- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая разработка занятия по Психологии на тему Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста (колледж, специальность - Дошкольное образование)
Методическая разработка занятия по Психологии на тему Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста (колледж, специальность - Дошкольное образование)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришина С.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету
"Педагогическая психология"
Тема: "Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"
Группа: ДО - 13-1
Специальность: "Дошкольное образование"
Подготовила:
преподаватель психологии
ГРИШИНА Светлана Валерьевна
Севастополь
2015
Тема: "Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.
Время проведения: 1 час 20 мин.
Группа: ДО-13-1
Форма проведения: Лекция
Цель: Познакомить студентов с полоролевой идентификацией и полоориентированными технологиями воспитания детей разного пола.
Развивать умение осуществлять дифференцированный подход в воспитании и обучении с учетом пола ребенка.
Воспитывать интерес к изучаемой теме и к предмету "Педагогическая психология"
Актуальность.
Проблема полового воспитания довольно продолжительное время почти не рассматривалась. Но на современном этапе развития общества она все больше внимания привлекает научных работников, практиков, родителей в работе с дошкольниками. Ведь именно впервые года жизни ребенок осознает свой половой образ "Я как мальчика или девочки. Младший дошкольник способен воспринимать прежде всего внешние отличия между мужчиной и женщиной, в старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе (Я - мальчик, "я - девочка"), осознание понимания норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности. Базовые программы развития ребенка дошкольного возраста ориентированы на воспитание личности со всеми присущими ей чертами и особенностями.
Методическое обеспечение
Студент должен знать:
- различия в психике и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста;
- о необходимости учета пола ребенка в процессе обучения и воспитания;
- основные понятия по теме: пол, полоролевое воспитание, полоролевая идентификация, половая дифференциация, полоролевая социализация, половое самосознание;
Студент должен уметь:
- осуществлять дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей разного пола;
- владеть полоориентированными технологиями воспитания детей разного пола;
- уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизнедеятельности;
- создавать психолого-педагогические условия полоролевой идентификации.
Структура ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач лекции.
3. Мотивация и актуализация.
4. Сообщение нового материала.
5. Выполнение практического задания, его обсуждение
6. Подведение итогов.
7. Сообщение домашнего задания.
План - конспект
І. Подготовительный этап.
1. Организация занятия. Приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Определение целей и мотивация.
ІІ. Основной Этап. Сообщение нового материала.
План:
1. Определение понятий "пол" "половое воспитание","полоролевое воспитание". Значение полового воспитания.
2. Становление половой идентификации, дифференциации в дошкольном возрасте и их диагностика.
3. Современные модели полового воспитания.
4. Роль семьи в половом воспитании ребенка.
Знакомство с литературой по проблеме
1. Определение понятий "пол" "половое воспитание","полоролевое воспитание". Значение полового воспитания.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, которые определяют индивида как мужчины (мальчика) или женщину (девочку). Это понятие многогранное и может рассматриваться с биологической, медицинской, психологической, социальной позиций.
Половое воспитание - комплекс воспитательных и образовательных влияний на ребенка, направленных на ее привлечение к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Полоролевое воспитание - составная часть полового воспитания направленное на овладение ребенком дошкольного возраста культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение, деликатность, а также адекватной пола моделью поведения, формирование правильного понимания ролей мужчины и женщины в обществе.
Взгляды педагогов, психологов, на данную проблему: О.Кононко, Каган В.Э., О.К. Лосева, Колесов Д.В, Кон И.С. и др.
Значение полового воспитания:
- подготовка мальчиков и девочек к взрослой жизни;
- правильное понимание отношений между мужчиной и женщиной;
- осознание и усвоение некоторых обязанностей важных для семейной жизни и др.
ІІ.2. Ведущими механизмами полоролевого воспитания являются половая идентификация и дифференциация.
Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного пола, который оказывается в единстве поведения и самосознания индивида, который зачисляет себя к определенному полу и ориентируется на требования соответствующей половой роли.
