• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Презентационный материал

передового педагогического опыта на тему:
«Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

«Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу»

Сегодня для России характерным является переход к взаимоотношениям в рамках социальной толерантности, признание и уважение прав и достоинств каждого человека, независимо от его способностей или убеждений. Рост числа детей с ограниченными возможностями, и в тоже время активизация в обществе представлений о ценности подрастающей личности усиливают значимость социокультурной и социально-реабилитационной деятельности. Целью данной деятельности является социально - образовательная подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление дошкольникам с ОВЗ шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения. Результатом социализации является состоятельность ребёнка как социальной единицы сообщества в соответствии с его возрастом. Одним из действенных механизмов социализации является среда, как поле социальных отношений и как носитель системы знаний, необходимых для развития ребёнка.

В первую очередь ребёнок является субъектом общения, активным и способным к самооценке, с определённым социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников. Детская среда как часть социальной среды включает в себя общение участников образовательного процесса и предметно-пространственное окружение, событийное и информационное окружение, а так же социально - поведенческое окружение. Совокупность этих частей обладает основными свойствами и инструментами вовлечения детей в разные виды деятельности и является основой социокультурной адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Концептуальной основой формирования социокультурной среды в группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:

  • теория гуманистической психологии и педагогики, основанная на исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена и др. в которых раскрываются идеи о самоценности личности как субъекте социокультурных отношений, признании ее прав и свобод. Отношение к детству, как самоценному периоду в жизни человека и значимость формирования у ребенка ценностного отношения к миру были провозглашены в Концепции дошкольного воспитания еще в 1989 году и нашли широкое применение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (2013 г.).

  • теория культурно-исторического понимания развития психики ребёнка Л.С.Выготского, опираясь на наиболее значимые направления: культурное развитие ребёнка как постепенное формирование его личности и мировоззрения; ведущая роль обучения, ориентированного на зону ближайшего и актуального развития; о социальной ситуации развития, о первичности и вторичности дефекта и т.д.

Структура социокультурной среды

Социо-

культурная среда

Общение со взрослыми и сверстниками

Предметно-пространствен-ная среда






Событийное и информацион -ное окружение

Социально-поведенческое окружение




Социокультурная адаптация детей с ОВЗ



Ведущими принципами социокультурной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе с НОДА) являются:

  • принцип абилитации (ориентация на наиболее полное развитие потенциальных возможностей детей с ОВЗ, учёт типологических и индивидуально - личностных особенностей их развития);

  • принцип интеграции (включение детей с ОВЗ в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, в образовательную, социокультурную жизнь);

  • принцип фалиситации (педагогическая помощь детям с ОВЗ в становлении их личности, социализации, жизненном самоопределении);

  • принцип саморазвития (предоставление возможности детям с ОВЗ собственного продвижения в своём развитии, связанного с освоением социального опыта, включением в жизнь общества и т.д.);

  • принцип гармоничного сочетания традиционных и инновационных педагогических методов и средств работы с детьми с ОВЗ

Основными средствами и инструментами формирования социокультурной среды должно стать вовлечение детей в разнообразные виды деятельности и соучастие в них.

Социокультурная адаптация как технология сосредотачивается на личности ребёнка и делает возможным достижение положительных изменений его образа жизни, в частности, предполагает выход ребёнка на такой уровень компенсации, при котором возможны любые формы взаимодействия сверстников друг с другом и с окружающей средой. При этом внимание воспитателя в старшем дошкольном возрасте направлено на организацию формирования самовоспитания - как наиболее ценного процесса.

Таким образом, особую значимость приобретает социокультурная среда, которая будет окружать ребенка. И, если мы хотим понять и помочь ребенку, то должны помнить, что являемся составной частью окружающей его среды, в которой ребенок должен жить и расти. Причем, необходимо помнить, что не только среда оказывает влияние на ребенка, но и ребенок также может воздействовать на свое окружение (либо поддерживать ее полностью, либо изменять, либо вообще не принимать).

Нарушения развития или факторы, сопровождающие дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в окружающем мире и влияющие на его социокультурную адаптацию. Социокультурную адаптированность детей с ОВЗ можно представить как соотношение оценки самого себя и притязаний ребёнка с его возможностями и реалиями общества. Построение эффективного воспитательного процесса в дошкольном учреждении и семье, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, базировалось на комплексном изучении уровня развития личностных качеств и уровня познавательного развития каждого дошкольника.

Наблюдения за деятельностью детей, изучение их интересов, мотивации деятельности и использование диагностических методик Ульенковой У.В. «Развитие мыслительных процессов», Ратановой Т.Л. «Диагностика умственных способностей дошкольников», Урунтаевой Т.А. «Определение уровня развития и мотивации учебной деятельности» позволили определить круг познавательных интересов старших дошкольников, имеющих двигательные нарушения (Животный и растительный мир, профессии, космос и т.д.), определился недостаточный уровень познавательной деятельности у 60 % детей ( низкий уровень сформированности компонентов деятельности - мотивации, програмирования, регуляции), речевые нарушения прослеживаются у 70 % детей (умение строить высказывания, лексико - грамматические нарушения, нарушения просодической стороны речи при дизартрии, нарушения звукопроизношения и др.). Двигательные нарушения, влияющие на полноценное использование предметно-развивающей среды незначительны (1 ребёнок имеет тяжёлое двигательное нарушение - 10%). Эмоционально -волевые нарушения проявляются у 40% детей в виде агрессивного поведения к детям и игрушкам, нетерпимость в конфликтных ситуациях. Остальные дети способны к эмпатии и доброжелательному поведению и сотрудничеству в деятельности (60%).

