• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «СУВЕНИР» для детей 5-7 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «СУВЕНИР» для детей 5-7 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласованно: Утверждено:













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство

«СУВЕНИР»

.









Выполнила:

Бокова Вера Владимировна

МБДОУ №222 воспитатель





г. Оренбург-2012г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка ______________________________________ 4

  2. Тематический план непосредственно образовательной деятельности _________________________________________________________________ 9

  3. Содержание программы ______________________________________13

  4. Контрольно - диагностические материалы ______________________32

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы_______________________________________________________38

  6. Список использованной литературы ____________________________41

Приложение

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин



Время наше сложное - это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека.

Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому мы перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения в нашем ДОУ, мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Цель программы: развитие творческой активности ребенка средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Образовательная:

Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Развивающая:

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;

Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности - «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Возраст детей: 5-7 лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Основной формой работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

Старшая группа:

Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Подготовительная группа:

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду.

Направления работы:

1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.

2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.

На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Тематический план НОД по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционной техники рисования.

Старшая группа 5-6 лет.

Модуль №1 «Дымковская игрушка»

Октябрь

  1. Путешествие по народным промыслам Экскурсия в Русскую горенку детского сада.

  2. Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла

  3. Знакомство с нетрадиционными техниками изображения.

  4. Рисование и конструирование «Барышни-франтихи».

  5. Рисование и конструировании. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа).

Модуль №2 «Филимоновская игрушка»

Ноябрь

6-7. Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

8. Лепка «Филимоновские олени и коровки».

9.Рисование «Филимоновский табунок».

Модуль №3 «Каргопольские игрушки»

Декабрь

9. Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла.

10. Лепка «Волшебная Птица-Сирин».

11. Рисование «Сказочная птица».

Модуль №4 «Золотая хохлома, Городец»

Январь

12. Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла

13. Рисование «Шарфики для козлят».

14. Рисование «Украсим теремок для зверей».

Февраль

15. Веселый Городец. Рассказ об истории промысла.

16. Рисование «Сарафан для Матрешки».

17. Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз».

Модуль № 5 «Гжель»

Март

18. Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле.

19. Лепка «Гжельские фигурки».

20. Рисование «Роспись фигурок».

21. Русская матрешка. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Модуль №6 «Матрешки»

Апрель

22. Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...»

23.Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

24.Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле.

25.Рисование «Шаль для красавицы Весны…»

Модуль № 7 «Южно- Уральские костюмы»

Май

26.Народные промыслы родного края.

27.Рисование «Украшение Южно-Уральских костюмов».

28. Лепка и роспись «Художественная мастерская»

Тематический план НОД по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционной техники рисования.

Подготовительная группа 6-7 лет.

Модуль № 1 «Дымковская и Филимоновская игрушки»

Октябрь

1.Лепка «Дымковский индюк».

2. Рисование «Как у чудо - индюка все расписаны бока».

3. Лепка «Филимоновские красавицы».

4 .Рисование «Филимоновский хоровод».

Модуль № 2 «Искусство народного промысла»

Ноябрь

5.Лепка «Полкан-кентавр».

6. Рисование «Могучий Полкан-богатырь».

7. Знакомство с разнообразием русской матрешки.

8.Рисование: «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки».

Модуль № 3 «Русские костюмы»

Декабрь.

9. Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся».

10. Знакомство с русским народным костюмом.

11. Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».

12. Рисование: «День рождения Ушастика».

Модуль № 4 «Хохлома и Городец»

Январь.

13. Рисование: «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

14. Рисование: «Украсим кукольную мебель городецким узором».

15. Лепка: «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).

Модуль № 5 «Жостовская роспись»

Февраль

16. Искусство Жостова. Рассказ о промысле.

17. Рисование «Жостовские подносы».

18. Рисование: «Расцветай Гжель васильковая» .

Модуль № 6 «Богородские игрушки»

Март

19. Рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива».

20. Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой.

21. Лепка «Богородский медведь».

22. Рисование «Богородские игрушки»(графика)

Модуль № 7 « Народные промыслы родного края»

Апрель

23. Знакомство с Оренбургскими кружевами.

24. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» Черно-белый граттаж.

25. Рисование «Праздничная скатерть» Рисование нитками разной. Цветной фактуры, клейкая бумага.

26.Рисование «Украшение Южно-Уральской одежды». Цветной

граттаж.

Модуль № 8 «Мониторинг»

Май

27. Лепка и роспись «Художественная мастерская»

Содержание программы:

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционной техники рисования (старшая группа 5-6 лет)

1. Путешествие по народным промыслам Экскурсия в Русскую горенку детского сада. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.

2. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.

3. Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки».

4. Рисование и конструирование. «Барышни-франтихи». Рисование тычком, ватными палочками. Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки - двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы - в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш.

5. Рисование и конструировании. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа). Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки». Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь - гармонист, балалаечники; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации.

6. Филимоновские свистульки.Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Ватные палочки, перышко. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

7. Лепка «Филимоновские олени и коровки» Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. Филимоновские подлинные игрушки - олени и коровкии иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

8. Рисование «Филимоновский табунок». Ватные палочки, перышко Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Филимоновские олени и коровки - игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.

9. Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

10. Лепка «Волшебная Птица-Сирин». Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

11. Рисование «Сказочная птица». Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

12. Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Ватные палочки, «тычки». Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

13. Рисование «Шарфики для козлят» Ватные палочки, «тычки». Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком». Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят.

14. Рисование «Украсим теремок для зверей»(коллективная работа). Ватные палочки, «тычки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных - мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».

15. Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование пальчиками, «тычком» Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

16. Рисование «Сарафан для Матрешки» Рисование пальчиками, оттиск поролоном. Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы - купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск поролоном. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

17. Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). Рисование пальчиками, оттиск поролоном. Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

18. Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

19. Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ. Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

20. Рисование «Роспись фигурок». Ватные палочки, «тычки». Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

21. Русская матрешка. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

22. Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...» Ватные палочки, «тычки». Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

23. Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».

24. Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с новым промыслом - Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.

25. Рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа). Батик холодный, «тычки». Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти.

26. Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в музей. Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения Уральской одежды .

27. Рисование «Украшение Южно-Уральских костюмов». Штампы, печатки. Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения Южно-Уральских костюмов. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика.

27. Рисование «Украшение Южно-Уральских костюмов». Цветной клей. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей. Изделия народных промыслов родного края. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей.

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования.

Подготовительная группа 6-7 лет.

1. Лепка «Дымковский индюк». Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

2. Рисование «Как у чудо - индюка все расписаны бока». Рисование пальчиками,«тычком», ватными палочками. Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам. Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки.

3. Лепка «Филимоновские красавицы». Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, ба ночки с водой.

4. Рисование «Филимоновский хоровод». Перышко. Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко.

5. Лепка «Полкан-кентавр». Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку - Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. Каргопольские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

6. Рисование «Могучий Полкан-богатырь». Рисование пальчиками,«тычком», ватными палочками. Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, ватные палочки, кисти, «тычок».

7. Знакомство с разнообразием русской матрешки. Экскурсия в мини-музей детского сада. Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек

8. Рисование«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» Печатки, «тычки» Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

9. Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек). Рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, ватные палочки, «тычки». Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты, воздушные фломастеры.

10. Знакомство с русским народным костюмом.Экскурсия на фотовыставку в Русскую горенку детского сада. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм. Иллюстрации и фотографии с русским народной одеждой.

11. Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм» Цветной клей. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования - цветным клеем. Иллюстрации с изображением русского костюма (пособие «Русский народный костюм», детали костюмов для росписи, цветной клей.

12. Рисование «День рождения Ушастика» (роспись посуды). Ватные палочки, «тычки», цветной клей. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Баночки из-под кремов, в виде старинной посуды, покрашенные под фон хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

13. Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). Ватные палочки, «тычки», цветной клей. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

14. Рисование «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа). Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, набрызг. Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи - Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы. У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, стол, диван, кровати и др., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые будут расписываться узорами. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки.

15. Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться. Гжельский сервиз. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

16. Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза). Ватные палочки, «тычки», Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. Побеленные детские изделия, Таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки»

17. Искусство Жостова. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы Жостовской росписи и составлять несложные композиции. Выставка изделий Жостова. Видеофильм «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти.

18. Рисование «Жостовские подносы» Рисование пальчиками. Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования - пальчиками. Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи. Темперные краски, кисти, вода.

19. Рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа) Холодный батик. Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей. Павловопосадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.

20. Знакомство с Богородской резной деревянной игрушкой. Экскурсия на выставку в мини-музей детского сада. Познакомить детей с новым промыслом - Богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Выставка Богородских резных игрушек. Альбомы с иллюстрациями игрушек.

21. Лепка «Богородский медведь». Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность. Богородские игрушки. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

22. Рисование «Богородские игрушки» (графика) Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду. Богородские игрушки. Бумага, простые карандаши.