Динамика становления половой идентификации.
Половая дифференциация - отделение себя от представителей противоположного пола, которое оказывается в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основе которых различают мужской и женский пол.
На половую дифференциацию влияют: анатомо-физиологические особенности и социально-психологические факторы: присвоение имени, формирование правильной речи ребенка, отличие в одежде, игрушках, играх.
Половая дифференциация в сознании и поведении детей является результатом воспитательных влияний взрослых, прежде всего семьи.
ІІ.3. Современные модели полового воспитания.
Сообщения, подготовленные студентами.
Татаринцева Нина Евгеньевна предложила программу, цель которой полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ (Приложение3).
Шелухина Ирина Петровна разработала программу "Мальчики и девочки", цель которой способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и формировать начала мужественности и женственности (Приложение 4).
Кононко Елена разработала программу для детей 5-7 года жизни цель которой является формирование взгляда на человека как ценность, воспитание в них ценностного отношения к членам своей семьи и к окружающим людям (Приложение 5).
Фесюкова Л. Б. разработала конспекты и демонстрационный материал для организации деятельности детей в детском саду на тему "Мы мальчики и девочки" (Приложение 6).
2.4. Роль семьи в половом воспитании ребенка.
Выступление студента с рефератом на тему: Роль семьи в половом воспитании ребенка.
Практическое задание (работа в парах)
Задание: Составьте 3-4 рекомендации для родителей и воспитателей относительно воспитания и обучения ребенка с учетом его пола.
Проверка практического задания
Общие рекомендации:
1. Создать эмоционально-комфортную и духовно-моральную атмосферу (климат в ДОУ и семье);
2. Насытить обстановку ДОУ признаками и символами "мужской" и "женской" культур;
3. Проявлять уважение к ребенку, ее достоинству, внутренним чувствам, переживаниям;
4. Согласовывать педагогических усилия с индивидуальными особенностями мальчиков и девочек;
5. Устанавливать доверительное, дружеское общения с ребенком;
6. Реализовывать полоролевое воспитание, которое бы оказывало содействие положительным изменениям в личности, индивидуальности мальчиков и девочек.
6. Подведение итогов.
- С какими новыми понятиями познакомились?
Таким образом, можем сделать такие выводы со всего сказанного:
- начинать половое воспитание нужно с раннего детства;
- информацию о вопросе пола нужно предоставлять своевременно, исходя из индивидуальных и возрастных особенностях ребенка;
- информация должна быть правдивой, не формировать у ребенка ошибочных знаний или отношений, особенно если касается пола или половых отношений.
7. Домашнее задание.
- Подобрать игры и игровые упражнения с учетом пола ребенка.
- Выучить лекцию.
Литература.
1. Фияло Т. Половое воспитание - справа ежедневная //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. - С. 6.
2. Воспитателю о психологии и педагогике сексуального развития. Наук. метод. сб. /За ред. Т.В.Болтун. - К., 1996.
3. Болтун Т.В., Шарган О.М. Родителям о половом воспитании детей. - К,. 1990.
4. Каган В.Э. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. - Л., 1988.
5. Колесов Д.В. Беседы в половом воспитании. - М., 1988.
6. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М., 1978.
7. Хрипкова А.Т., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь. - М., 1985.
8. Кочарян А.С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности, феминности в норме и патологии /Под ред. Л.Н. Булачука. - К., 1996.
9. Алешина Ю.Э., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии, 1991. - № 4.
10. Титаренко Т.М. Такие разные дети. - К., 1989.
11. Репина Т.А. Мальчики и девочки в детском сада //Вопросы психологии. - 1984. - № 4.
12. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание - 2003, №12. С. 44.
13. Хлопчики та дівчатка // Д. вих. №4, 2001. - С.15.
14. Олійник Я. Статева соціалізація дошкільнят // Д. вих. №11, 2008. - С.7.
