Формирование у дошкольников жизненно-важных компетенций в сфере нравственно - духовных ценностей через самопознание

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ

Формирование у дошкольников жизненно-важных компетенций в сфере нравственно - духовных ценностей через самопознание

Бредихина И.В.

я/с «Айналайын», воспитатель

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1.1 Краткое обоснование проекта …………………………………….........3

1.2 Цели и задачи проекта……………………………………….…………..4

Основное содержание проекта

2.1 Теоретическое обоснование проблемы…………………………………5

2.2 Описание продукта проектирования……………………………………7

2.3 Планирование деятельности по созданию продукта…….……………..8

2.4 Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта..10

2.5 Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта……….11

2.6 Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта………………...11

Заключение …………………………………………………………………...12

Список использованной литературы ...........................................................13

Приложения........................................................................................................15

4.1 Перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов предмета «Самопознание» в разнообразных видах детской деятельности……………………………………………………………………15

4.2 Перспективный план работы с родителями по теме « Самопознание»..16

4.3 КВН «С чего начинается дружба»………………………………………..17

4.4 Развлечение «Самый лучший день в году»……………………………...18

4.5 Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Как правильно общаться с ребенком»………………………………………………………….22

4.6 День открытых дверей « Самопознание-страна доброты и дружбы»….25


1.Введение

В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев. Нравственно-духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей, они позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознать свою роль и предназначение в жизни.

Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Курс "Самопознание" помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования.






  1. Краткое обоснование

Актуальность.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире.

Самопознание- это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.

В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Какова же истинная цель воспитания в детском саду «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка, с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость. Целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Идея

Учитывая тенденции социальных преобразований в обществе, современное образование сегодня направлено не только на приобретение зданий, но и на всестороннее развитие личности ребенка, выступая средством её самоосуществления, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Для успешной реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в образовательном процессе детского сада необходима поддержка со стороны родителей. Поэтому взаимодействие с родителями в решении задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является первостепенной.



1.2 Цели и задачи проекта

Цель:. Систематизация дидактического материала, в том числе авторского, по предмету Самопознание, с целью повышения эффективности специально организованных занятий по предмету для разностороннего развития личности, на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачами проекта являются:

- Изучить передовой опыт работы по данному вопросу.

- Разработать протоколы обследования и провести диагностику детей с целью определения уровней сформированности личностных компетенций каждого ребёнка на начало и конец учебного года.

- Подобрать необходимый дидактический материал (игры и игровые упражнений, художественное слово, пословицы, темы для бесед) и составлены картотеки.

- Разработать перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Разработать перспективный план работы с родителями воспитанников по предмету «Самопознания» и правовому всеобучу.

- Разработать технологические карты, по использованию элементов предмета «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Разработать сценарии досугов, развлечений, «Дня открытых дверей» и других совместных мероприятий с родителями.






2.Основное содержание проекта

2.1 Теоретическое обоснование.

Дошкольное образование - первая ступень в системе общего образования Республики Казахстан. В дошкольном возрасте закладывается основной фундамент нравственности, это время познания мира и человеческих отношений, а также сенситивный период для формирования нравственно-духовных чувств дошкольника.

Программа «Самопознание» для дошкольников является первым этапом в нравственно-духовном образовании дошкольников и позволяет выявить и понять особенности компетентностного обучения детей, которые непосредственно связаны с периодом первичного личностного формирования в возрасте 5-7 лет. Именно в этот период дошкольного детства наиболее интенсивно разворачивается процесс становления высших психических функций и формируется детское сознание (как осознанность, как идентификация себя в мире окружения и действия). Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие в процессе обучения самопознанию в этот период детства ориентировано как на развитие и совершенствование мыслительной деятельности, так и на создание положительного самоощущения, эмоционального благополучия детей. При этом важной становится атмосфера взаимодействия педагога, психолога, родителей и ребенка.

Программа «Самопознание» для дошкольников в целом реализуют важнейший принцип гуманистической педагогики - диалог взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Родителям, воспитателям и психологам предлагается осуществлять сотрудничество с целью раскрытия многогранных качеств ребенка с периода дошкольного детства, как исключительно важного, базового этапа для последующего развития человека.

