- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Презентация на педагогическом совете Модернизация образовательной среды дошкольного учреждения
Презентация на педагогическом совете Модернизация образовательной среды дошкольного учреждения
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Смирнова Г.Э. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Смирнова Г.Э.,
заместитель заведующего по ВМР
Модернизация образовательной среды как средство позитивной социализации воспитанников
Слайд 2
Социализация всегда была одной из главенствующих идей дошкольного образования.
Дошкольный возраст определялся как сензитивный период для становления моральных норм и правил поведения в обществе, для «примеривания» ребенком на себя социальных ролей и отношений, для социальных взаимодействий и совместной деятельности, для развития партнерства и сотрудничества, для развития социальных эмоций и чувств.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования идея позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка является ключевой, отражая смысл, цели и ценности дошкольного образования.
Слайд 3
И это вполне оправдано. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования красной нитью проходит идея социально-личностного развития воспитанников, что находит отражение в основных принципах дошкольного образования…
Слайд 4
… задачах…
Слайд 5
… требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему , где прямо сказано, что
Слайд 6
«Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» и направлена на
Слайд7
«создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.»
Слайд 8
В Программе выделяется 5 образовательных областей, на первом месте из них - социально-коммуникативное развитие.
И здесь Стандарт конкретно указывает, что под этим подразумевается.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» . (п. 2.6)
Так что же это такое и какую систему условий социализации и индивидуализации детей должна представлять собой развивающая образовательная среда?
Слайд 9
Прежде всего надо понимать, что образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Слайд 10
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты:
развивающая предметно-пространственная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 11
Социальная ситуация развития - это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям.
Указанные в (п.3.2.5 ФГОС ДО) требования направлены на создание социальной ситуации развития детей, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Слайд 12-16
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (п.3.2.5)
Таким образом, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится не система знаний, умений и навыков, а личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения.
Мы не можем сейчас подробно остановиться на каждом компоненте из-за дефицита времени, но попробуем кратко отметить для себя основные моменты.
Согласно требованиям Стандарта, в ДОУ должны быть созданы такие условия, при которых происходит полноценное развитие, а не обучение воспитанников, результатами которого должны стать:
- инициативность и самостоятельность ребенка в различных видах деятельности;
- освоение ребенком основных моделей социального поведения на основе его открытости к внешнему миру, уверенности в своих силах, умения принимать собственные решения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности;
- любознательность, а также многое другое, что прописано в целевых ориентирах Стандарта (п.4.6).
Слайд 17
Все это не может быть достижимо без соблюдения и выполнения ряда требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к
психолого-педагогическим,
кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы,
а также к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3).
Слайд 18
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Слайд 19
ФГОС ДО большое внимание уделяет РППС; и в п.3.3 четко прописывают требования к ней. ( 3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде) .
Слайд 20
Нет нужды сейчас их повторять. Но стоит напомнить, что
«развивающая предметно-пространственная среда- это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность воспитаннику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.»
Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно - пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.
Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной.
Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.