15. Статеве виховання. - справа щоденна Д. вих. №3, 2003. - С.6.
16. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности: ст. 1 // Д. восп. №3, 2009. - С.28.
17. Я - мальчик, я - девочка // Д. восп. №1, 2005. - С.10.
18. М. Мазниченко Половое воспитание старших дошкольников // Д. восп. №5, 2004. - С. 45-53.
19. Кочерга О. Хлопчики: які вони? // Д. вих. №2, 2007. - С.5.
20. Кочерга О. Дівчатка: які вони? // Д. вих. №3, 2007. - С.5.
21. А. Хлопчики й дівчатка: міжособистні взаємовідносини. - // Д. вих. №4, 2007. - С.8.
22. Васюра С. Коммуникативная активность мальчиков и девочек. Как представляют ее родители? // Д. восп. №1, 2010. - С.33.
23. Еримеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПб, 1998.
24. Фесюкова Л.Б. Конспекти для організації розвивальної діяльності протягом тижня. Ми хлопчики й дівчатка. Харків. 2010.
Приложение 1
Различие в психике и поведении мальчиков и девочек.
Мальчики
Девочки
1
2
Особенности восприятия
Превосходят девочек в восприятии времени.
В восприятии пространства, цветов и различении оттенков превосходят мальчиков.
Отношение к предметам
Довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение.
Чаще, чем мальчики, используют игрушки по назначению, руководствуясь требованием взрослого играть, «как положено».
Характеристика психики в деятельности
В выборе игрушек, игр проявляют мужское начало: эти предметы должны быть пригодными для того, чтобы ими можно было действовать - возить, нагружать, конструировать...
Больше девочек склонны к преобразующей деятельности.
Зато обычно более изобретательны. Не склонны ориентироваться на заданный образец, план, ориентир. Нередко игнорируют обязательные правила, не придают им должного значения, не считают существенными. Не особенно податливы внешнему воздействию, мало зависят от оценочных суждений авторитетных взрослых. Способны противопоставить им свою точку зрения.
Более рискованны, решительны, достаточно объективны в своих суждениях, легче, чем девочки, могут абстрагироваться от своих переживаний, более рациональны.
В деятельности важно достижение цели.
Склонны к попечительской деятельности, любят нянчить, ухаживать, проявлять о ком-то заботу. Больше мальчиков критикуют, наставляют и поучают тех, кто младше их. В выборе игрушек, в характере игр проявляется материнский инстинкт. Значительно прилежнее и аккуратнее.
Восприимчивость психики выше, чем у мальчиков. Предпочитают иметь готовый образец, на который неукоснительно ориентируются при выполнении всякой работы. Больше, чем у мальчиков, успех зависит от оценок взрослых. Более податливы внешним воздействиям, с трудом могут устоять перед мнением взрослых. Склонны к компромиссам.
Более точны в работе, нерешительны, более эмоциональны, менее способны отделить объективное от собственных переживаний, хуже передают события.
В деятельности важен процесс.
Дисциплина
Создают больше шума, склонны к демонстративности, поддаются доводам и убеждениям.
Нарушения более «тихие», носят скрытый характер, способны к хитрости.
Общение
Хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке, легче «вписываются» в новую обстановку. Деятельность разнообразна.
Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемым ими самими или другими детьми.
Часто спорят друг с другом, но обычно пред- почитают сами разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям, воспитателям, учителям. Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.
В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятие, нуждаются в эмоциональной поддержке, ведут себя организованно.
Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большее значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в их социальной группе. Болезненно переживают допущенные нарушения.
Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо)
Активность
Более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек. Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого). Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны, реже участвуют в общественной жизни школы.
Менее подвижны, более усидчивы. Реже поднимают руку, даже если знают правильный ответ. В отличие от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированы на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом. Больше участвуют в общественной жизни школы.
Развитие речи
Словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий, не связанных прямо с изучением школьных предметов. В речи преобладают глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия.
