«Особенности организации двигательной активности на занятиях русского языка при работе с детьми в мини – центре. »

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кгу «Средняя школа №26» ,мини - центр «Солнышко»



Доклад на тему:

«Особенности организации двигательной активности на занятиях русского языка при работе с детьми в мини - центре.»

Подготовила :

учитель русского языка Маратова Л.М.





Усть -Каменогорск ,2015 год

Особенности организации двигательной активности на занятиях русского языка при работе с детьми в мини - центре.

Дети - это будущее нашей нации, и от того, какими здоровыми мы их вырастим, зависит всеобщее благополучие.

В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - вот лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. С каждым годом педагоги все чаще и чаще сталкиваются с присутствием в группе одного-двух, а то и более учащихся, которые не в состоянии овладеть материалом школьной программы из-за неусидчивости, расторможенности, импульсивности, несобранности, нарушают и тормозят учебный процесс.

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания в воспитании личности дошкольника.

Невозможно переоценить значение двигательной активности в воспитании детей :

- укрепляется здоровье, развивается мышечная память и сила, усиливается работа важнейших органов, улучшается обмен веществ;

- развивается глазомер, ловкость и быстрота реакции;

- активизируется непроизвольное внимание, участие в игре формирует произвольное внимание;

-развивается общая и мелкая моторика, ориентировка в пространстве;

- движение отвлекает ребёнка от имеющихся у него дефектов и позволяет освободить его от утомляемости и неподвижности;

- двигательная активность во всех формах и видах способствует проявлению разнообразия видов деятельности детей на коррекционных занятиях по всем разделам программы, задействует различные уровни регуляции;

- способствует формированию просодических компонентов речи.

Образовательный процесс предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей во всех образовательных областях На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными и рассеянными. С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях учебный материал сочетается с движениями. Даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы

. Двигательная деятельность имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей, способствует формирования у них обобщённых представлений, знаний и умений, развитию мышления, логики, коммуникативных навыков, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, речевое развитие детей осуществляется во всех видах детской деятельности Здоровье ребёнка является важнейшим показателем его благополучия, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в общественном и семейном воспитании. Поэтому важную роль играет создание условий для организации коррекционно-оздоровительных средств и методов, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.

Скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность дошкольников становиться возможным благодаря применению новых форм оздоровления, воспитания и образования детей .

Высокий уровень двигательной активности - важнейшее условие не только физического, но и умственного развития ребёнка. Ведущим направлением в деятельности ДОУ в рамках программы является создание технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников путём интеграции - введения движения во все виды деятельности детей с нарушениями речевого и психофизического развития. Главная задача всех педагогов - вовлечь ребёнка в игру на том содержательном материале, которым владеет взрослый; сформировать потребность в движении, а через него и в познании.

Значительное место в физическом воспитании детей отводится игре, потому что они являются естественной формой передачи детям необходимого объёма знаний и двигательных навыков и умений.

Главной задачей во время игры продолжает оставаться формирование речи у дошкольников, поэтому помимо общих правил игры, оговариваются ряд вопросов, которые не только помогают детям понять правила, следовать им, но и способствуют их умственной и речевой активности. Заключение Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности доказана исследованиями учёных и практиков. Нами были изучены особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития двигательной деятельности детей. Выявлено, что развитие двигательной деятельности связано с возрастом ребёнка и формированием физических качеств. Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают специально организованную двигательную деятельности и самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке, в физкультурном зале. Разнообразные формы и виды двигательной деятельности способствуют полноценному развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль педагога, его профессионализм для качественной организации двигательной. Пояснение учебного материала - это не педагогический монолог, а визуальная, тактильная, двигательная активность ребенка.

Каковы же условия осуществления двигательной активности на занятии русским языком? При длительности занятия более 15 мин необходима смена вида деятельности каждые 5-10 мин и соблюдение баланса между спокойными и активными видами деятельности, что обусловлено особенностями внимания . Повышенная двигательная активность мешает рефлексии у детей, поскольку задерживает речевое развитие и развитие языковых способностей: ребенок не может организовать центральную модель высказывания и даже фразу, достаточную для того, чтобы говорить о «языке».