Психолого - педагогические аспекты формирования духовно - нравственного образования у детей старшего дошкольного возраста

Ни у кого не вызывает сомнения, почему в последнее время вопросу воспитания подрастающего поколения уделяется особое внимание. Автор программы « Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева считает, что «надо достучаться до сердца каждого человека и напомнить ему, что он - Человек, создание божье». В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно - нравственного воспитания очень актуальна.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Казахстана. Главной целью духовно - нравственного воспитания является формирование духовно-нравственной культуры дошкольников - под который мы понимаем совокупность развитого сознания, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Показателями сформированности духовно - нравственной культуры является то насколько ребёнок осведомлён о нормах, и ценностях, и то в какой мере у него сформированы потребности и способности поступать в соответствии со своими знаниями , убеждениями.

Дошкольный возраст - значимый этап в развитии духовно-нравственной культуры ребёнка. Перед дошкольными организациями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

В этот период происходят изменения, выражающиеся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру: он начинает выделять себя как личность из окружающей среды, у него развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностного опыта по взаимодействию с социальной средой, людьми, самим собой.

Уровень сформированности духовно - нравственной культуры в дошкольном возрасте, является базовым в развитии духовно - нравственной культуры школьника. Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека; в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях. «Мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это по-видимому значит, что он и может, и хочет, что у него должна быть потребность вести себя морально, выполнять требования родителей и общества не за страх, а за совесть»

( Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир» изд. «Смысл» СПб., 2005г.)



2.2 Описание продукта проектирования

Продукт проектирования состоит из:

- Протоколов обследования и проведена диагностика детей с целью определения уровней сформированности личностных компетенций каждого ребёнка на начало и конец учебного года.

- Дидактического материала (игры и игровые упражнений, художественное слово, пословицы, темы для бесед) и составлены картотеки.

- Перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Перспективный план работы с родителями воспитанников по предмету «Самопознания» и правовому всеобучу.

- Технологических карт, по использованию элементов предмета «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Сценарии досугов, развлечений, «Дня открытых дверей» и других совместных мероприятий с родителями.








2.3 Планирование деятельности по реализации проекта

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Изучение передовой опыт работы по данному вопросу.

В течении летнего периода

Методист, воспитатели

2

Составление перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

В конце летнего периода

Методист, воспитатели

3.

Разработка протоколов обследования сформированности личностных компетенций каждого ребёнка на начало и конец учебного года.

В конце летнего периода

Методист, воспитатели

4.

Составление плана взаимодействия с родителями

В начале учебного года

Воспитатель, родители

5..

Создание предметно - развивающей среды: наглядный материал, художественные средства, материалы для организации практической и игровой деятельности, ТСО и непосредственно центры «Самопознания».

В течении летнего периода

Воспитатель, родители

6.

Разработка технологических карт, по использованию элементов предмета «Самопознания» в различных видах детской деятельности

В течении года

Воспитатель

7.

Разработка сценариев досугов, развлечений, «Дня открытых дверей» и других совместных мероприятий с родителями.

В течении года

Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре



































4.3 Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта:

- Изучен передовой опыт работы по данному вопросу.

- Разработаны протоколы обследования и провести диагностику детей с целью определения уровней сформированности личностных компетенций каждого ребёнка на начало и конец учебного года.

- Подобраны необходимый дидактический материал (игры и игровые упражнений, художественное слово, пословицы, темы для бесед) и составлены картотеки.

- Разработан перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Разработан перспективный план работы с родителями воспитанников по предмету «Самопознания» и правовому всеобучу.

- Разработаны технологические карты, по использованию элементов предмета «Самопознания» в различных видах детской деятельности.

- Разработаны сценарии досугов, развлечений, «Дня открытых дверей» и других совместных мероприятий с родителями.

4.4 Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта

- недостаточно развита материально- техническая база

- низкая квалификация педагогов и специалистов

- отсутствие интересов со стороны родителей.

4.5 Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта

1. Срезы знаний, умений, навыков детей в дошкольном учреждении через раздел: «Самопознание».

2. Достаточно развитая социальная компетентность ребенка.