Словарный запас меньшего, чем у мальчиков, объема. Речь более эмоциональна. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения.
Приложение 2
1."Кто что носит"
Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона, предметы одежды.
Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Коли и Оли. Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат или девочке или мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Дети вместе с воспитателем одевают кукол.
2. "Найди правильно"
Цель: учить подбирать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных предметных картинок.
-
Девочка
Мальчик
Вышивает
Строит
Плачет
Копает
Шьет
Пилит
Варит
Режет
Прыгает через скакалку
Носит тяжести
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание - определить, что делают девочки, а что мальчики.
3. "Кому что нужно для игры"
Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие - девочке.
4. КВН "В мире сказок"
Цели: Закреплять представление детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним.
Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Конкурсы:
"Дополни имя"
Ведущий: У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек: Елена……, Сестрица……, Василиса……., Крошечка……., Марья……..
Для мальчиков: Кощей…….,Мальчик -……, Братец……,Иван……,Змей….
"Кто знает больше сказок"
Задание для мальчиков: вспомнить как можно больше сказок о силе и доблести богатыря, воина, героя - защитника и спасителя.
Задание для девочек: вспомнить как можно больше сказок о женской мудрости, доброте, ласке и заботе.
"Совершенно сказочные вещи"
Ведущий. Посмотрите, к нам пришли две посылки, а в них настоящие сказочные вещи. Первая посылка для девочек, а вторая для мальчиков. Я буду по очереди доставать из посылок волшебные вещи, а вы должны вспомнить из каких они сказок и для чего нужны.
Для девочек: игла, рукавица, мука, зеркальце.
Для мальчиков: яйцо, стрела, боб, печь.
5. Решение педагогических ситуаций
Цель: Ознакомление с правилами поведения мальчиков и девочек в обществе и дома.
Правила поведения настоящих мужчин
1 ситуация.
Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты: - проходишь мимо; - завеешь старшего брату или маму; - сам заступаешься за девочку.
2 ситуация.
У Леночки день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок; - говоришь приятные слова; - оставляешь девочку без внимания.
Для девочек.
1 ситуация.
Мама приболела. Ты: - будешь заботиться о ней; - продолжишь играть как ни в чем не бывало; - станешь капризничать. И др.
6. Подвижная игра "Найди свою пару"
Мальчики и девочки делятся по парам, держась за руки. По сигналу дети самостоятельно разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу педагога все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми возьмутся за руки и объяснят, как их предметы могут дополнять друг друга, получают поощрительный приз.
7. Игра "Секретные совещания".
Мальчики собираются вместе на "совещание" и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки - аналогично.
8. Игры - состязания
"Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям"
"Кто душевнее споет колыбельную песню для сына и для дочки" и др.
9. "Сбор чемодана".
Дети собирают в чемодан те черты характера (показаны в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.
Приложение 3
ІІ.3. Современные модели полового воспитания
Татаринцева Нина Евгеньевна предложила программу, цель которой полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
Содержание полоролевого воспитания детей в разных возрастных группах представлено по разделам. Каждый раздел содержит ряд тем, отражающих различные направления полоролевого воспитания дошкольников.
В группах младшего и среднего дошкольного возраста представлены следующие блоки:
"Мальчики и девочки - кто они?"
"Что умеют делать ваши папы, мамы и вы?"
"Мальчики - защитники слабых, девочки - охранительницы и утешительницы."
"Мальчики и девочки - маленькие рыцари и принцессы"
"Мужчины и женщины (мальчики и девочки) в семье"
В группах старшего дошкольного возраста представлены следующие блоки:
"Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины"
"Маленькие умельцы и умелицы"
"Защити и сострадание - качества мужчины и женщины"
"Мужской и женский этикет"
"Мальчики и девочки - будущие мамы и папы"
Технологии полоролевого воспитания представлены интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста.
1. Средствами полоролевого воспитания выступают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д., способствующие овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения.