С учетом особенностей психики младшего школьника, целесообразной можно считать следующую структуру занятия русским языком:

повторение знакомой детям песни или стихотворения, названий предметов;

введение нового материала;

закрепление нового материала в продуктивной деятельности (рисование или изготовление атрибутов-поделок);

разучивание песни, стихотворения или рифмовки с новым языковым материалом;

подвижная игра, уже известная детям, или задания на общее физическое реагирование;

повторение известной детям истории( как закрепление может быть использована театрализация)

Практические приемы организации работы с детьми на уроке русского языка

Исходя из особенностей поведения детей дошкольного возраста ,их склонности к быстрой утомляемости и потере интереса - нужно соблюдать два основных правила при их обучении. Первое - не давать громоздких заданий и инструкций, раздробив сложные задачи на множество маленьких. И второе - каждые семь-десять минут прерываться для того, чтобы в движении, рифмовке или песне активизировать и закрепить пройденный материал.

Например:

1. Закрепляем употребление словесных конструкций в речи(в ходе закрепления темы «Мини - центр»: дети встают в кружок, берутся за руки и отвечают на вопрос учителя, в ритм поднимая руки.

« Куда мы идем? -В мини - центр мы идем; Что в мини - центре делаем? Учимся, играем, танцуем и поем. Кого мы в мини - центре встретим ?Там нас воспитатель ждет. А вечер наступит - и мама придет» и т.д., выполняют движения в зависимости от изучаемой лексики и произносимых конструкций.

2. Игра «Волшебный мешочек». Возможности этой игры весьма вариативны, т.к. на начальном этапе вы можете помещать туда картинки, игрушки, называют их, складывают предложения. При изучении названий животных, птиц или профессий, дети также стоят в кружке. Учитель начинает, предлагая хором спрашивать каждого ученика по кругу. Держась за руки дети поднимают и опускают руки в такт вопроса. «Что (руки вверх) делает (руки вниз) покажи (руки вверх)?» Ребенок берет из мешочка карточку и в соответствии с картинкой отвечает: показывает движениями, называет особые признаки. Дети отгадывают. Аналогично строится игра по теме «Посуда»,«Игрушки» и др.

3. Если следующим этапом урока является выполнение графических заданий, можно поставить детей в круг, проговорить хором, а затем по отдельности то, что нужно нарисовать, раскрасить или заштриховать и предложить соревнование. Тем самым вы создаете ситуацию успеха и можете не сомневаться в отличном результате, главное - не давать громоздких заданий и заготовить для сильных учеников дополнительное задание в качестве бонуса.

4. Контроль уровня ЗУН также может проводиться нетрадиционно. Все дети делятся на две-три группы, в зависимости от количества учащихся., Слабых учеников поставьте вперед, назначив их капитанами команд. Учитель называет слово, дети начинают выбирать картинки (игрушки, муляжи и т.д.)по теме , если ошибаются, то следующий учащийся исправляет допущенные ошибки.( Например, по теме «Овощи»)мы не только контролируем, но и одновременно формируем (у слабых учащихся),развиваем (у средних), и совершенствуем ( у сильных) знания и речевые навыки по определенной теме , но такие задания помогают детям не уставать от занятия, концентрируют внимание ,память. Такое задание мотивирует, позволяет сменить вид деятельности и не отнимает много времени.

5 Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач: познавательное развитие ,социальное развитие речевое развитие ,эстетическое развитие , развитие двигательной активности.

Развитие двигательной активности способствуют согласованию действий и сопровождающей их речи; умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; выразительность исполнения основных видов движений.

Театрализация - один из самых популярных методов работы на занятиях изучения языка, так как этот вид работы делает занятие интересным и разнообразным, помогает запомнить и понять звучание и смысл слов другого языка , а также способствует развитию двигательной активности .и умению через движение показывать характер героев,умению понимать смысл произведения . Занимаясь театрализацией, развиваются сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности. Она наряду с целями и задачами стандартных занятий, развивает у учащихся интерес к самообучению, творчеству, формирует умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

6.Разучивание игр, считалок , потешек. Разучивание происходит в кругу на ковре. Дети играют , выполняют движения для закрепления произнесения текста и запоминания 2- 3 раза.