3. Формирование положительных черт характера (уважение к другим людям, доброта, честность и др.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;

4. Сформированность отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;

5. Развитое «чувство МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

6. Полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество, созидательную деятельность.

7. Формирование устойчивой положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;

8. Эффективность и качество коррекционно - развивающих мероприятий.





Заключение

Подводя итог необходимо отметить, что комплексное решение задач по предмету «Самопознание», позволит воспитать человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом. В своей деятельности детям приходится руководствоваться правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. Дети учатся тормозить свои желания ради коллективного "мы", ради общих интересов. В отношениях детей мы всегда поощряем дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу.









Список используеиой литературы:

Нормативно-правовые документы в области образования

1. Закон «Об образовании» Республики Казахстан. - Астана, 2007.

2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы. - Астана, 2006.

3. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. - Астана, 2000.

4. Программа воспитания в организациях образования Восточного Казахстана на 2006-2011 годы. - Усть-Каменогорск, 2006.

5. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». - Астана, 2007.

Научно-методическая литература

1. Амонашвили Ш. Как живете, дети? - М., 1991.

3. Амонашвили Ш. Школа жизни. Москва, 2001.

4. Антология гуманной педагогики. - Песталоцци. - Москва, 1996г.

5. Самопознание «Здравствуй, мир!». Методическое пособие для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. - Алматы, 2006.

6. Самопознание «Здравствуй, мир!». Хрестоматия для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. - Алматы, 2006.

7. Самопознание «Здравствуй, мир!». Хрестоматия для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. - Алматы, 2005.

8. Самопознание «Здравствуй, человек!». Хрестоматия для воспитателей детского сада. Старшая группа. - Алматы, 2005.

9. Самопознание. Методическое пособие для воспитателей детского сада. Старшая группа. - Алматы, 2005.

10. Самопознание. Хрестоматия для воспитателей детского сада. Старшая группа. - Алматы, 2006.

11. Венгер А. А. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности.// Вопросы психологии. - №3. -2001.

12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (пособие для воспитателей детского сада). - Москва, 1980.

13. Назарбаева С. А Этика жизни. - Алматы, 2001.

14. Назарбаева С. А. Путь к себе, Алматы, 2000.

15. Подарок малышам. Хрестоматия (сост. С. Г.Батибаева, Г. К. Утебаева, А. Е. Алибаева, Р. К. Байдекенова, Р. Т. Бупебаева). - Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 2






Приложение № 1 .

Перспективный план работы с дошкольниками по использованию элементов предмета «Самопознание»

в разнообразных видах детской деятельности.


Раздел

Вид деятельности

Тема

Сроки

I Я-человек

1. Развлечение

2.Беседа-игра

3. Семейный клуб

«Самый лучший день в году»

«Добрые дела» слайд-шоу

«Что такое доброта?»

сентябрь

октябрь

октябрь

II Радость общения

1.Комплексное занятие

2. Театральная гостиная (совместно с родителями)

3. КВН

4. Родительское собрание

5.Игротека

«Радость общения»

«Любимая сказка семьи»

«С чего начинается дружба»

«Как правильно общаться с ребенком»

Сборник игр

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

декабрь

III

Азбука нравственности

1.Комплексное занятие

2.Составление коллажа

3. День открытых дверей

4.Деловая игра (ситуации)

«Я будущий гражданин своей Родины»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Самопознание-страна доброты и дружбы»

«Спешите творить добро»

январь

январь

февраль

февраль

IV

Я и мой мир

1. Экологический проект

2. Досуг

3. Интегрированное занятие

4. Изготовление альбома

5. Проведение праздника

«Разноцветная Земля»

«Берегите Землю»

«Наша дружная семья»

«Сотрудники детского сада»

«В мире любви и доброты»

март

апрель

апрель

май

май




Приложение № 2.

Перспективный план работы с родителями по теме « Самопознание»


Тема месяца:

Форма работы с родителями:

Сентябрь

« Знакомство с декларацией прав человека» « Право на жизнь, свободу, семью»

1. Папка - передвижка « Я

ребёнок и я имею право»

2. Совместный проект

« Счастливая семья - крепкое государство» (рисунки)

3. Памятка для родителей

« Ритуалы- которые нравятся детям»

Октябрь

« Право на семью, жильё, пищу, личное имущество»

1. Анкетирование « Знаете ли вы права ребёнка?»