2. Методами полоролевого воспитания дошкольников выступают следующие:
• познавательно-развивающие (этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.);
• диалогово-рефлексивные (игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые -дети, мальчик - девочка, девочка - девочка и др., диалог с самим собой и т.д.);
• театрально-игровые (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики и др.);
• сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты и др.);
• состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги и т.д.).
3. Формами организации деятельности являются: игровая;
интеллектуально-познавательная; рефлексивная; экспериментальная; проблемно-поисковая и др.
Приложение 4
Шелухина Ирина Петровна разработала программу "Мальчики и девочки", цель которой способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и формировать начала мужественности и женственности.
Программа состоит из трех разделов.
Мужчина и женщина - какие они?
Цикл занятий данного раздела позволяет:
- сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;
- рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).
Я - мальчик, будущий мужчина.
Я - девочка, будущая женщина.
Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В содержании раздела разные виды деятельности взаимосвязаны.
Маленькие рыцари и маленькие принцессы
При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются:
- доброжелательное отношение друг к другу;
- желание быть опрятным, способность видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде;
- стремление оказать помощь друг другу в игре, совместной деятельности;
- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
- понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.
Приложение 5
Кононко Елена разработала программу для детей 5-7 года жизни цель которой является формирование взгляда на человека как ценность, воспитание в них ценностного отношения к членам своей семьи и к окружающим людям.
Программа состоит из 5 разделов, каждый из которых содержит несколько тем. Их содержание и количество варьируется в зависимости от возраста детей.
4-5 год жизни.
"Моя семья" содержит такие темы: 1) родители; 2) родственники (близкие и дальние); 3) наша фамилия; 4) традиции моей семьи; 5) будни моей семьи; 6) исходные и праздничные дни дома; 7) благосостояние и уют; 8) братец родился.
"Из семьи - в детский сад": 1) я привыкаю; 2) моя воспитательница; 3) я и мы; 4) новые друзья; 5) как мы живем; 6) чего я научился; 7) наш досуг;
"Я вглядываюсь в себя": 1) общее и особое; 2) я - мальчик (девочка); 3) мое расположение духа; 4) трудная задача; 5) чем я горжусь; 6) чего я стыжусь; 7) мои страхи; 8) я приятный и неприятный; 9) права и обязанности.
5-6 год жизни
"Я среди людей": 1) знакомство; 2) вежливые слова; 3) добрые дела; 4) в транспорте; 5) в магазине; 6) на отдыхе; 7) я потерялся-; 8) маленькие и старенькие.
6-7 год жизни.
"Я познаю других": 1) внешность; 2) душевный залог; 3) половые отличия; 4) язык; 5) поступки; 6) приятные и неприятные люди; 7) родные, знакомые и незнакомые; 8) общее и отличное.
Методами воспитания выступают следующие:
- информативные (беседы, обсуждение ситуаций, произведений, стимулирование собственной активности дошкольников, "мозговая атака", несложная исследовательская задача - например, расспросить в бабушке какие колыбельные она пела маме когда была маленькой, изучение пословиц, поговорок, рассказы детьми событий из жизни своей семьи, самостоятельное составление рассказов, стихов о членах семьи и т.п.);
- экспрессивные (создание театрализованных спектаклей, самостоятельное рисование, лепка, конструирование на темы" "як я люблю маму", "Вместе с другом", "Я горжусь", использование музыки, фольклора, вышитых сорочек, ручных поделок, и т.п.);
- оперативные (самонаблюдение, целенаправленное наблюдение за окружающими, выполнение творческой работы, тренировочные упражнения, реализация добытого знания в практике общения, тренинг социальных привычек).
Приложение 6
Фесюкова Л. Б. разработала конспекты и демонстрационный материал для организации деятельности детей в детском саду на тему "Мы мальчики и девочки".
День 1. Мы - мальчики.
День 2. Мы - девочки.
День 3. Мы играем вместе.
День 4. Мы учимся вместе.
День 5. Кем быть?