7. Физкультминутки - динамические паузы, проводимые на занятиях в ДОУ, состоящие из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Обычно физкультурные паузы проводятся в течение 1-2 минуты, во время занятия ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ - это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) .Физминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Естественно,что содержание физминутки должно соответствовать теме занятия.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты

Основные требования к проведению физкультминуток:

• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.) ;

• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Приложение:

Материал для динамических пауз и пальчиковой гимнастики

Осень.

Осень шла, шла, шла, ( ходьба по кругу)

К нам во двор пришла. (остановились)

С веток листья полетели, ( махи кистями рук сверху вниз)

Как осенние метели.

Ветер листья закружил ( круговые движения руками)

Завертел их хороводом (поворот вокруг себя)

И на землю положил. (присесть, кисти рук на полу)

Листья смирно полежали

И по дорожке побежали. (бег по кругу на носочках)

Овощи.

Вот лопата. Там картошка. (правая рука в кулаке, левая в сторону)

Покопаем мы немножко (имитация «копки»)

Помидоры мы срываем, (руки вверх, имитация соотв. движений)

Дёргаем морковку ( наклон вперёд, имитация движений)

Собираем урожай (рисуем круг руками)

Весело и ловко. ( скользящие движения ладонями)

Мебель.

Это спальня. Вот кровать. (руки в стороны - вперёд)

На кровати надо спать. (руки под щёку)

Это стол - за ним едят. (имитация еды ложкой. )

Это стул - на нём сидят. Присесть

Но нельзя на нём качаться ( руки на поясе, наклоны в стороны)

Или будет он ломаться (стучать ребром правой ладони по левой)

А в шкафу лежит бельё ( руки вверх )

Брата Саши и моё. (показать на «брата» и на себя)

Деревья.

Чудо дерево стоит (руки вверх)

И тихонько шелестит. ( махи сверху вниз)

Лист с листочком говорит, (ритмично соединять подушечки) пальцев)

Приговаривает: -

Я - кленовый, ты - дубовый, (загибать пальчики по одному)

Рядышком - рябиновый,

Вот берёзовый, как новый,

Ивовый, осиновый.

Посуда.

Мы в кастрюле суп варили, (помешивать «суп» ложкой)

Мы туда морковь крошили (постукивание ребром ладони по руке)

И картошку положили. ( имитация движений обеими руками)

Наливали всё в тарелку, (в правой руке «половник» - наливать)

Но в глубокую, не в мелкую. (круг руками, руки в стороны)

Одежда.

Прежде чем идти гулять (ходьба на месте)

Надо свитер надевать ( руки вверх-вниз)

В рукава просунем руки, (попеременно погладить руки от кисти до плеча)

На себя наденем брюки, ( наклониться, имитация движений )

Обуваем сапоги. (попеременно поднять согнутые ноги)

Ты теперь готов - беги! ( Бег на месте (или по кругу)

Дом и его части.

Мы сейчас построим дом (руки «домиком» над головой)

Будем жить все дружно в нём. (руки в замок перед грудью)

Фундамент надо заложить, (наклониться вперёд, руки в стороны)

На него кирпич сложить, (имитация кладки кирпича)

Крышу сделать шалашом. (Руки «домиком»)

Очень крепкий будет дом! (руки в «замок» над головой)

Дикие животные.

Под сосною есть нора (рука на руке)

В ней живёт одна семья: (спрятать кулачок в кулачок)

Мама - рыжая лисица (считать, загибая пальцы)

Два братишки, две сестрицы

Отвечай же поскорей (хлопки ладонями-кулачками)

Сколько там живёт зверей?

Животные жарких стран.

У льва густая грива, (руки вверх, в стороны)

Тигр полосатый. (рывки руками перед грудью)

Большие и красивые (Руки вверх-вниз (2раза)

Животные

У кенгуру есть сумка, ( руки на животе)

А в сумке кенгурёнок, (прыжки на месте)

У слона есть хобот, (показать руками)

Такой же у слонёнка.