2. Консультация «Мы все разные , но мы равны»

3. Памятка « Наказание : вред или польза?»

Ноябрь

« Право на имя, защиту, любовь, внимание, заботу и помощь»

1. Совместный проект « Что означает моё имя?» (составление фотоальбома группы)

2. Консультация « Право ребёнка на отдых и досуг»

3. Заседание семейного клуба детского сада.

Декабрь

« Право на медицинскую помощь и охрану здоровья»

1. Совместный проект

« Ваши права дети» (выставка рисунков)

2. Папка - передвижка « Как знакомить детей с историей семьи»

Январь

« Право на гражданство»

1. Совместный проект « Флаг моей семьи» (изготовление поделок или рисунков)

2. Семинар - диспут

« Защитим наших детей»

Февраль

« Защита - детей»

1. Консультация « По жизни без опасностей»

2. Папка - передвижка « Без семьи нет счастья»

3. Заседание семейного клуба детского сада.

Март

« Право на образование»

1. Совместный проект

« На что похожа любовь?» (рисунки)

2. День открытых дверей.

3. КВН « Без труда не выловишь рыбку из пруда» (правовое воспитание)

Апрель

« Сделал дело - гуляй смело»

1. Заседание семейного клуба.

2. Экологический десант «Наш участок краше всех»

Май

« Я и общество»

1. Папка - передвижка

«Безопасность детей в летний период»

2. Совместный проект « В слове «мы» сто тысяч «я»!»

3. Консультация « Общество и ребёнок, как воспитать самоуважение »

Приложение № 3.

КВН «С чего начинается дружба»

(старшая группа)

Цель:1. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Формировать у детей понятие «друг», «Дружба».

2. Развивать речевые умения.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Под песню «Настоящий друг» 2 команды заходят в зал и занимают свои места за столами.

Ведущий: Мы неслучайно начали наш КВН этой замечательной песней. Потому что наш КВН называется «С чего начинается дружба». В этой игре встретятся 2 команды: «Солнышко» и «Улыбка». И прежде, чем команды начнут соревноваться друг с другом, я хочу представить членов жюри, которые будут оценивать наш конкурс (представление жюри).

И так первый наш конкурс называется: «Давайте познакомимся» .

Команды представляют свои эмблемы и девиз. Жюри оценивает конкурс.

Конкурс второй: «Разминка» - объясни, что значит поговорка:

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Настоящий друг познаётся в беде.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Человек без друга - что дерево без корней.

(жюри оценивает конкурс).

Музыкальная пауза «Большой хоровод»

Конкурс третий: «Подарок другу»

Командам предлагают из дисков, пластилина и цветной бумаги сделать подарок и подарить его любому ребёнку из команды соперников.

Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Комплимент другу».

Конкурс четвёртый: «Стихи про дружбу»

Каждая команда читает по одному стихотворению.

Конкурс пятый: «Домашнее задание»

Команды инсценируют выбранную ими одну сказок Сутеева.

Конкурс капитанов: «Пойми меня»

Капитанам предлагается конверт с картинками и они при помощи пантомимы изображают то , что нарисовано, а члены команды отгадывают.

Пока жюри подводит итоги, детям предлагают спеть любимую песню «Улыбка».

Подведение итогов конкурса и награждение команд.

Приложение № 4.

Развлечение «Самый лучший день в году»

Под веселую музыку дети заходят в зал.

Вед: Ребята, мы собрались сегодня в этом замечательном зале неспроста, потому что…

Сегодня! Для маленьких и взрослых,

Худеньких и толстых,

Послушных и непослушных,

Веселеньких и грустных

Наше самое классное,

Самое распрекрасное

Представленье, под названьем…

Дети: День рожденья!