Образовательное пространство развития и воспитания ребенка должно быть представлено различными развивающими пространствами, в которых сосредоточена культура во всех ее проявлениях.

На примере темы «Космос» представляем основные позиции формирования социокультурной среды с учётом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей старших дошкольников.

Основываясь на комплексно-тематическом планировании образовательного процесса мы использовали метод проектов, доступный данной категории детей. В рамках реализации различных мини - проектов «Планеты Солнечной системы», «Космодром», «Наши друзья - инопланетяне» и др. включали детей в совместную, содержательную деятельность со взрослым и сверстником, в разных видах детской деятельности.

В каждом мини проекте соединяли эмоциональный, рациональный, действенный компоненты познания ребенком окружающего мира с точки зрения социокультуреной реабилитации. Основы знаний о космосе, о вселенной, о людях космических профессий черпали из художественной литературы и посещения тематических выставок, планетария, изучения произведений искусства, закрепляли в творческих видах деятельности (продуктивной, речевой, игровой), организовывали различные совместные с родителями и волонтёрами мероприятия.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию ориентируют нас на организацию образовательного процесса в дошкольном учреждении через создание вариативных (естественных, искусственных, проблемных игровых) ситуаций. Важно подчеркнуть, что содержание данных образовательных ситуаций актуализирует познавательную и речевую активность, побуждает детей к самостоятельности в своих суждениях и действиях, вызывает стремление получать новые знания и применять их в различных ситуациях.

Создание предметно-развивающей среды по данной теме происходило с учётом комплексного подхода к формированию развивающей среды и учитывало следующие факторы:

  • активности, самостоятельности и творчества детей в создании и подборе наглядного и игрового материала, возможности преобразования пространства;

  • учёта двигательных, речевых и интеллектуальных возможностей каждого ребёнка и применение инициативы и свободы действий;

  • сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды (крупные и малые формы);

  • комплексировании материала (возможность разнообразных сочетаний и изменений);

  • использование элементов, формирующих эмоциогенность среды, создающих индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Содержание среды по теме «Космос»:

  • Настенный электронный стенд «Солнечная система» Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

  • Наглядно-дидактические пособия

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»


  • Иллюстративный и презентационный материал

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

  • Подбор энциклопедий и художественной литературы

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

  • Дидактические (настольные, магнитные, напольные) игры «Создай свою игру про космос»

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

  • Поделки, рисунки и аппаликации детей, специально подобранная бумага (тёмная, матовая) для изображения на тему «Космос» и бросовый материал для создания тематических поделок , крупные картонные формы для сюжетных игр;

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»


  • Схемы модели и графические схемы для составления рассказов на тему «Космос»

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

  • Трафареты для изображения

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос» Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения осуществлялась через реализацию семейных мини-проектов («Мой любимый инопланетянин»,

«Космический корабль», «Хочу всё знать!»), конкурсы мини-проектов, участие с тематическим выступлением в Новогоднем празднике, организация выставки совместного творчества, групповая поездка в Планетарий, участие в развлечении на тему «Полёт на Марс». Для родителей предоставлялась возможность оставлять заявки для библиотеки учреждения и библиотеки им.Ленинского Комсомола на просмотр книг о космосе. Реализация мини - проектов предполагает различные виды совместной с детьми деятельности: изучение популярной литературы, создание презентаций, речевая деятельность (стихи, мини-рассказы), особенно популярными среди родителей были задания «Придумай зарядку для инопланетянина». В родительском уголке вышел тематический номер журнала «Мы вместе» - «Наш дом - Земля» - где были представлены итоги реализации мини проектов и роль каждой семьи в этой деятельности. И там же появилась рубрика : «Познаем вселенную», где размещались интересные статьи о космосе (причём текст подбирался как педагогами, так и родителями), были предложены консультации, в которых предлагался материал по ознакомлению дошкольников с космосом.

Результативность ППО:

  1. Сравнительные данные двух лет показали, что наблюдается позитивная динамика освоения воспитанниками содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения (в том числе и по образовательной области «Познание»), эффективное развитие интегративных качеств как основы успешного обучения в школе (у 100% детей);

  2. Воспитанники группы принимают активное участие в проведении экологических, социальных акциях в ближайшем социуме («Чистый двор», «Я берегу родную природу», «Цветик - семицветик») с членами добровольных волонтёрских организаций и здоровыми сверстниками;

  3. По результатам анкетирования родителей у 80% детей отмечается предметно-преобразующая деятельность и в домашних условиях, что способствует развитию заинтересованного, активного отношения к окружающему предметному миру.

  4. Сравнительный анализ начального и итогового этапов мониторинга показал значительные продвижения в сфере развития личностных качеств: дети стали более уверенные в себе, терпимы друг к другу и окружающим, доброжелательнее, стремятся проявлять творческую инициативу, помогать друг другу. (на 45%)

  5. Были разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды с точки зрения обеспечения эффективных условий для социокультурной адаптации дошкольников с ОВЗ.

Трансляция представленного опыта осуществлялась через следующие публикации:

  • Павлова О.А. «Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по теме «Лети ракета к звёздам», - 2 Всероссийский фестиваль методических разработок «Конспект урока», электронный журнал «Конференц-зал», август 2013 г.

  • Павлова О.А. «Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения в аспекте здоровьесберегающих технологий», Бюллетень Нижегородской региональной общественной организации инвалидов - колясочников и опорников «Инватур»,2011, №2(46)

Таким образом, пространственно-предметный компонент образовательной среды, как и социальный, характеризует не столько совокупность, «коллекцию» тех или иных предметов, сколько способ их функционирования в данной образовательной среде.

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»Статья «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»

© 2010-2022