23. Знакомство с Оренбургскими кружевами. Экскурсия в Русскую горенку детского сада. Ватные палочки, «тычок» Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе. Кружевные изделия оренбургских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Видеофильм «Оренбургские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

24. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» Черно-белый граттаж. Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий Оренбургских мастериц. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования - черно-белый граттаж. Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки.

25. Рисование «Праздничная скатерть» Рисование нитками разной фактуры, клейкая бумага. Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию. Кружевные изделия оренбургских мастериц. Таблица с элементами кружевоплетения, нитки разной фактуры, клейкая бумага, салфетки.

26. Рисование «Украшение Южно-Уральской одежды». Цветной граттаж. Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка). Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения Южно-Уральских костюмов. Трафареты одежды, палочки для работы техникой цветного граттажа..

27. Лепка «Родные мотивы». Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего края (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), по замыслу; развивать умение лепить человека .Воспитывать любовь к родному краю. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

28. Рисование по замыслу. Все знакомые техники. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей. Изделия народных промыслов. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, краски, кисти, «тычки», ватные палочки и т.п.

Диагностика реализации программы в старшей группе

С целью определения уровня усвоения программы проводится мониторинг в два этапа. Первый этап - начало учебного года. Второй этап - конец учебного года.

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Форма проведения - Занятие по замыслу.

Анализ продукта и процесса деятельности лепки из глины.

Ф.И. ребенка

Знание свойств материала-

глины

Оригинальность

композиции лепки из глины

Оригинальность

формы

Владение технич.

приемами лепки из глины.

Творчество


Анализ

работы

1.


























Условные обозначения

(-) - не знает свойств глины, не умеет строить композицию, создать форму декоративной игрушки, не владеет техническими приемами лепки декоративных игрушек, не может самостоятельно регулировать свою деятельность, не может ее анализировать, не оригинален, не самостоятелен, не умеет анализировать работу, нет интереса к ней.

(*) - все выполняет и знает частично.

(+)- Ребенок работает самостоятельно, с интересом, соблюдая правила лепки вносит свои дополнения, владеет приемами лепки , самостоятельно регулирует свою деятельность, проявляет к ней интерес, работает творчески, может дать правильный анализ своей деятельности, критически оценить свой результат лепки.

Анализ продукта и процесса декоративной росписи.

Ф.И. ребенка

Знания о декоративной росписи

Изо навыки

Роспись трафарета

Форма

Композиция

Цвет.

Ритм.

Творчество

Самостоятельность

1.



































Условные обозначения

(-) - нет знаний о декоративной росписи, о стиле и элементах росписи вылепленных игрушек, не умение самостоятельно найти нужную форму т.е. узор, подходящий плоскостному или объемному изображению, не соблюдает ритм рисунка, нет навыков росписи, не регулирует свою деятельность самостоятельно, работа и рабочее место не аккуратно, не умеет расписывать трафарет декоративной росписью, не может работать самостоятельно, ребенок не проявляет интереса в работе, творчества, не умеет адекватно проанализировать свою деятельность.

(*) - частичное соответствие параметрам.

(+) - полное соответствие параметрам ребенок правильно владеет навыками росписи, рисует с интересом, полностью самостоятельно, проявляет творчество в работе, умеет расписать трафарет, критически оценить полученный результат.

Уровни развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

-Низкий уровень характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости, пассивности) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; отсутствием желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в пластике движений, в рисунке, лепке ; нет навыков техники лепки и рисования, воспроизведения формы, композиции, побора колорита цветовой гаммы; отказ «сочинять» какую - либо декоративную игрушку даже с помощью воспитателя, т.е. нет элемента творчества, не регулирует самостоятельно свою деятельность.

-Средний уровень характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей, нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности.

-Высокий уровень характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области изобразительной деятельности; яркостью оценочных суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в изобразительной деятельности.

Диагностика реализации программы в подготовительной группе

С целью определения уровня усвоения программы проводится мониторинг в два этапа. Первый этап - начало учебного года. Второй этап - конец учебного года.

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Форма проведения - Занятие по замыслу.

Анализ продукта и процесса деятельности лепки из глины.

Ф.И. ребенка

Знание свойств материала-

глины

Оригинальность

композиции лепки из глины

Оригинальность

формы

Владение технич.

приемами лепки из глины.

Самостоятельность, Регуляция

деятельности

Творчество


Анализ

работы

1.





























Условные обозначения

(-) - не знает свойств глины, не умеет строить композицию, создать форму декоративной игрушки, не владеет техническими приемами лепки декоративных игрушек, не может самостоятельно регулировать свою деятельность, не может ее анализировать, не оригинален, не самостоятелен, не умеет анализировать работу, нет интереса к ней.