Вед: А пригласили нас сегодня на свое День Рождение ребята, которые отмечают своё день рождение в… Давайте их поприветствуем! (Вед. приглашает в центр зала именинников, обращает внимание на то, какие они нарядные и т.д.). А вы знаете, ребята, что на днях рождениях положены всякие кричалки, поздравлялки, шумелки и игралки…

Вед: А поздравления у нас будут не обычные. Сейчас я буду читать пожелания именинникам, а вы, будете мне помогать. Отвечать да-да-да, на те пожелания, которые вам понравятся, и нет-нет-нет, которые ну совсем не захочется желать нашим именинникам.. Только кричать надо громко. А в конце нужно дружно закричать С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! Договорились? Готовы?

ПОЗДРАВЛЯЛКИ

С днем рожденья поздравляем!
Дети: Да-да-да!
И, конечно же, желаем!
Дети: Да-да-да

Вырастать именинникам больше.
Дети: Да-да-да!
Непременно стать потолще!
Дети: Нет-нет-нет!
Быть красивым, добрым, милым!
Дети: Да-да-да!
И крикливым, и драчливым.
Дети: Нет-нет-нет!
Чтобы мамочка любила!
Дети: Да-да-да!
Ремешком чтоб чаще била.
Дети: Нет-нет-нет!
Ладно-ладно. Чтоб вкусненько кормила!

Дети: Да-да-да!
Вед: И все вместе с Днем рождения!

( все это время именинники стоят в центре зала).
Вед: (хвалит детей). Ребята, ну какое же ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ без праздничного торта, правда? Вот мы его сейчас и испечем. А помогут нам в этом угадайте, кто? ( звучит вступление к песни Крокодила Гены), в зал заходят Гена и Чебурашка. Они специально пришли сегодня к нам, чтобы поздравить наших именинников с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Гена: Чебурашка: Здравствуйте, ребята. (здороваются с именинниками, делают им комплементы).
Вед: Дорогие Гена и Чебурашка, помогите нам испечь торт для именинника.
Г.Ч.: С радостью.Ребята, вставайте скорее в круг!

ИГРА "ТОРТ"
Все дети берутся за руки и выстраиваются в одну длинную цепочку. Впереди всех Гена, сзади Чебурашка. По команде дети начинают "печь торт": Гена поворачивается вокруг себя, накручивая всю цепочку. Чебурашка крутится до тех пор, пока не получится большой "Торт". Условие - руки не расцеплять. Как только вся цепочка накрутится вокруг Чебурашки, следует остановиться.
Чебурашка: Вот так торт получился! (спрашивает детей) А с чем у нас торт сегодня?
Ответы детей: С ананасом, с джемом, с кремом, с ягодами и бананами…
Гена: А чего не хватает на именинном торте? Конечно, свечек. Подняли все руки вверх. Вот сколько свечек! А теперь каждый пусть возьмет себе по кусочку нашего вкуснейшего торта.
Дети разбегаются в разные стороны.
Вед: Вот какой у нас торт получился: вкусный, сладкий, с ананасами, мороженым, джемом и свечками!
Пока вед. говорит с детьми Чебурашка пытается дозваться Гену, но тот его не слышит.

Чебурашка: Гена! Сколько тебя можно звать? У тебя что, бананы в ушах?
Гена: Бананы? Где бананы? У кого бананы? (ищет у детей в руках, под стульями)
Чебурашка достает бутафорский банан.
Чебурашка: А вот он! Ребята, скорее вставайте в круг. Будем играть в игру Догони банан!

ИГРА "ДОГОНИ БАНАН"
Дети встают в круг. Чебурашка пускает банан по кругу. Гена пытается догнать банан. Можно хитрить, перебрасывать, пускать банан в обратном направлении. В конце игры банан оказывается у Гены в руках.
Гена:У-у! Это же не настоящий банан. Я так не играю.
Чебурашка: Не расстраивайся, Геночка. Настоящие бананы будут за праздничным столом. А я еще игру про малышей знаю. Давайте поиграем?

