- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе
Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пихтулова М.Ю. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация сюжетно - ролевой игры «Лаборатория «Юные исследователи»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Цель игры: приобщить дошкольников к исследовательской деятельности, выработать интерес и желание самим организовывать и проводить самостоятельное исследование, обучить детей технологии организации исследовательской деятельности.
Преимущества проведения исследования в форме сюжетно - ролевой игры: исследование можно проводить во время разных моментов: и утром, если ребенок сам инициирует начало исследования и проявляет интерес узнавать что - то новое, и вечером, и на прогулке, а так же в вечернее свободное время. А можно использовать и в непосредственно - образовательной деятельности.
Подготовка к игре:
-Чтение литературных произведений в зависимости от тематического планирования исследования, чтение различных энциклопедий, детских научно - познавательных журналов и др.
- Рассматривание иллюстраций с изображением изучаемых объектов живой и неживой природы.
- Просмотр телепередач об изучаемых объектах, фильмов и мультфильмов
- Дидактические игры.
- Экскурсии.
- Беседы об особенностях изучаемых объектов.
Атрибуты.
- Шапочки «Четырехуголки»;
- дневники наблюдений;
- оборудование для экспериментов в уголке экспериментирования (на каждую лексическую тему);
-энциклопедии, художественные произведения, журналы,
- ноутбук, беспроводной интернет.
Роли.
- Научный руководитель лаборатории - руководит работой лаборатории. - Консультанты - помогают «исследователям» искать ответы об изучаемых объектах.
- Юные ученые, которые проводят самостоятельное исследование.
Этапы развития организации сюжетно - ролевой игры
«Лаборатория «Юные исследователи».
1 этап:
Взрослый
Ребенок
Объясняет детям, что такое лаборатория, кто в ней работает, для чего она нужна;
создает предметно - пространственную среду в группе- например, тема: «Птицы»- в группу вносит картинки с изображением птиц, в уголок экспериментирования настоящие и бумажные перья птиц, емкость с растительным маслом, сырое куриное яйцо и яичная скорлупа , кусочек пластилина круглой формы;
берет на себя роль исследователя, проигрывается сюжет, например, сюжет «Экскурсия в лабораторию юных арнетологов», где педагог берет на себя главную роль- экскурсовода лаборатории;
обговаривает игровые действия персонажей: взрослый - экскурсовод, дети - посетители;
изучает совместно с детьми материалы экспериментального уголка;
осуществляет руководство игрой.
Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.
Совместная деятельность: Обогащают предметно - пространственную среду; устанавливают взаимодействие с персонажами игры.
2 этап:
Создает предметно -пространственную среду в группе: вносит шапочки юных ученых «четырехуголки», дневнички наблюдателей;
берет на себя роль научного руководителя лаборатории, в течении игры передает инициативу детям (см.методику Савенкова А. И.);
придумывает и развивает сюжет.
Придумывает и развивает предметно - пространственную среду группы;
создает предметно - пространственную среду.
Совместная деятельность: Устанавливают ролевое взаимодействие в игре; распределяют роли в игре; обговаривают игровые действия; совместно руководят игрой.
3 этап
Помогает ребенку
Создает и обогащает предметно - пространственную среду группы; придумывает сюжет; задает и распределяет роли; предлагает роль воспитателю.
Совместная деятельность: Словесно обговариваются тема игры, основные события; осуществляют ролевое взаимодействие; обговаривают действия, характерные для персонажей. Например, взрослый на себя берет роль научного консультанта, дети - роль юных ученых.
4 этап
Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью:
-обогатить сюжет;
-разнообразить игровые действия;
-ввести правила;
-активизировать ролевой диалог;
-обогатить ролевое взаимодействие;
-образы;
-ввести предметы - заместители.
Наблюдение за игрой.
Создает и обогащает предметно - пространственную среду в группе; придумывает сюжет; задает и распределяет роли; определяет тему
Исследования; осуществляет игровые действия, характерные для персонажей; осуществляет
руководство игрой.