(*) - все выполняет и знает частично.

(+)- Ребенок работает самостоятельно, с интересом, соблюдая правила лепки вносит свои дополнения, владеет приемами лепки , самостоятельно регулирует свою деятельность, проявляет к ней интерес, работает творчески, может дать правильный анализ своей деятельности, критически оценить свой результат лепки.











Анализ продукта и процесса декоративной росписи.

Ф.И. ребенка

Знания о декоративной росписи

Изо навыки

Роспись трафарета

Роспись на глиняной игрушке

Форма

Композиция

Цвет.

Ритм.

Творчество

Самостоятельность

1.






































Условные обозначения

(-) - нет знаний о декоративной росписи, о стиле и элементах росписи вылепленных игрушек, не умение самостоятельно найти нужную форму т.е. узор, подходящий плоскостному или объемному изображению, правильно расположить его на игрушке, не соблюдает ритм рисунка, нет навыков росписи, не регулирует свою деятельность самостоятельно, работа и рабочее место не аккуратно, не умеет расписывать саму глиняную игрушку декоративной росписью, не может работать самостоятельно, ребенок не проявляет интереса в работе, творчества, не умеет адекватно проанализировать свою деятельность.

(*) - частичное соответствие параметрам.

(+) - полное соответствие параметрам Ребенок правильно владеет навыками росписи, рисует с интересом, полностью самостоятельно, проявляет творчество в работе, умеет расписать как трафарет, так и вылепленную глиняную игрушку, критически оценить полученный результат.

Уровни развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

-Низкий уровень характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости, пассивности) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; отсутствием желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в пластике движений, в рисунке, лепке; нет навыков техники лепки и рисования, воспроизведения формы, композиции, побора колорита цветовой гаммы; отказ «сочинять» какую - либо декоративную игрушку, даже с помощью воспитателя, т.е. нет элемента творчества, не регулирует самостоятельно свою деятельность.

-Средний уровень характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей, нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности.

-Высокий уровень характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области изобразительной деятельности; яркостью оценочных суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в изобразительной деятельности.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Изделия декоративно-прикладного искусства.

Народные игрушки.

Богородская резная игрушка:

  • «Мужик и медведь», «Мастера», «Гусар», «Охотник с собакой», «Веселая минутка», «Генерал Топтыгин».

Дымковская (вятская) игрушка:

  • Барыня, водоноска, всадник, лошадка, козел, баран, индюк, гусь, собачка.

Филимоновская игрушка-свистулька:

  • Барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, коровка, олень, лошадка.

Каргопольская игрушка:

  • Барышня, мужик, птица-сирин, кентавр, медведь, корова, олень.

Русская матрешка:

  • Загорская, полхов-майданская, семеновская, разновидности матрешек: матрешка - барыня, матрешка - боярин, витязь и другие.

Декоративная роспись.

Гжельская керамика:

  • Чайная пара, ваза, масленка, фигурки.

Городецкая роспись по дереву:

  • тарелка, шкатулка, емкости для сыпучих, стульчик.

Жостовская роспись на металлических подносах:

  • подносы с разным построением узора и разной формы.

Хохломская роспись по дереву:

  • ложки, тарелки, половник, горшок, ковш, шкатулка, блюдо, солонка, ваза детский стульчик, стол и другие изделия.

Демонстрационные материалы.

Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

Дорофеева А. Наглядно-дидактические пособия.

Наглядно-дидактические пособия. Гл. ред. Дорофеева А.

Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Орловский П. История костюма. Книжка-раскраска.

Нелюбин Ф. Ф. Альбомы для раскрашивания.

Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом.

Орлова Л. В. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Дорофеев Ю. Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. Книжка-раскраска.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова. Рабочие тетради по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.

Папки с силуэтным моделированием.

Таблицы с элементами росписей.

Таблицы с последовательность рисования элементов и узоров.

Алгоритмы последовательности создания изделий.

Иллюстрации и фотографии с изображением изделий народных промыслов России.









Список использованной литературы:

Литература для детей:

1. Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  1. Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  2. Вохринцева С. В. Матрешки. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  3. Вохринцева С. В. Полхов-Майданская роспись. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  4. Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  5. Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.

  6. Дрожин Ю. Г. Худлжник Т. Евсеева Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2003.

Литература для педагогов:

  1. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва творческий центр Сфера, 2005.

  2. История костюма. Книжка-раскраска. Художник и автор П. Орловский. Изд-во «Книжный мир» Минск, 2004.