Вед: Ребята, вы наверное помните какими малышами вы были раньше и мамы все время пеленали вас. А вам так хотелось пошалить и вы все время вырывались из пеленок. Помните? Вот мы сейчас и поиграем в игру …

ИГРА "ЗАПЕЛЕНАЙ МЛАДЕНЦА"

Ведущий вызывает три команды по 2 человека. Одному игроку из команды дается рулон туалетной бумаги. По сигналу игроки начинают обматывать своего товарища. Задача др. ребенка стоять смирно. Выигрывает тот, кто быстрее запеленал товарища. Детям помогают Гена и Чеурашка.
Вед: Ну и как, удобно вам в пеленках? Ах, нет? Тогда по моей команде быстренько распеленайтесь.
По команде «младенцы» рвут "пеленки", освобождаясь от них. Победил тот «младенец», который быстрее выбрался из пеленок.
Вед: А теперь кто быстрее соберет мусор?!
Как правило, дети с удовольствием убирают за собой обрывки бумаг, быстро очищая площадку для следующих игр.
После того, как собрали мусор, дети садятся на стульчики.
Гена: Чебурашка, как у нас весело! Давай дальше играть!
Чебурашка: С кем играть-то? Посмотри. У ребят язычки прилипли к нёбу.
Гена: Правда? Какой ужас! Срочно нужна зарядка для язычков!
Сейчас мы будем загадывать загадки, а вы быстро отгадывайте их.

ЗАГАДКИ
Чебурашка: На озерах, на болоте
Их, конечно, вы найдете,
Веселушки, хохотушки,
Пучеглазые…
Дети: Лягушки!
Гена: В небесах легко плывет
Быстрокрылый…(показать если не отгадают).
Дети: Самолет.

Чебурашка: Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная, на Новый Год я главная.(елка).

Гена: Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

Чебурашка: Посмотри, Гена, язычки-то у ребят отлепились! Значит, петь пора. А что поют на дне рождения?
Дети: Правильно, "Пусть бегут неуклюже"!
Вед .строит детей в круг. Гена и Чебурашка танцуют в центре с именинниками . На проигрыше дети танцуют произвольно.

ПЕСНЯ В ЧЕСТЬ ИМЕНИННИКА "ПУСТЬ БЕГУТ НЕУКЛЮЖЕ".
Вед: Ребята, ну а какой же праздник без каравая? Скорее вставайте в круг!
Дети становятся в круг, именинники в центр круга, проводится музыкальная игра «Каравай»
Вед: Ребята, а среди вас есть жадины? Наверное никто не любит быть жадиной, правда, ребята? Но сегодня же у нас веселый праздник -ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ, а на дне рождении все разрешается. Поэтому давайте мы сейчас с вами немножко пошалим? Согласны? Тогда я объявляю конкурс на самого лучшего жадину. А наши гости мне в этом помогут.
Игра «ЖАДИНА»

В игре участвуют два (четыре) ребёнка. Для игры приготовить побольше надутых воздушных шаров. По команде надо собрать и удержать в руке как можно больше шаров за определённое время. Последними играют именинники и Кр.Гена, который собирает больше шаров.
Чебурашка: Посмотри на себя, Гена. Тебе не стыдно? Забрал все шары у детей. Просто настоящая жадина.
Гена: Ой, и правда, как-то стыдно. А зато я сейчас раздам всем ребятам по шарику, и мы устроим настоящий салют в честь именинника.(раздает шарики).

САЛЮТ ИЗ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ
По команде дети подбрасывают шары вверх и кричат: "Ура!"
Гена: Видишь, Чебурашка, как здорово все получилось.
Чебурашка: Вижу. Мне тоже нравится. А теперь, раз уж ты теперь не жадина Гена, неси наш подарок именинникам.
Гена: Так и быть. Для таких дружных ребят и таких замечательных именинников мне ничего не жалко. Только вот подарки наши оказались уж очень тяжелыми. Поэтому давайте мы сейчас пройдем все дружно в группу и поздравим наших именинников, вручим им подарки и попьём чай с праздничным тортом. (Дети проходят в группу, задувают свечи, загадывают желание, еще раз поздравляют именинников и угощаются).






Приложение № 5.

«Ата-аналар мен жұмыс». «Работа с родителями».


Родительское собрание в старшей группе.

Тема: «Как правильно общаться с ребенком»

Круг радости.

-Здравствуйте уважаемые родители, пригашаю вас в «Круг радости». Мне очень приятно вас видеть дорогие мои. Давайте поприветствуем друг друга.

«Мы с вами снова вместе!

Я рада, рады вы!

Приветствуем друг друга

Объятьем дружбы мы!»

