- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Репинская И.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;
Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;
звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Материал. Картинки с изображением лисы.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый - это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»
Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:
- О чем рассказывается в этой сказке?
- Как она начинается? заканчивается?
- Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?
- А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?
- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
- Послушайте сказку еще раз,- предлагает воспитатель,- потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.
Заслушиваются 3-4 пересказа.
Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой - «командой»).
Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.
Воспитатель обращается к детям:
- Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)
- Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)
- Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?
- Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)
- Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)
- А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)
- Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный - это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая - это блюдце или чашка?
Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.
Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.