  3. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва Белый город. 2002г.

  4. Кончаловская Н.В. комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва Феникс, 2003.

  5. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.




































Приложение № 1

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Программное содержание:

Цель: Расширить знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла.

Задачи:

  • Закреплять умение лепить чайную посуду.

  • Воспитывать эстетический вкус к народной игрушке.

  • Развивать творчество и фантазию.

Материал. Выставка изделий гжельских мастеров «Эта звонкая сказка - Гжель». Магнитофон, аудиокассета с записью народных мелодий. Глина, вода, кисти, гуашь белая, синяя. Подставки.

Ход занятия.

Горница оформлена в стиле русской избы «Под гжель». В избе стоит несколько столов для работы детей в «художественной мастерской». В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик..». Стук в дверь. Входят дети.

Педагог. - Добрый день, Хозяюшка! Встречай гостей! (кланяются)

Хозяйка - Здравствуйте, гости дорогие, проходите!

Дети идут по светелке. Поочередно хваля дом и хозяйку.

1 реб. - ваша изба ровна, тепла.

2 реб. - домом жить - не лукошко шить, не развеся уши ходить.

Хозяйка - У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится - вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Педагог. Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.

Звучит р.н.мелодия. дети проходят в «мастерскую», садятся за столы и начинают работу; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде, загадывают загадки

1 реб. - хочешь, хозяюшка, наши загадки про избу послушать, да разгадать их?

Хозяйка - с удовольствием!

2 реб. - стоит копна вся в дырках, на копне гора, из горы дым идет?

Хозяйка - так это ж моя изба! (дырки - это окна, а гора с дымом - труба на крыше).

Дети - правильно!

3 реб. - Дарья да Марья друг на друга глядят.

Хозяйка - ой, да это те, которые глядятся, а вместе не сойдутся - пол с потолком!

Дети - правильно. Но мы хотим услышать интересную историю!

Хозяйка - ну что ж, давайте приниматься за работу. Сели все удобно? Но прежде, чем мы начнем лепить чайную посуду, я хочу загадать вам загадку, а по отгадке вы узнаете, куда я хочу вас пригласить:

Синяя сказка - глазам загляденье.,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая….(гжель)

Хозяйка - правильно, я приглашаю вас в новое увлекательное путешествие в Страну Синей гжели. «Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. И стали люди лепить ее из подручного материала - глины. И мы, с вами, тоже будем лепить чайную посуду из глины. Затем ее просушим, разукрасим, и повезем ее на веселую ярмарку продавать.

Вы начинайте лепить чашки и блюдца, а я продолжу.

Полюбили гжель прежде всего за цвет. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее - синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки ведет рука художника кисточку с краской… то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска…, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные…веселые, красивые. И мы, с вами, тоже сегодня стали художниками. Мы лепим свои чашки и блюдца, создаем свои формы чайной посуды.

Хозяйка - а что вы знаете о гжельском рисунке?

1 реб - Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

2 реб - Синяя сказка - глазам загляденье.,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонка Гжель!

Хозяйка - пока дело спорится, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде?

1 Реб - Ну что ж, слушайте: что посеешь, то и пожнешь.

2 реб - не будет скуки, когда заняты руки.

3 реб - делаешь наспех - сделаешь на смех.

4 реб -Труд человека кормит, а лень портит.

5 реб - Без труда - не вынуть рубку из пруда.

6 реб - Каков мастер, такова и работа.

Хозяйка - ну вот, за разговорами и дело сделано!

Вы сегодня - гжельские мастера - большие фантазеры. Одни чашки - стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

При виде гжельской посуды даже глаза разбегаются. Уж очень она хороша!

А теперь, потехе час. В старину, любую работу завершали играми. И с вами, сейчас поиграем в русскую народную игру «Кошки мышки».

Проводится игра.

Педагог. Эй, ребята, собирайтесь,

С песней, к дому отправляйтесь!

Дети прощаются с хозяйкой и под музыку уходят из горницы.



Приложение № 2

Игры по ознакомлению детей

Декоративно - прикладным искусством.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор».

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование: Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве - игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д..









Дидактическая игра «Городецкие узоры».

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Распиши платок»
Цель: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал и оборудование. квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровое правило: детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу».

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Материал и оборудование. Элементы гжельской розы.

Игровое правило. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке - матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Дидактическая игра «Найди домик матрёшки»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке - матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Карточка с силуэтами матрешек - их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.




© 2010-2022