«Профилактика эмоциональной нестабильности с помощью алгоритмов ТРИЗ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Профилактика эмоциональной нестабильности с помощью алгоритмов ТРИЗ»

Теория решения изобретательских задач зарекомендовала себя в изодеятельности, математике, эстетическом и экономическом воспитании. Теперь появилась возможность апробации её методов применительно к эмоциональной сфере.

Наработанные годами приёмы и методы ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не только изобретательности, смекалки, творческого воображения, но и в становлении личности, как таковой. Решение изобретательских задач вместо поисков вслепую строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей (с этим у них всё в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Проанализировав известные методы ТРИЗ пришли к выводу, что последовательность их в работе должна выглядеть следующим образом:

  • Метод нахождения противоречий;

  • «Мозговой штурм»:

  • Метод фокальных объектов;

  • Метод синектики

Первым этапом в работе с детьми предлагается знакомство детей с противоречиями, основываясь на алгоритмах ТРИЗ. Здесь можно использовать игры «Хорошо-плохо», «Чёрное - белое», «Вперёд-назад». Постоянно открывая перед детьми тайну двойного можно научить их видеть и находить противоречия в предлагаемых эмоциональных состояниях. Чтобы дети были активны на таких занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

  • Эмоциональный настрой на занятие, преобладание положительных эмоций, т.к отрицательные эмоции затормаживают мышление, мысль начинает работать медленно и безуспешно, в спокойной обстановке быстро решаются сложные задачи.

  • Задачи должны формулироваться таким образом, чтобы заставить ребёнка активно включиться в познавательную деятельность, у него возникла потребность в анализе, синтезе;

  • Поставить ребёнка в положение первооткрывателя, исследователя посильных для него проблем.

Начало мысли, начала интеллекта там, где ребёнок видит противоречия, «тайну двойного». Анализируя эмоциональное состояние с точки зрения противоречий ребёнок выбирает лучший для него вариант, как правило выбирается всё «положительное» и отметается всё «отрицательное»

От противоречий нельзя уйти, их надо разрешить.

Для этой цели предлагается «Метод мозгового штурма», т.к. он максимально подходит для того, чтобы преодолеть психологическую инерцию. Работу необходимо строить таким образом: найдя противоречие в эмоциональном состоянии, необходимо обратиться к литературным героям т.к это приводит к потребности в разрешении противоречий о освобождении от негативных эмоций. Примером тому могут быть задания «Придумать новую корону для злой королевы», «Помоги бабе Яге победить зло». Особенностью является то, что дети по ходу обсуждения могут корректировать высказанные идеи, анализировать их (с точки зрения «хорошо-плохо»). При этом необходимо соблюдение следующий условий: не подсказывать детям весь ход решения а дать постепенно, по мере надобности лишь небольшие подсказки, с тем, чтобы основную часть работы выполняли сами дети. Только так можно формировать и развивать самостоятельное мышление при преобразовании эмоциональных состояний, дать возможность ребёнку самому найти пути освобождения от негативных состояний.

Метод фокальных объектов доступен для понимания детьми задачи. Его суть: признаки нескольких, случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемое эмоциональное состояние (объект, находящийся в фокусе) В результате получаются необычные сочетания. Согласно правилам работы «хрупкая», «бьющаяся», «прозрачная» злость, наделённая качествами стекла и «умная», «открытая», «застенчивая», наделённая качествами девочки оказалась не таким уж и страшным эмоциональным проявлением. Метод фокальных объектов помогает детям преобразовывать отрицательные эмоции, видоизменяя их и «награждая» новыми качествами.

Механизм мыслительного процесса заключался в следующем: в процессе мышления объект (эмоция) включалась во всё новые связи и выступала во всё новых свойствах и качествах, которые зафиксировались в новых понятиях («умная злость», «хрупкая злость») Из объекта, таким образом, вычерпывается всё новое содержание, в нём выявляются всё новые свойства.

На психологическом уровне произошла оценка негативного состояния, принято решение о необходимости коррекции данного эмоционального проявления. Этот метод позволяет оживить все основные направления развития ребёнка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии, а в работе перейти к следующему методу - синектике.

Наиболее подходящими для работы были выделены:

  • Прямая аналогия,

  • Фантастическая;

  • Личная (эмпатия).

Работа с аналогиями по цвету наиболее доступна. Радость,удовольствие, восторг сочетаются в представлении детей с яркими и светлыми тонами - мак, солнце; грусть, печаль - цвет дождя, тучи; покой - цвет луга, леса, а злость ассоциируется с чёрным цветом - чёрная кошка, грязь. Работая с аналогией по форме (аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду) отмечено, что у каждого ребёнка свое видение рассматриваемых эмоций, зависящее от степени развития познавательных процессов, эмоциональных переживаний, сформированности процессов внутренней регуляции.

Функциональная аналогия позволяет определить какие функции выполняют отрицательные эмоции, а затем в окружающем мире находить точно такие же объекты, аналогичные по функции.

Сравнение эмоций придаёт мыслительной деятельности побудительный, активизирующий характер, у детей возникает потребность в коррекции негативизма или освобождения от него.

Метод фантастической аналогии (оживление, увеличение, уменьшение, вынесение-внесение) позволяет научить детей умению предвосхитить эмоциональную ситуацию, любое действие переносить в сказку и использовать волшебство, фантастические и сказочные образы.(злость или грусть уменьшилась до такой степени, что стала незаметна , а потом и вовсе исчезла, или надулась - увеличилась так, что лопнула и от неё ничего не осталось).

Эмпатия может быть выделена как наиболее сильный вид аналогии, т. к. в её основе лежит принцип отождествления себя с рассматриваемой или представляемой ситуацией. Решая данную задачу, детям приходится вживаться образ отрицательного литературного героя, пытаясь определить возникшие при этом чувства, ощущения и решить как можно с ними справиться. Детям удавалось войти в роль отрицательных героев сказок, научиться передавать специфические формы выражения гнева, страха, страдания. Выразительные движения, мимика, жесты, позы передавались в данном случае под контролем сознания, хотя в других случаях могут происходить безотчётно.

Значит, ребёнок способен проконтролировать выражение своих эмоций и в этом ему помогут алгортмы ТРИЗ.



Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

  2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.

  3. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.

  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1997.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990.

  7. Золотой ключик" творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г.Самары.\ Под ред. Т.А.Сидорчук. - Челябинск, 2000 - 84 с.









© 2010-2022