-А теперь предлагаю вам заключить в объятия тех, кто рядом.

Беседа.

Цель нашей встречи - выстраивание доброжелательных отношений с детьми.

У меня, как у мамы, возникали вопросы:

-как построить нормальные отношения с ребенком?

-как сделать так, чтобы он прислушивался к нашим советам?

- как избежать конфликтов?

Начались поиски, поиски доброжелательных отношений. И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в личной и семейной жизни.

Минутка тишины.

Расположитесь удобно. Подумайте, что есть такие удивительные минуты общения с детьми. Минуты, когда дети откликаются на просьбы родителей с открытой душой и пониманием. Осознайте свои чувства и эмоции.

Цитата собрания.

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи в том,

Что, прежде, всего вы родители,

А все остальное потом.

- Как вы понимаете это выражение?

Работа с «Кувшином эмоций»

Давайте рассмотрим схему, напоминающую кувшин. Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже переполненным кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Попробуем разобраться в причинах.

1 слой.

Начнем с верхнего 1 слоя разрушительных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают психику человека, его взаимоотношения с другими людьми. Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких, как боль, страх, обида, и составляют второй слой.

2 слой.

чувства второго слоя можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабыми. Причина их возникновения -в неудовлетворении потребностей.

3 слой.

За любым негативным переживанием мы всегда найдем нереализованную потребность в ласке, внимании, любви, уважении.

4 слой.

Этот слой отражает отношение к самому себе, формирует самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам взрослых, близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он нужен.

Решение ситуаций.

- У нас на лугу Доброты растут цветы желаний, предлагаю вам сорвать цветок и пожелать своему ребенку……….(цветы трех цветов, тем самым родители делятся на 3 подгруппы)

1.Как бы вы ответили ребенку на такую жалобу дочери: «Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, на меня они даже не взглянули». (Ответы родителей)

Вариант ответа: «Я не обижаюсь на подруг, она ведь твоя подруга, и завтра все будет по-прежнему». Необходимо активно выслушать ребенка, успокоить его найти выход из ситуации, удовлетворяющий ребенка.

2. «Сегодня, когда мы ходили гулять, Паша выбил у меня из рук корзину для игрушек, и из нее все рассыпалось». (Ответы родителей, нужно определить и назвать чувства)

3. «Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала кусок торта и съела, хотя вы приготовили его к торжеству».(Ответы родителей, нужно определить свои возможные переживания).

4.Вы в который раз зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас, но продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Ваши слова:

-Да сколько же раз тебе надо говорить!

-Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и тоже!

-Меня сердит, когда ты не слушаешь.

5.У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

-Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

-Не мешай разговаривать!

-Ты не можешь заняться чем - нибудь другим, пока я разговариваю?

6.Вы приходите домой уставшая. У вашего сына друзья, игры и веселье. На столе следы от их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения (хотя бы обо мне подумал!) Ваши слова:

-Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей!?

-Убери за собой посуду.

-Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и застаю дома беспорядок.

Круг «От сердца к сердцу».

1.Я узнала ……

2.Меня заставило задуматься то, что …..

На память о сегодняшней встрече мы подарим вам подарки от ваших детей,

это-сердечки любви, а также рекомендации «Как добиться успешного взаимодействия с ребенком».

























Приложение № 6.

« Ашық есік күні»

День открытых дверей

« Самопознание-страна доброты и дружбы»


«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству»

Сара Алпысовна Назарбаева

Цель: познакомить детей и родителей с общественной деятельностью детского сада, а также с автобиографией Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно-духовного образования «Самопознание», воспитание доброты у детей, умения дружить и бережно относиться друг другу.

Задачи:1. Познакомить детей с идеями гуманизма и человеколюбия, предложенными Сарой Алпысовной Назарбаевой. Формировать знания о понятиях «Дружба», «Доброта». 2. Развивать у детей и взрослых навыки работы в сотрудничестве. Объяснить, что для решения многих проблем, необходимо обращаться за помощью к другу и уметь доверять ему.3. Воспитывать нравственные качества , уважение к близким и труду взрослых.