Крокодил зелёный, (руки вперёд)

На бревно похожий, (наклониться, спрятав голову[/)

Обезьянки ловкие ( хватательные движения руками)

И любят строить рожи. (показать «нос»)

Зимующие птицы.

К нам сегодня прилетели, ( махать скрещенными кистями рук)

Дружно на кормушку сели ( кисти рук лежат на столе)

Попрыгали, поклевали, (стучать пальцами по столу)

Вместе рядышком поспали (кисти рук на столе)

Голубь, воробей, синица. (подушечки пальцев соприкасаются)

Ну, а это что за птица (вытянуть правую руку вперёд)

К нам летит издалека ( махи кистями рук)

И садится на кормушку: ( кисти рук на столе)

Нет ли крошки, червячка? (постучать указательными пальцами)

С красной грудкой птица (погладить ладони)

Может быть, нам снится? ( ладони под щекой)

Наш город.

Вдоль по улице идём (ходьба по кругу)

И флажок с собой несём. (поднять кулачок пр. руки)

Смотрим вправо ( повороты головы)

Смотрим влево:

Вдоль по улице дома ( руки вперёд)

И высокие, и низкие (руки вверх-вниз)

Стоят чудо-терема. (остановиться)

Вот центр культуры трёхэтажный (показать 3 пальца)

С колоннами (поворот вокруг себя)

И очень важный. ( поднять вверх подбородок)

Вот школа: (показать)

Здесь учиться мы ( прижать руки к груди)

Все обязательно должны!

Школа.

Я иду сегодня в школу, (ходьба по кругу)

Ранец я с собой несу. (руки на плечи)

Он вещей учебных полный, (круг руками )

Как грибов у нас в лесу. ( присесть, развести руки в стороны)

Там учебники, тетради, (считать пальцы)

Ручка, карандаш, пенал.

А ещё, чтоб поиграть мне, (хлопки руками)

Я с собой машину взял. (крутить «руль»)

Игры на закрепление материала с мячом

цветные мячи по всему ковру .( Закрепление тем «Цвет» и «Большой , маленький!).

(По сигналу все собирают мячики ) .Становятся в круг,называют цвет , размер мяча.

Педагог : Посмотрите здесь лежит еще один мяч, какой большой, давайте с ним тоже поиграем.

Дети встают в круг игр «Мяч»

Летит мой мяч, летит к тебе

Смотри не прозевай,

Держи его, лови его

И снова мне бросай. ( стоя в кругу бросает мяч детям по очереди)

Друг веселый, мячик мой

Всюду, всюду он со мной

1, 2, 3, 4, 5-хорошо мне с ним играть

(Дети выполняют пружинку, а затем прыгают на двух ногах на месте)

Птица, рыба, зверь, насекомое

Педагог бросает кому-либо из участников мячик (или просто указывает на него), говоря при этом, например, "Зверь!". Участник, поймав мячик, должен сразу же назвать какое-либо животное (заяц, слон, муравьед и др.). Соответственно, если ведущий кричит "Птица!" или "Рыба!", то тот, кому был брошен мячик, быстро называет какую-либо птицу или рыбу.

Наш дом

Игра состоит из трех этапов:

Педагог бросает мячик каждому участнику по одному разу. Поймав мячик, игроки должны назвать какое-либо членство в семье (мама, папа, сын, дочь, тетя, дедушка и др.). То, что они назовут, является их ролью в течение игры. Названия не должны повторяться

Слог Педагог, бросая мячик, называет первый слог какого-либо слова. Участник игры, поймавший мячик, должен продолжить слово. Например: ко... - ...рова (...роль, ...рабль, ...пилка, ...мар), ча... - ...сы (...ша, ...ры, ...бан) и др.

Суп. Участники называют компоненты, необходимые для приготовления "супа": Алихан - мясо, Дархан - перец, Алима- воду, Айжан- лавровый лист, …….. - крупу, …… - рыбу, ……. - огурцы и т.д.



© 2010-2022