Консультация: Экологическое воспитание дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Экологическое воспитание дошкольников»

Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью природы. Ребенок начинает понимать, что от отношения человека к природе зависит жизнь всей планеты, что человек может стать как причиной всех неблагоприятных последствий, так и преобразующей силой мироздания.

Изучение природы и себя самого, как ее части, дает ребенку ощущение своего родства с определенным этническим сообществом, видом себе подобных. Кроме того, через познание живого происходит одухотворение бытия, формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.

Основной задачей педагога является воспитание у ребенка качественно нового отношения к природе, а именно подлинно гуманного отношения к величайшей ценности - жизни.

Экологическое воспитание детей осуществляется посредством наблюдения (за объектами природы, природными явлениями и т.д.), экологического моделирования и поисковой деятельности. Для закрепления и обогащения знаний используется труд в природе (способствует развитию у детей сочувствия, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы, формирует эстетическое восприятие природы).

Наибольшее место в педагогическом процессе экологического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями и уровнем познавательного развития. Взаимодействие детей и педагога строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: наблюдения, игры, труд в уголке природы и на участке детского сада, исследовательскую деятельность, моделирование. Широко используется чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, экологические праздники и досуги.

Для реализации программы экологического воспитания создается соответствующая экологически развивающая среда. В группе она представлена зеленой зоной уголка природы. Содержанием развивающей среды являются экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации и книги, оборудование и материалы для экспериментирования. Развивающая среда ориентирована, прежде всего, на воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Полученный опыт служит развитию социально-коммуникативных навыков: воплощается в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры), изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), опытно-экспериментальной деятельности.

© 2010-2022