гласных.
    Выделение глухого согласного в конце слова, анализ обратного слога.
    Определение гласного после согласного в середине слова.
    Выделение первого согласного в слове.
    Полный звуковой анализ и синтез 3-х звукового слова типа МАК.
    Выделение гласного звука в конце слова.
    Полный звуковой анализ двусложного слова.
    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий.
    Составление предварительного представление о задании (ориентировочная основа будущего действия),
    Освоение действия с предметами, это формирование фонематического анализа с опорой на внешние действия: схемы, пустые клеточки, фишки.
    Выполнение действий в плане громкой речи. После освоения действий звукового анализа со схемами, задания выполняются без предметов, но проговаривая слово вслух.
    Перенос действий во внутренний план. Проговаривание слова в плане шепотной речи, постепенный переход во внутренний план.
    Окончательное становление внутреннего действия.

На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов можно использовать следующие игровые приемы по типу "Услышишь звук - подай сигнал":
«Берегись автомобиля»
Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.
«Светофор», «Чуткие ушки»
Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.
«Кораблик в тумане»
Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.
«Горшок каши»
Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.
«Поймай комара»
Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
«Поймай жука»
Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
«Поймай звук в ладошки»
«Подними символ»
«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет»
Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
Выделение первого и последнего звука в словах
«Магазин»
Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.
«Поймай слово за хвост»
«Я начну, а ты закончи»
«Звукоед»
Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.
…адуга, …акета, …убаха.

Определение места звука в слове.
«Соберем вещи»
В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
«Разложи вещи»
Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.
Рубашка, сарафан, свитер.
«Новоселье в зоопарке»
Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:
Лошадь, волк, осел.
Рысь, корова, бобер.
«Подбери картинки к схеме»
Использование раздаточных карточек
Звуковой анализ и синтез
«Живые звуки»
Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»
Логопед называет детям слово, а дети называют звуки
«Позовем звуки домой»
Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке»
Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Кубик»
Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»
Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
«Прочитай» слово по первым звукам картинок»
Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.
«Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
«Волшебные часы»
«Слово рассыпалось»
Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Слоговой анализ.
«Слогоцветик»
Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
«Магазин»
Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.
«Поезд»
Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
«Собираем урожай»
В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох, а в другую - баклажан, картошка, помидор.
«Картинки-половинки»
Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.
II направление. Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.
В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и закрепляется графический образ буквы.
«Подними букву»
Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей.
Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.
«Сложи букву»
Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
«Чудесный мешочек»
Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
«Отгадай по описанию»
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ
Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.
Палочка - посередине вверху перекладина - Т
«Слово рассыпалось»
Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
«Замени букву»
Преобразование слов.
МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК
«Волшебные тучки»
«Путешествие по морю»
Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
«Разложи предметы по величине»
При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
«Путаница»
Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
III направление. Анализ предложений.
Работу над предложением следует проводить в два этапа. Сначала дети учатся вычленять предложений из текста и подсчитывать их количество. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.
На этапе анализа предложений
«Живые слова»
Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
«Подружим слова»
Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении.Мама, завязывать, девочка, бант
«Разбери завал»
Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.
«Исправь ошибки Незнайки»
Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.
«Подбери предложение к схеме»
«Исправь ошибку»
Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?
«Какое слово убежало?»
На доске схема предложения совместно составленная детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
«Волшебный кубик»
На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.
Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с нарушениями речи, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Литература:
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.
Пожиленко Волшебный мир звуков и слов.
Агранович "Сборник домашних заданий"
Борисова Е. А. Играя звуки испоравляем - играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005


© 2010-2022