Формирование адекватных родительских позиций к ребенку в семье

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование адекватных родительских позиций к ребенку в семье.

(из опыта работы педагога - психолога и воспитателей ДОУ).

Ахунова Анна Петровна, педагог-психолог,

МБДОУ детский сад №27 Рябинушка» г. Елабуга

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.

Дошкольный возраст - ответственный период в жизни человека, момент рождения личности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско- родительских отношений. От родителей, их приятия/неприятия собственного ребенка во многом зависит его успешность.

В соответствии с законом «Об образовании» родители являются первыми учителями ребёнка, поэтому они также обеспечивают реализацию образования. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. Педагог-психолог выполняет связующую роль между родителями , воспитателем и детьми.

Одним из звеньев в цепи мероприятий, способствующих формированию и развитию родительского «профессионализма» является родительское собрание. Однако чаще всего проходит оно нудно, большая часть информации по тем или иным причинам не усваивается или игнорируется. Поэтому, мы с воспитателями одну из встреч решили провести в форме деловой игры. Игра позволит родителям получить практические навыки и вооружить их необходимыми знаниями, получить исчерпывающие ответы на волнующие их вопросы. А вопросов, которые задают педагогам родители, много: «Что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Каковы причины капризов и истерик?» и т.д.

Игру начали с тезиса А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Вопрос родителям: «Что же является примером для подражания?»

Выслушав высказывания родителей, пришли к выводу, что примером являются сами родители. Действительно, наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями - это то, что мы передаем своим детям на повседневной основе. Мы служим моделью, на которую они смотрят снизу вверх. И это может иметь как положительные, так и пагубные последствия. Хорошо, когда мы сами служим образцом поведения, которое мы хотели бы видеть в своих детях. Но порой бывает, что вопреки своим самым благим намерениям мы внушаем детям вредные идеи.

У каждого из нас бывают "удачные" и "неудачные" дни. Никто из нас не совершенен, и мы не должны требовать этого совершенства от себя. Мы должны, однако, осознавать, что всегда остаемся моделью для наших детей, что бы мы ни делали.

После дискуссии родителям предложили следующее задание: «Достоинства и недостатки моего ребёнка». В течение 2-3 минут они записывали достоинсва и недостатки своего ребёнка. В ходе игры выяснилось, что родителям задание понравилось, но они не всегда понимают, что является достоинством их ребенка, не знают, где граница между ложью и фантазией.

Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность - ложь как вредная привычка.

Вторая разновидность лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется - так же как и всему остальному, ребенок учится при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда столкнулись с ней впервые.

Обсудив вопрос о фантазии и лжи с родителями, познакомили их с некоторыми правилами поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка.

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, что нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

4. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям.

Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.

Родители включились в дискуссию на эту тему и смогли с нашей помощью сделать вывод. Честным с родителями ребенок будет тогда, когда он: - уверен, что ни при каких обстоятельствах мама с папой не станут его унижать; - не боится родительского гнева или быть отверженным;

- знает, что его поддержат в сложной ситуации, посоветуют правильный выход; - уверен, что наказание (если последует) будет разумным и справедливым; - знает, что в спорной ситуации родители примут его сторону; - уверен, что между ним, мамой и папой существует доверие.

Хвалите чадо за честность. Ведь лучше научить его не врать, чем постоянно наказывать за мелкие проступки. Наказание за мелкие проступки порой способствует появлению капризов, истерик.

Итак, познав себя и поняв, что дети во всем подражают нам, мы можем при необходимости корректировать свое поведение. Мы должны пристально всмотреться в себя и, не преувеличивая своих достоинств и недостатков, разобраться, что своим поведением сообщаем своим детям. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Собрание закончили игрой «Зажженная свеча». Каждый родитель передавал свое хорошее настроение. (Зажженная свеча - это символ любви, удачи хорошего настроения.)

Родители со встречи ушли с желанием вновь всретиться, предложив тут же темы для дальнейших встреч.

Родительское собрание в виде деловой игры является эффективным средством в работе с родителями. Участники по- новому взглянули на волнующие их вопросы, сделали открытия для себя.

Чему научатся наши дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, только за тем - с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Список литературы:

1. Кехо Д., Фишер Н. Сила разума для детей - Изд. Попурри,2011, - 176с. 2.Использование информации с сайта о развитии детей "У совёнка" Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратитить детские истерики?)

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - Санкт-Петербург, 2003.

3.Широкова Г.А., Жадыко Е. Г.Практикум для детского психолога. - Ростов- на Дону.:Феникс, 2007. - 314с.

4.Экман П. Почему дети лгут?: Пер. с англ.-М: Педагогика - Пресс,1993.- 272 с.

.

.


© 2010-2022