Оборудование: презентации «Сара Алпысовна Назарбаева», «Наш любимый детский сад», шары, сердечки, песня «Улыбка», мультфильм «Просто так»,

Ход мероприятия:

1.Встреча гостей.

Ребята с воздушными шарами, на которых надпись «Қош

келдіңіздер!», «Добро пожаловать!» встречают гостей. Дарят сердечки, на которых написаны слова « Мы рады нашей встрече!»

- Мы рады вас приветствовать в стенах нашего детского сада! Қош

келдіңіздер! Добро пожаловать!

Здесь наша пристань, здесь наш общий дом!

Здесь мы растем, не по годам взрослея.

Бывает трудно, но зато потом

Идти по жизни будет веселее.

2.Экскурсия по детскому саду.

Кабинет директора.

- Это «Мозговой центр» нашего сада.Отсюда выходят все приказы и распоряжения, здесь следят за всем учебным процессом и хозяйственными делами детского сада.

«Быть директором детсада-трудно!

Столько дел и забот с утра,

Что порой кружится поминутно

от всего этого голова!»

Физкультурный зал.

(дети приветствуют гостей «Физкульт привет!»

«Чтоб успешно развиваться,

Нужно спортом заниматься!

От занятий физкультурой,

Будет стройная фигура!»

(Проводятся игры - эстафеты)

3.Музыкальный зал.

«А здесь танцуем и поем.

Очень весело живем!»

(с участием детей показывают мини-концерт для родителей).

4.Медицинский кабинет.

«Не дай бог нам простудиться,

Подхватить бронхит иль грипп-

Сразу вспомним мы о них!

Вам про них расскажет каждый, как умелы и отважны,

Как окутают вниманием, чтоб улучшить состояние!»

(медработник желает здоровье и раздает буклетки о профилактике ОРВИ)

5 Центр самопознания.

Звучит музыка.

« Қайырлы күн кұрметті қонақтар!

Живем в стране «Самопознание»,

И места лучше нет.

От сердца к сердцу посылаем

Любви и счастье свет».

Круг «От сердца к сердцу».Дети образуют круг и передают друг другу сердечко, называя свое имя и говорят пожелание и добрые слова.

- Есть замечательный человек-

Она открыла детям центр «Бобек»!

Школу любви и добра,

Школу «Самопознание».

-Вы догадались о ком речь? Правильно, это Сара Алпысовна Назарбаева. Давайте посмотрим небольшую презентацию, которая познакомит нас с жизнью и деятельностью этой замечательной женщины.

Имя этой выдающейся женщины современного Казахстана узнаваемо далеко за пределами страны, и мировое сообщество по достоинству оценило ее благородный труд ради казахстанской детворы.

(показ презентации).

- Суть программы «Самопознание» - верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности. Что вы понимаете под словом нравственность? (Любовь, Взаимопонимание, Милосердие, Дружба)

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить, конечно о дружбе.

Каждому из вас бывает радостно и, наоборот, вас что-то огорчает. И хочется поделиться с близким человеком. С кем бы вы поделились? Очень часто такой человека делится самым сокровенным с тем, кто рядом находится, например, в группе нашего детского сада.

-И мы сейчас предлагаем посмотреть презентацию «Жизнь нашей группы».

(показ презентации)

Слово предоставляется гостям.

Психолог проводит игры «Займи позицию», С помощью этой игры можно высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.

Затем предлагает посмотреть мультфильм «Просто так» и провести игру-рассуждение вместе с детьми и гостями.

6. Творческая работа «Мой друг» (работа в группах)

Рисуют друга и описывают качества.

-Но вот и подходит к концу наша встреча.

«Закончился вечер, закончилась встреча.

Настал расставания час,

Пускай вы устали, но всех согревали.

Улыбки и цвет ваших глаз.

Прошу не грустите, вы к нам приходите,

Мы с радостью встретим всех вас!»

-Приглашаю вас в круг «Дружбы».Я всех вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые мысли. Ребята и гости возьмитесь за руки и повторим такие слова:

« Дружба-это радость,

Дружба-это мы!

Дружба-это сила,

Дружба-это жизнь!»

В заключении исполняется песня «Дружба крепкая», каждому из гостей преподносится подарок, сделанный своими руками.


15


© 2010-2022